В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||||||
|
|||
---|---|---|---|
Патриарх АЛЕКСИЙ II (Ридигер) | Душа как христианка Весь христианский мир вновь воспевает вместе с Ангелами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Мы празднуем Рождество Христово - событие, которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровало Божию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле. Рождество и Крещение Господне - одни из самых светлых и радостных праздников, и главной их составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетить в эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнуть Иорданскую благодать... |
||
митрополит АМФИЛОХИЙ (Радович) | Значение Православия для современной молодежи Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — "Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции"... |
||
Иван АНДРЕЕВ | Библейское учение о мироздании Библейское учение о творении составляло краеугольный камень всего ветхозаветного воззрения на Божество и созданный Им мир. В основе этого учения лежала идея чистого творения из ничего, идея временности мира и идея сотворения человека непосредственно силою всемогущества Божиего в его первобытном совершенстве... |
||
Религия и нравственность Для более глубокого понимания сущности религии следует разъяснить отношение ее к другим сторонам духовной жизни человека. Наиболее важно уяснить отношение религии к нравственности, к науке и к искусству... |
|||
Андрей АНИСИН | Концептуализация соборности из феноменологии соборного единства Понятие "соборность", хоть и используется в последние годы достаточно часто в философских и публицистических текстах, так до сих пор и не имеет, на наш взгляд, опоры на серьезную концептуальную разработку. Идея соборности так и не оформилась пока до философского понятия и выражает по большей части смутные представления и феноменологические интуиции. Настоящая статья является попыткой перейти с описательного на сущностный уровень осмысления соборности... |
||
епископ АРТЕМИЙ (Кищенко) | Христианство - это религия оптимизма Библия, Божественное откровение говорит нам о том, что мир сотворен Богом. И так как мир имеет начало, то так же он будет иметь и конец. Все, что начало свое бытие во времени, во времени и закончится. Только слово "конец" мы воспринимаем по-нашему, по-земному - материально. А Священное Писание открывает более глубокий смысл этих слов... |
||
Николай БЕРДЯЕВ | О достоинстве Христианства и недостоинстве христиан У Боккачио есть рассказ о еврее, которого друг его христианин хотел обратить в Христианство. Еврей склонялся к принятию Христианства, но для окончательного решения хотел съездить в Рим и там посмотреть на поведение Папы и кардиналов, увидеть жизнь людей, стоящих во главе Церкви. Христианин, обращавший еврея в Христианство, испугался и решил, что все его старания пропали даром, так как еврей, конечно, не пожелает креститься после того, как увидит все безобразия, которые совершаются в Риме. Еврей поехал и увидел лицемерие, растление, обжорство, корыстолюбие, которые в те времена господствовали при папском дворе среди римского духовенства. И вот результат этого испытания получился неожиданный. Еврей вернулся, и друг его христианин со страхом спрашивает о впечатлении от Рима. Ответ получился самый неожиданный и очень глубокий по своему смыслу. Если христианская вера могла выдержать все безобразия и мерзости, которые он видел в Риме, если несмотря на всё это она укрепились и распространилась, то значит это истинная вера. Еврей окончательно стал христианином... |
||
епископ ВАСИЛИЙ (Родзянко) | Что испорчено в человеке - природа или воля? Что испорчено в человеке - природа или воля? Такова тема нашей сегодняшней беседы. Мы знаем, в чём тут дело: дело в расхождении между двумя богословиями, восточным и западным... |
||
митрополит ВЕНИАМИН (Федченков) | Радость пасхальная "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало" - вот причина радости, ежегодно правящей миром в пасхальную ночь. Радость становится общей, она вырывается из сердец человеческих и влечет людей во взаимные объятия... |
||
митрополит ВЛАДИМИР (Иким) | Слово в Великий Четверг о Тайной Вечери Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе - хлеб и красное виноградное вино. Но этот скромный стол словно бы распространился на всю вселенную, и на нем распростерся заклаемый за грехи человечества Агнец Божий... |
||
архиепископ ГЕОРГИЙ (Вагнер) | Суд Христов Время Великого поста - время Покаяния. Весь этот период мы, пастыри, совершаем еще чаще, чем в иные сроки самое трудное наше пастырское дело - служить при таинстве Покаяния. Исповедь - это суд, встреча с Христом как с Судьей, встреча с Его справедливостью и милосердием. Цель такой встречи - действенное обновление нашей жизни... |
||
Лев ГРИНФЕЛЬД | Где Бог, когда христиане страдают? Первые уроки воскресной школы… Бог создал небо и землю... Потом мы слушаем проповеди о том, как Бог отвечает на молитвы, читаем удивительные рассказы о том, как через молитвы изменился мир. Все замечательно и стройно. Мы получили ответы на свои первые вопросы, мир стал упорядоченным. Теперь мы вроде бы знаем и как жить, и к кому обращаться, когда нам сложно... |
||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ | Дошел ли до нас оригинал Библии? Часто можно услышать, что христианское Писание испорчено: оригинал, мол, до нас не дошел, Иисус в свое время проповедовал одно, а его ученики (прежде всего Павел) добавили к его проповеди нечто свое, иное. Да и пресса периодически сообщает о находке какого-нибудь очередного "сенсационного" документа, представляющего евангельскую историю в совершенно ином свете… Так есть ли у нас подлинный текст Священного Писания?.. |
||
Федор ДОСТОЕВСКИЙ | Луковка Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать... |
||
Сергей ДЯТЛОВ | Методология Священного Писания - это методология победы "Мы Богом живем и движемся, и существуем". Такими словами апостол Павел начал свою проповедь язычникам. Одним из самых передовых народов того времени - грекам, когда он пришел в Афины. "Мы Богом живем и движемся и существуем", - вот этот тезис лежит в основе нашей концепции, которую мы сейчас и изложим... |
||
преподобный ЕФРЕМ Сирин | Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа Христолюбивые братия мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет, и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание... |
||
священник Сергий ЖЕЛУДКОВ | Церковь доброй воли, или Христианство для всех …Мы рассмотрели проблему, которую обозначили наименованием: "Христианство для всех". Вот как это выглядит в сокращенном итоговом изложении: Есть Христианство веры. В самом общем смысле оно определяется как вера в Божественное достоинство Человека Иисуса Христа... Христианство универсальное, Христианство для всех есть Христианство воли... |
||
Иван ИЛЬИН | Без любви Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви: сильною волею, благою целью, справедливостью и гневной борьбой с вредителями? Ты пишешь мне: "О любви лучше не говорить: ее нет в людях. К любви лучше и не призывать: кто пробудит ее в черствых сердцах?"... Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, свое нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль... |
||
святитель ИОАНН Златоуст | Беседа на день Крещения Господня Скажем ныне нечто о настоящем празднике. Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они установлены, не знают. Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все знают, а какое это – Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно – каждый год праздновать праздник и не знать его повода... |
||
Слово огласительное на праздник Пасхи Да возрадуется всякий любящий Бога сему светлому празднику. Да внидет верный слуга в радость господина. Да поспешит носивший бремя поста за прибылью. Пребывавший в трудах с первого часа пусть получит ныне справедливую плату. Явившийся в третьем часу пусть празднует с благодарением сей праздник. Явившийся лишь в шестом часу пусть приблизится без страха: ему не причинят вреда. Промедливший до девятого часа пусть придет без колебаний. И работавший с одиннадцатого часа пусть не стыдится: Господь щедр... |
|||
архимандрит ИОАНН (Крестьянкин) | Есть ли адские муки? Други наши, сегодня, в Неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: "...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира", или: "...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" - мне хочется привести для вас мало кому известное свидетельство живого человека об истинности адских мук, ожидающих тех, кто услышит страшное слово последнего приговора: "...отыдите от Мене..." (Мф. 25, 34, 41)... |
||
иеромонах ИОВ (Гумеров) | "Христианские ценности – великое достояние человечества" Выражение христианские ценности возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово). Ценность – это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека... |
||
преподобный ИУСТИН (Попович) | Внутренняя миссия нашей Церкви Тяжело, неимоверно тяжело, в узкую душу человеческую и еще более узкое человеческое тело вместить, втиснуть бесконечную, вечную жизнь. Заключенные в стенах жители этой земли подозрительно относятся ко всему потустороннему. Заключенные во время и пространство они не терпят, вероятно, по инерции, чтобы нечто над-временное и над-пространственное, нечто потустороннее и вечное разорвало эту оболочку, проникло в их среду. Они это считают нападением, на которое отвечают войной... |
||
Святые мощи Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом. Мозг?! Какие чудесные тайны совершаются между его материей и душой! Сколько ни было бы опыта у рода человеческого, никак эти тайны не могут быть ни поняты, ни осознаны. Только немногие из них доступны человеческому чувственно-разумному познанию... |
|||
диакон Андрей КУРАЕВ | Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? У каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение. Иногда оно изливается в слова: "Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру, тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешние ритуалы. Да вспомни, как недавно сатирик Михаил Задорнов сказал: "Для общения с Богом мне не нужны никакие посредники!..." |
||
Родительская суббота: Тут только есть верующие и неверующие. Там - все верующие Одно из самых тягостных зрелищ на свете - поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших - это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!!.. |
|||
священник Вячеслав ЛОПАТКО | Принципиальное противопоставление внутреннего и внешнего аспектов духовной жизни недопустимо Во-первых, тематика Креста в Новом Завете является основной. В связи с этим всякое внешне выражаемое обозначение Крестом – «слово о Кресте» (1Кор 1.18), похвала Крестом (Гал 6. 14), символическое возлагание Креста (Евр 13.13) – имеет великое священное значение для Христианства. Далее, в духовной жизни акт прикосновения имеет важное значение. Эта истина явствует нам из самой жизни и подтверждается библейским авторитетом ... |
||
Алексей ЛЮБОМУДРОВ | Современные чудотворные иконы Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого "бесов отгоняти и вся недуги исцеляти"... |
||
мать МАРИЯ (Скобцова) | Христианство "Розовое Христианство" - где оно это розовое Христианство? У Христианства нет цвета, потому что раскалённая до бела сталь не имеет цвета и на неё даже нельзя смотреть, чтобы его цвет определить. Христианство, как раскалённая сталь, вонзается в сердце и испепеляет его. И тогда человек вопит: "Готово моё сердце, готово!" И в этом всё Христианство... |
||
протоиерей Александр МЕНЬ | Апокалипсис Библия завершается самой таинственной, самой грозной из книг Нового Завета, книгой, которая запечатлелась во многих произведениях мирового искусства. Если вы войдете в любой древний собор — в кремлевский, в загорский в Троицкой Лавре или в любой собор старинного города, или в сравнительно новый собор св. Владимира в Киеве, — вы увидите на дальней западной стене образы, иллюстрирующие Апокалипсис. Я думаю, что многие из вас хорошо знают знаменитые гравюры Дюрера к Апокалипсису. Грозные кони, страшная пляска смерти – это образы, которые часто привлекали к себе художников в кризисные эпохи: в Средневековье, в эпоху Возрождения и в конце XIX века... |
||
Кредо Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе Веры, Ваш вопрос вполне законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга. Итак, если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее... |
|||
Крест На одной древней надписи в честь кесаря Августа можно прочесть следующие слова: "Суша и море наслаждаются покоем, города процветают в согласии и мире". В этих словах есть значительная доля правды. С внешней стороны правление Августа было временем благосостояния и мира. Однако мир этот, купленный дорогой ценой, был только видимостью. Он явился результатом порабощения множества народов Европы, Азии и Африки. Империализм "Вечного города" простер свой меч над Западом и Востоком древнего мира. Правда, Рим нес покоренным "варварам" свою "цивилизацию", но вместе с ней приходило и рабство... |
|||
архиепископ МИХАИЛ (Мудьюгин) | Православное почитание икон Психологическую основу почитания икон можно усмотреть в поговорке: Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. По уверениям психологов, человек зрением воспринимает 80 процентов всей получаемой информации... |
||
Спасение и оправдание Стремление к спасению в будущей, или загробной, жизни - явление, характеризующее духовную жизнь многих, вероятно, даже большинства сознательных христиан. Представления о спасении могут быть различными: для одних - это личное наслаждение, радость, покой, иначе говоря, блаженство; для других - вечное пребывание с Богом, в общении с Ним, со святыми, т. е. с другими спасенными и, прежде всего, с людьми, которые близки и дороги уже здесь на земле; для третьих - нечто положительное, лишенное какого-либо конкретного содержания... |
|||
протоиерей Димитрий МОИСЕЕВ | Православие и власть -Отец Димитрий, как правильно понимать изречение апостола Павла: "Всякая власть от Бога"? -Эти слова так и необходимо понимать. Дело в том, что апостол произнес их для представителей древнеримской цивилизации, которые руководствовались дуалистическими религиозными соображениями о равнозначности добра и зла. И поэтому, чтобы люди не считали, что дьявол имеет возможность так же, как и Бог властвовать над людьми, в том числе и через других людей, апостол Павел и говорит: всякая власть от Бога…... |
||
Игорь НЕПОМНЯЩИХ | Путь русского Православия Сегодня мы видим открытые храмы, и никто не мешает человеку войти в них. Но означает ли это возрождение Православия после десятилетий гонений на него? И с чем были связаны эти гонения в стране, которая до того считалась оплотом Православия?.. |
||
Олеся НИКОЛАЕВА | Иуда и сатана Если Евангелие от Матфея сугубо подчеркивает сребролюбие Иуды как главный побудительный мотив к предательству Христа, то в Евангелии от Луки и от Иоанна сребролюбие оказывается той греховной страстью, через которую входит в Иуду сатана: "Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати" (Лк. 22, 3)... |
||
святитель НИКОЛАЙ Сербский | Одному человеку, который застраховал жизнь свою и детей Я просто в страхе за вас. Вы пишете мне, что так надежно застраховали себя и своих детей, что теперь можете жить без забот. Ваша беззаботность, похоже, изгнала из души вашей страх Божий. Чем вы обезопасили свою жизнь? Не деньгами ли?.. |
||
игумен НИКОН (Воробьев) | Пути промысла Божия... Мир кажется большим с человеческой мерки, но не с Божией. Он видит все, и наши состояния, внешние и внутренние, всегда у Него пред очами. Любовь же Его и всемогущество попускают совершаться с нами только тому, что послужит в конечном итоге к величайшему нашему благу... |
||
Алексей ОСИПОВ | Православный человек - самый счастливый —Поясните слова Евангелия от Луки: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26)? —Эти слова, на первый взгляд, вызывают недоумение, но на самом деле речь идет о совсем простых вещах. Вы помните, что Христос говорил: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6). К примеру, человек уверовал в Бога, увидел, что именно Православие является истинным мировоззрением, оно дает возможность отказаться от всего бывшего в нем дурного. Он видит в Христианстве смысл жизни, истинный путь. А отец ему говорит: "Да брось ты всю эту ерунду. Это все чушь! Марксизм-ленинизм – вот где истинная жизнь". Как реагировать на это? Вот в этом выражении "возненавидит отца и мать" речь идет не о злобе к родителям... Человек должен сделать выбор. Презрения достоин тот, для кого мировоззрение – ничто, пусть даже ради своих родителей... |
||
Святой Дух Бог есть Дух, и Он не связан ни пространством, ни временем. Более того, апостол Иоанн Богослов говорит: "Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8), вот что есть Дух Святой. Дух не подобен некоторой материальности, которая пронизывает все как закон тяготения. Часто не могут понять, что дух – это не материальная субстанция. Это есть, выражаясь нашим языком, – состояние. Но это опять не то слово. Простые вещи можно почувствовать, пережить, но они невыразимы языком. Например, как вы слепому объясните, что такое зеленый цвет? Можете до бесконечности приводить аналогии из музыки, из тактильных ощущений, но он не сможет понять, что такое зеленый цвет. Его можно только увидеть. Так и дух есть первичная реальность, которую описать словами невозможно. Истинное, здоровое, нормальное состояние человеческого духа – это богоподобное состояние любви ко всем. Но это не состояние моих чувств, которые сейчас есть, а через минуту прошли. Это не мимолетное состояние, не увлеченность, не вспышка. Это свойство очищенной души... |
|||
священник Филипп ПАРФЕНОВ | Если ересь - грех, то любой грех есть ересь В Отечнике епископа Игнатия Брянчанинова говорится о преподобном Агафоне, которого однажды посетили его некоторые братия и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, – почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: "потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший". Однако, почему авва Агафон отвечал именно так, и есть ли так на самом деле? Ведь любой грех, будь он чувственным или умственным, против самого ли Бога или против ближнего, отчуждает человека от Бога и Его благодати... |
||
Некоторые штрихи к портрету Блудного сына... и его старшего брата "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения" (Лк. 15, 12). Кто может быть этим сыном и почему он – младший? Младшим мог вполне быть первый человек на земле по отношению к уже сотворенным до него Богом ангелам, в этом первозданном раю, где все было "хорошо весьма", "добро зело" (Быт. 1, 31)... |
|||
Такое разное Православие, такие разные православные, или Сколько вер в РПЦ? Весьма непростой вопрос. В современной русской Церкви легко ли провести границы между церковными и нецерковными людьми, Православием и еретичеством? Стабильно воцерковленными православными являются в лучшем случае 3-5 процентов населения России по Москве, Петербургу и другим крупным городам; в сельской местности и большинстве средних городов их наберется едва ли больше 1 процента. Гораздо больше сочувствующих, называющих себя православными, крещеных по традиции, приходящих в храмы на Рождество, Пасху, Крещение за святой водой, на поминовение усопших близких; часть из них могут изредка исповедоваться и причащаться, раз-два в год – всего может набраться до 40-50 процентов россиян. Кто из них больше принадлежит Церкви или меньше и в какой степени? Где критерии церковности и православности?.. |
|||
архимандрит ПЛАТОН (Игумнов) | Нравственное сознание в структуре личности и стыд Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание следует признать как безусловный и не требующий объяснения факт. Нравственное сознание не может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего... |
||
Александр ПОНОМАРЕВ | Воскресение тела Чтобы совершилось всеобщее воскресение людей в бессмертных преображенных телах - для этого должно придти второй раз Христу (Второе Пришествие). Пришествие Христа, сроки коего знает только Отец (Мф. 24; 36), знаменует собою конец истории (Мф. 25; 31). Христос же придет, когда Его не будут ожидать (Мф. 24; 42-44), "как тать ночью" (1 Фес. 5; 2- 3). Чтобы осуществился Суд (Ев. 9; 27), необходимо воскресить умерших на тот момент; посему, при Пришествии Господа умершие воскреснут в бессмертных телах (1Кор. 15; 53) при гласе Архангела (1 Фес. 4; 16) и при последней (1 Кор. 15; 52) трубе Божией (1 Фес. 4; 16). Сразу после того, как воскреснут мертвые, преобразятся в мгновение ока (1 Кор. 15; 52) еще на тот момент живущие (1 Фес. 4; 17)... |
||
Денис ПОПОВКИН | Об эгоизме с христианской точки зрения Слово "эгоизм" известно, пожалуй, каждому, но многие ли на самом деле задумываются о том, что оно означает? Большинство людей на вопрос: "Что такое эгоизм?" скорее всего ответят — "любовь к себе" и это, вроде бы, понятно, но разве любить себя — это действительно так плохо? Когда-то один человек спросил Иисуса Христа: "Какая из заповедей самая важная?" И Христос ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и вторая заповедь, подобная ей, — возлюби ближнего твоего, как самого себя." Не многие обращают внимание на последние слова в этой фразе — "как самого себя", но Христос говорил эти слова не зря... |
||
Евгений ПОСЕЛЯНИН | Мир веры. Почитание святых Какую теплоту православному религиозному миру придает установленное в нем почитание святых. "Се что добро или что красно, еже жити братии вкупе". Сиротливо чувствует себя человек, которому не с кем поделиться чувствами и мыслями, который одинок в своей духовной жизни... |
||
... | Православное 8 Марта Кроме многих праздников, посвященных Пречистой Деве, есть и праздник святых жен-мироносиц. Действительно, можно назвать этот праздник православным женским днем. Для многих христианок уже сейчас кажется странным праздновать Восьмое марта - хотя вполне понятна радость о дополнительном выходном... |
||
... | Радоница - день особого поминовения усопших …Во вторник второй недели по Пасхе… Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи... |
||
... | Святые, пребывающие на Небе, имеют общение с живущими на земле Все мы веруем, что святые, пребывающие на Небесах, имеют общение с живущими на земле. Так ли это? Преподобный Серафим Саровский одной из инокинь Дивеевской женской общины в день Благовещения Пресвятой Богородицы сказал: "Нам будет видение Божией Матери". И слова его оправдались... |
||
преподобный СЕРАФИМ Вырицкий | От Меня это было Дyмал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтомy для Меня составляет особyю отрадy воспитывать тебя. Когда искyшения восстанут на тебя и враг придет, как река, Я хочy, чтобы ты знал, что от Меня это было, что твоя немощь нyждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя... |
||
Олег СТАРОДУБЦЕВ | Символика православного храма Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее "открытую", осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Исследователи В. Бобков и Е. Шевцов полагают, что поскольку "опыт религиозного сознания, по сути, есть акт откровения, идущий не снизу (от субъекта), но данный сверху – от Бога, то есть до конца непознаваемый и неописуемый, постольку онтологическим фундаментом православия является символизм". Поэтому, говоря о христианской символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе... |
||
... | Старший вестник и воин Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка "архи" к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами... |
||
Павел ТОКАРЧУК | Богаты мы или бедны? Быть благодарным и за все благодарить, действительно может только истинный христианин, не зависимо в каких условиях он находится, кто его окружает, что он имеет или чего у него нет. Послушайте одну историю... |
||
протоиерей Вячеслав ТУЛУПОВ | Смиренномудрие Святые отцы часто потребляли слова "смирение" и "смиренномудрие" как синонимы, но тем не менее придавали им различное значение. В святоотеческом понимании смиренномудрие — это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. Именно смиренномудрие рождает смирение, которое представляет собой не что иное, как состояние внутреннего сердечного мира... |
||
Николай УСПЕНСКИЙ | Задачи православного богословия в современной жизни Церкви Прежде чем излагать конкретно задачи православного богословия в современной жизни Церкви, полезно вспомнить значение богословия в истории Христианства. Воплотившееся Слово Божие, Господь Иисус Христос, дал людям для их спасения Свое Божественное Евангелие. Особенностью Евангелия Христова, отличающей его от философских систем и различных религиозно-этических концепций, является доступность его понимания и претворения в жизнь для людей всех степеней культуры и возраста. Каждый человек может найти в Евангелии Путь, Истину и Жизнь... |
||
Спасение верой Православная вера исповедует в Символе Веры "Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна". Этими словами Православная Церковь учит, что спасение людей совершено Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, Который Сам о Себе сказал: "...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 28; ср. Мрк. 10, 45), и что это спасение было совершено чрез уничижение Сына Божия, добровольно принявшего человеческую природу и с нею пострадавшего и умершего на кресте, о чем апостол Павел писал к Филиппийским христианам: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Филип. 2, 6—8)... |
|||
Михаил ФАТЕЕВ | Знаете ли Вы? Знаете ли Вы, что по римскому законодательству телесные наказания всегда предваряли казни. От телесных наказаний освобождались только женщины и римские сенаторы, либо воины. Обычно наказание состояло в бичевании. Для этой цели использовался короткий бич (кнут или плеть) с несколькими отдельными или перевязанными между собой кожаными ремнями различной длины, к которым привязывались небольшие железные шарики или острые кусочки овечьих костей. При бичевании с осужденного снимали одежду, а руки привязывали к прямому столбу. Именно такому наказанию подвергли Иисуса... |
||
Георгий ХЛЕБНИКОВ | 16 доказательств бытия Бога Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна... |
||
Михаил ЧЕРЕНКОВ | Бог являет Себя между мной и тобой Свидетельствуя о своей вере, христиане любят прибегать к ссылкам на мнения известных ученых. Такие мыслители как Августин, Паскаль, Кант в равной степени авторитетны и для верующих, и для неверующих. Однако логические аргументы вряд ли могут убедить в существовании Бога, если они не подкреплены духовной интуицией и сердечным предчувствием Бога, изначальным доверием и глубинной любовью к благому Началу мира... |
||
Кому Бог Отец, тому Церковь мать В православной культурной среде бытует поговорка "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец". Авторство этой крылатой фразы принадлежит Киприану Карфагенскому (III в.), выдающемуся учителю и епископу, с которым считались церковные и имперские власти. В наше время подобная принципиальность воспринимается с иронией. Современников возмущает всякая обязательность в религиозных вопросах... |
|||
священник Георгий ЧИСТЯКОВ | Заметки о византийской литургии В каждой Церкви свой обряд (римский, миланский, византийский, армянский, сирийский и т.д.) передается из поколения в поколение. Это что-то вроде апостольской преемственности. Причем в каждом обряде есть моменты особенности, не зафиксированные ни в одном Служебнике или Миссале и не описанные в пособиях по литургике; однако зачастую именно эти особенности (жесты, паузы и т.п.) бывают особенно дороги нам, священникам, ибо, воспроизводя их во время богослужения, мы знаем, что следуем не какой-то книге или учебнику, а устной традиции, именно устно, лично, из рук в руки полученной нами от старших, ими, в свою очередь, от их предшественников и так далее. Таким образом обряд не менее чем апостольская преемственность связывает нас с Церковью середины 1 века, членами которой были "самовидцы" (Лк 1: 2) проповеди Спасителя, участники Тайной, или Эммаусской, вечери и того "преломления хлеба", которое совершал апостол Павел и другие апостолы... |
||
... | Чудо исцеления души и тела Несколько студентов Хабаровской Духовной семинарии в порядке очереди несут пономарское послушание в храме освященном в честь иконы Божией Матери "Всецарица", который располагается на территории Хабаровского Онкологического Центра. Когда я поехал туда в первый раз, Господь сподобил меня встретится с человеком, который, узнав о своем страшном диагнозе, не только не упал духом, но даже наоборот, болезнь помогла ему встать на путь, идя по которому, человек достигает своей магистральной жизненной цели - единения с Богом. Этого человека зовут Владимир, ему тридцать пять, он хабаровчанин, военнослужащий, имеет жену и маленькую дочку... |
||
протопресвитер Александр ШМЕМАН | "Вечная детскость Бога" "Кто не приимет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк. 10:15) - эти удивительные слова мы находим в Евангелии. В Евангелии вообще много, часто говорится о детях. "Будьте как дети", "таковых бо есть Царство небесное" (Мф. 19:14) - что это значит? Тот мир, в котором мы живем, та цивилизация, которая определяет все наши взгляды, мысли и вкусы, пожалуй, почти не способна уже услышать эти евангельские слова, поверить им и, я прибавлю, - обрадоваться им. Ибо этот мир, эта цивилизация прежде всего предельно и угрюмо серьезны, и они гордятся этой своей серьезностью... |
||
. |