В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
Михаил Фатеев
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Знаете ли Вы, что по римскому законодательству телесные наказания всегда предваряли казни. От телесных наказаний освобождались только женщины и римские сенаторы, либо воины. Обычно наказание состояло в бичевании. Для этой цели использовался короткий бич (кнут или плеть) с несколькими отдельными или перевязанными между собой кожаными ремнями различной длины, к которым привязывались небольшие железные шарики или острые кусочки овечьих костей. При бичевании с осужденного снимали одежду, а руки привязывали к прямому столбу. Именно такому наказанию подвергли Иисуса. Как правило, избиение производилось двумя воинами вплоть до полного изнеможения жертвы. О ранах Христа, полученных в результате бичевания и издевательства, говорится в Первом Послании Петра во второй главе. Греческий текст Послания говорит не о синяках, а кровоточащих ранах. Когда римские солдаты в полную силу били жертву по спине, железные шарики оставляли сильные ушибы, а кожаные ремни с костяными наконечниками врезались в кожу и подкожную ткань, разрывая их на уровне скелетных мышц, и тогда тело превращалось в дрожащие кровавые клочья. Количество потерянной крови определяло, как долго проживет осужденный на кресте. В общем, легкой смерти в Риме не бывало.
Знаете ли Вы, что унижения Господа не закончились позорной смертью на кресте. Иудеи хоронили покойников в день смерти. Ответственность за соблюдение порядка погребения возлагалась на ближайших родственников. Если родственников не было, то хоронила община. Погребение следовало выполнить побыстрее, но только не в субботу. Глаза покойного закрывали, тело умащивали благовониями и маслами и туго обматывали полотнищем. Затем в сопровождении траурной процессии его доставляли к родовой усыпальнице за пределами города. Как правило, это была небольшая высеченная в скале пещера. Обычно она состояла из двух гротов, соединенных между собой небольшим проходом. Первый грот предназначался для тех, кто приходил оплакивать покойного, а во втором, на специальных полках, помещалось тело умершего или умерших, все зависело от того на сколько человек была рассчитана усыпальница. В течение недели ближайшие родственники оплакивали покойного, принимая соболезнования друзей. Мы встречаем упоминание об этом и в Евангелии в истории про воскрешение Лазаря. Через год кости покойного собирали в небольшой каменный сосуд, который назывался оссесуарий. Особые похоронные порядки устанавливались для тех, кто был осужден по решению иудейского суда. Во дни Иисуса позорные похороны включали два аспекта: осужденного преступника нельзя было хоронить в семейном склепе и его нельзя было публично оплакивать. Поразительно, что во время погребения Иисуса эти два обычая были соблюдены. Он был похоронен не в семейной гробнице, а оплакивали Его тайно.
Знаете ли Вы, что тридцать серебряников, которые предложили первосвященники Иуде были весьма большой по тем временам суммой. Работник за тяжелую дневную работу получал обыкновенно только динарий. Иуде предложили 30 серебряников, причем это были "сикли храма", которые были "тяжелее" обыкновенных - один сикль равнялся 4 динариям. Стало быть, цена, предложенная Иуде была во 120 раз выше поденной платы одного работника! Более трети года надо было переносить "тягость дня и зной", что бы заработать такие деньги. Вряд ли первосвященники думали об осуществлении древних пророчеств, но, наверное, они предполагали этой суммой унизить Христа, потому что 30 серебряников некогда были обыкновенной ценой раба, которую мы встречаем в книге Исхода.
Знаете ли Вы, что в том, что Иисус въехал в Иерусалим на осле, евреи видели исполнение пророчества пророка Захарии: "Царь твой грядет к тебе … сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъярменной". Но почему Мессия ехал на осле, ведь осел - это совсем не царское животное? Один из еврейских мудрецов объясняет это следующий образом. Человек состоит их материи и духа. Материя на иврите хомер, а хамор - осел, и это однокоренные слова. Таким образом, Царь-Мессия въехав в Иерусалим на необъезженном осле не только подчинил материальное духовному, но и явился как царь всего материального мира. В образе же пришествия на двух животных усматривается намек на будущие события - на два пришествия Мессии. То что на осле никто не ездил, было символом царского звания грядущего Мессии, и этот символ правильно понимали стоящие у дороги с пальмовыми ветвями жители Иерусалима, воздававшие хвалу въезжающему в город Давида Иисусу.
Знаете ли Вы, что плоды смоковницы (или инжира) созревают обычно три раза в год, в разное время. Поэтому, как говорится в Талмуде, для сбора смокв не нанимают сезонных рабочих, и иудейский закон не требует оставлять на смоковнице часть плодов для бедных, "учет и контроль" невозможен в отношениях с этим своевольным деревом. Хозяина связывают с его смоковницей особые, почти личные отношения, не допускающие вмешательства посторонних, он должен сам подойти к дереву, прикоснуться к нему, и смоковница, словно откликаясь на его заботу, словно по собственной воле дарит ему свои плоды. Такие же отношения связывают мудреца с Торой. Понятно, почему смоковница стала символом мудрости. И теперь, возможно, нам будет понятнее смысл того проклятия, которое Христос обрушивает на смоковницу в первый день Страстной недели. За что проклинает Иисус смоковницу? Чего он ждал от нее - ведь, как рассказывает евангелист, "еще не время было собирания смокв"? Может быть, он ждал того, что было обещано мудрецами - свежий плод "во всякое время"? Так или иначе, проклиная смоковницу, Иисус проклинает одновременно и дерево, отказавшееся плодоносить в соответствии со словами мудрецов, и старую иудейскую мудрость, символом которой оно является. Проклинает за то, что эта мудрость не сдержала своего обещания и не принесла плодов веры.
Знаете ли Вы, что осталось предание, что дом где была совершена тайная вечеря, принадлежал евангелисту Марку или его отцу. Эта точка зрения подкрепляется тем, что в рассказе именно в повествовании Евангелиста Марка обо всех событиях вечера Страстного четверга встречается большое количество живых и мелких подробностей, которых не находим у других евангелистов. Вообще, во времена Христа жители Иерусалима охотно представляли иудейским богомольцам, прибывающим в этот город на Пасхальные праздники помещения, необходимые для того, чтобы совершить предписанную законом праздничную трапезу. Порой в одной комнате могли есть пасхального агнца несколько компаний. Но, судя по евангельскому рассказу, комната, которая была подготовлена для Христа, была отдельная и уединенная. Кроме ближайших учеников - Апостолов - в ней, по всей видимости, никого не было.
Публикуется с любезного согласия Юлии Ивановой,
представляющей автора статьи