В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
Николай Дмитриевич Успенский
СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ
(Доклад на богословских собеседованиях в Арнольдсхейме)
Православная вера исповедует в Символе Веры «Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна». Этими словами Православная Церковь учит, что спасение людей совершено Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, Который Сам о Себе сказал: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28; ср. Мрк. 10, 45), и что это спасение было совершено чрез уничижение Сына Божия, добровольно принявшего человеческую природу и с нею пострадавшего и умершего на кресте, о чем апостол Павел писал к Филиппийским христианам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2, 6—8).
Эту тайну спасения человечества изъясняет апостол Павел в послании к Колоссянам. Он говорит: «...благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (во Христе) обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, к земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою (Колос. I, 19—22).
Говоря образами об этой тайне искупления человечества Иисусом Христом, апостол в том же послании к Колоссянам писал, что Христос, истребил «бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (2, 14).
Особенностью искупительной жертвы Иисуса Христа является то, что она была принесена не за отдельных людей и не за избранные народы, но за все человечество «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9; ср. 1, 5), и спасительное действие этой жертвы превосходит все и всякие грехи. «Кровь Иисуса Христа, — говорит другой апостол, Иоанн Богослов, — ...очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7).
Искупление рода человеческого через крестную смерть Господа Иисуса Христа лежит в основе православного учения о спасении. Поэтому оно изложено и в Символе Веры. Оно было и предметом богословствования отцов Церкви. «Не удивляйся тому,— говорит св. Кирилл Иерусалимский,— что мир весь искуплен; ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека, Адама, мог принести смерть в мир. Если же преступлением одного смерть воцарилась в мире, то тем более правдою Единого жизнь воцарится. И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первозданный из земли принес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнью? Если Финеес, умертвив в ревности человека, делающего постыдное, прекратил гнев Божий, то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, ужели не может утолить гнева на людей?»
Искупление человечества Господом Иисусом Христом, распятым в конкретное историческое время при Понтии Пилате, составляет объективную сторону дела спасения. Но есть еще субъективная сторона этого дела, требующая участия в нем тех, ради кого страдал на кресте Спаситель, то есть людей. От них требуется вера в Господа Иисуса Христа, как в своего Спасителя. Эта вера является первым и непременным условием спасения человека. На такое ее значение указал Сам Христос, когда Он после Своего воскресения из мертвых, посылая учеников проповедывать Евангелие, сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мрк. 16, 16). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36; ср. Иоан. 6, 29). О необходимости для спасения человека веры в Господа Иисуса Христа учили апостолы. Эта вера, по словам апостола Павла, оправдывает человека и дает ему доступ к благодати Божией (Римл. 5, 1—2; ср. Ефес. 2, 8). О таком же значении веры говорит апостол Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петр. 1, 3—5).
Вера в Господа Иисуса Христа, как необходимое условие для личного спасения человека, не может быть заменена ничем — ни соблюдением норм общечеловеческой этики, ни добродетелью самой по себе. Как говорит апостол Павел: «...человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16; ср. Римл. 3, 28, 30). Хотя эти слова апостола Павла были направлены против современных ему иудеев, видевших спасение в соблюдении Богом установленного обрезания, однако Церковь приняла это назидание апостола, как относящееся ко всем людям вообще и предостерегающее их от самообольщения своими силами и добродетелью в деле их спасения. «Мы,— писал св. Климент Римский к Коринфским христианам,— будучи призваны по воле Его (то есть Бога.— Н. У.) в Иисусе Христе, оправдываемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в чистоте сердца нами совершаемыми, но верой, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал». Позднее Василий Великий также писал: «Это совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своей праведностью, но знает, что он не имеет истинной праведности, и оправдан одной верой во Христа».
Считая веру в Господа Иисуса Христа первым и необходимым условием для личного спасения, Православная Церковь понимает эту веру как духовное начало новой жизни в человеке, преображающее весь его внутренний мир, становящееся источником всякой добродетели.
Указание на такую веру она видит в словах Самого Господа: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7, 21; ср. Лк. 6, 46), а также в словах апостолов; например апостола Иакова, который пишет, что «...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17, 20, 26) и который веру, не соединяемую с добрыми делами, сравнивает с верой бесов: «Ты веруешь, что Бог един... и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), также апостола Иоанна, писавшего: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоан. 2, 4), наконец, в словах апостола Павла: «...не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Римл. 2, 13) и др.
Необходимость деятельной веры в Господа представлялась членам Древней Церкви аксиомой.. Так, еще св. Климент Римский по этому поводу писал: «Итак, что нам делать, братия? Отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь нет, не дай Господь, чтобы это случилось с нами; напротив, со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело... Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; ленивый же и беспечный не смеет и взглянуть на того, кто дал ему работу. И нам надлежит быть ревностными в делании добра, ибо все от Него». Это писал св. Климент в своем первом послании к Коринфянам. Во втором послании к ним же он опять возвращается к этому вопросу: «В чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему (то есть к Богу),— спрашивает муж апостольский,—-как не в том, чтобы не отрицаться от Того, через Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, исповедаю и Я перед Отцом Моим». Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого мы спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, что исполняем слова Его и не пренебрегаем заповедей Его, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию. У Исайи говорит Он: «народ этот устами почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня». Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду. Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимной любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротой; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им».
Можно было бы привести много подобных высказываний отцов Церкви. Но, кажется, достаточно напомнить слова хотя бы одного из них — великого учителя Церкви Иоанна Златоуста. «Умоляю вас,— говорил он,— будем прилагать великое старание о том, чтобы нам пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную. Ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся жесточайшему наказанию... И Сам Христос в Евангелии подтвердил то же, когда сказал, что некоторые люди, изгонявшие бесов и пророчествовавшие, будут осуждены за свою жизнь. Да и все притчи Его, как-то: притча о девах, о неводе, о тернии, о дереве, не приносящем плода, требуют, чтобы мы были добродетельны на деле. О догматах Господь редко рассуждает, ибо верить в них нетрудно; но о добродетельной жизни — очень часто, или лучше сказать всегда, ибо на жизненном пути предстоит постоянная борьба, а потому и труд. Но разве я говорю только о полном пренебрежении добродетели? Нерадение даже о малейшей части ее подвергает великим бедствиям. Так, небрежение о подаянии милостыни ввергает небрежного в геенну... Я скажу больше того; не только пренебрежение какой-либо одной добродетелью закрывает от нас небо, но если мы и исполним ее, но не с должным старанием и заботой, то это вызываете же последствия». В другом месте св. Иоанн говорит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни звание, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела, ни приобщение Крови и ни что другое из таковых не может принести нам пользы, если мы не будем иметь жизни праведной и чистой от всякого греха».
Итак, по учению Православной Церкви, в спасении человека через веру следует различать две стороны. Одну сторону составляет исторический факт искупления Господом Иисусом Христом всего рода человеческого на кресте, совершенного не по заслугам людей, а по безграничной любви Божией к человеку. Потому данную сторону дела спасения можно назвать объективной. Другую сторону, которую можно назвать субъективной, составляет доля личного участия человека в своем спасении. Конкретно эта доля участия заключается в твердой вере человека в Христа, как своего Спасителя, и в деятельном исполнении Его заповедей.
Источник:
Golubinski/Голубинский
Настоящая история церкви