Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова


КУЛЬТУРА
протоиерей Николай АГАФОНОВ Литература - это мой амвон
—Отец Николай, "Иоанн Дамаскин" - ваш первый литературный опыт в жанре романа. Если говорить кратко, о чем он?
—Это действительно мой первый опыт. Я очень волновался, получится ли у меня написать исторический роман, ведь до этого были только рассказы. Я испытывал сомнения: смогу ли я выстроить действительно интересную сюжетную линию, придерживаясь исторической точности. Я много молился, когда писал роман, и верю, что святой Иоанн Дамаскин помог мне в этом творческом деле. Без Божией помощи, только человеческими силами я бы этот роман не написал...
Александр АЛЕКСАНДРОВ Художник столбовой дороги
При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца - "Явление Христа народу". Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни"...
Владислав БАЧИНИН Революционер Иуда, или В мире перевёрнутых смыслов
Роман Дэна Брауна "Код да Винчи" (теперь экранизированный), в котором использованы мотивы новозаветных апокрифов, недавняя публикация переводов на современные языки коптского оригинала апокрифического "Евангелия Иуды" (см. "Обозрение" в "ИиЖ" № 5/06) заставляют людей, даже далёких от религии, задавать вопросы о "сути событий". Чтобы лучше разобраться в сути, надо представлять себе, что такое апокриф...
Владимир БОНДАРЕНКО 50 книг ХХ века
Упорно подвожу итоги. Двадцатому веку, русской литературе, в конце концов, самому себе. Наверное, пора. Чем дальше мы уходим от ХХ века, тем больше понимаем, мы — его дети. Его величие — это и наше величие. Его драмы и трагедии — это и наши тоже. Всех из нас в той или иной мере коснулось это — у кого отцы поумирали сразу после войны от ран, у кого и в лагерях побывали. Почти все мы, через поколение, родом из деревень, хоть и родились и выросли в крупных городах. Вот и пишу поэтому по-прежнему о своем ХХ веке...
Илья БРАЖНИКОВ Путь мамоновского человека
Очередной артистический шедевр Петра Мамонова - роль старца Анатолия в <…> фильме Павла Лунгина "Остров" - дает хороший повод поговорить о творческом пути этого человека, поразмышлять о его роли в русской культуре последних десятилетий...
Николай БУРЛЯЕВ "Во спасение души..."
Здесь на самом деле душе привольно. Но жить нам еще... в покое рановато. Пока есть силы, надо всё делать для русской культуры.
...Как говорил Лермонтов, "каждый гном почитает труды свои великими". Я не почитаю великими свои труды. Нормальная работа русского мужика. Что-то и удалось...
Павел БУСАЛАЕВ Псевдолитургийность гипермаркетов
Павел Бусалаев — известный московский иконописец, член исследовательской группы «Иконичность».
Уже несколько лет он занимается научно-практическими изысканиями под общим названием «Святое без Бога»; на базе все пополняющихся материалов им создана серия презентаций «Похищение образа», прошедших в Храме Христа Спасителя, Третьяковской галерее, на различных выставках. Работы Бусалаева посвящены анализу приемов и методов современной рекламы, которая, заимствуя священные образы и понятия, пытается использовать их в своих целях...
иеромонах ВАРЛААМ (Горохов) Духовная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова
Тридцатые годы девятнадцатого века - это годы увлечения русской дворянской интеллигенции Байроном, Гете, Гейне, Шиллером - представителями возникшего в конце семнадцатого века направления европейской культуры - романтизма. Романтизм по своей сути был протестом против того царства капитала, беспробудного мещанства, которое возникает в Европе после победы буржуазных революций, а религиозно и духовно - романтизм был реакцией на протестантство, которое, лишив человека аскетического подвига, выхолостило в Христианстве все героическое, высокое и неотмирное...
Владимир ВОЛКОВ Первопечатник
Жизнь и судьба русского первопечатника Ивана Федорова таят в себе немало загадок, и первой из них является тайна его всеевропейского престижа. Ведь перед этим, казалось бы, скромным и совсем незнатным московитом открывались двери самых роскошных королевских дворцов. За свою жизнь он объездил значительную часть Польши, Германии, Австрии, Сербии, свободно посещал монастыри, академии, типографии. Ивана Федорова торжественно принимали польские короли Сигизмунд II Август, Стефан Баторий, император Священной Римской империи Рудольф II, с ним переписывался саксонский курфюрст Август. Кем же был издатель первых, но удивительных по совершенству русских книг? Почему слава его переросла границы Отечества, став достоянием не только российской, но и европейской культуры?..
Валерий ГАНИЧЕВ Отогревающий душу
60-ые годы закончились. Казалось, вот-вот сдвинется страна, начнется очищающий реку ледоход. По привычке русского общества многие обращали свой взор к литературе, что скажет она, что ощущает, что предчувствует? Поле ее было вспахано...
И хотя негоже определять призовые места в современной литературе, но мы не ошибемся, если будем считать, что первым в этом ряду стоит Валентин Распутин...
России данная на радость!
После выхода в свет в Орле поэмы "Ксения Петербургская", она была опубликована уже в столичных журналах "Новая книга России" и "Роман-журнале XXI век", а ныне представлена на соискание премии Александра Невского...
игумен ГЕОРГИЙ (Шестун) "Православная культура - культура православной цивилизации"
Порою бывает очень трудно определить смысл понятий, хорошо знакомых с самого детства, понятий, которые прочно вошли в язык и сознание, и смысл которых на первый взгляд очевиден. Когда слышишь вопрос: "Что обозначает данное понятие?", - ответ как бы и готов: "А вы разве не знаете?", - кажется, что это знают все.
К таким знакомым, но трудно определимым, относится и понятие "православная культура"...
Екатерина ГЛУЩЕНКО Религиозные основы русской педагогики
Начну с одного эпизода, который очень хорош в качестве завязки к моему выступлению. Недавно в нашем городе выступал музыкальный коллектив, репертуар которого составляет духовная музыка, а также народные песни. Так вот одна девочка – школьница, которую взяли на этот концерт, к сожалению, не родители, а в общем-то посторонние люди, сказала: "Вы знаете, нам вот именно вот такого не хватает, вы не знаете, какие мы сейчас дикие…". Ребенком найдено очень точное слово. И вряд ли он имел в виду только эстетическое бескультурье свое и своих сверстников. Мы могли бы приводить огромное множество примеров разного рода дикости, обычной в детской и молодежной среде, от внешнего вида и речевого общения до жестоких и циничных преступлений, которые зачастую даже не осознаются таковыми их участниками. Но эти примеры у всех на слуху и на виду. Корень у всех этих "дикостей" один – вопиющая безнравственность. Нам важно подчеркнуть, что ребенок все-таки смог осознать свой стиль жизни как дикий, недолжный. Но он смог это сделать только тогда, когда появилась возможность сопоставить его с чем-то принципиально иным...
Николай ГОЛОВКИН Завещание доктора Пауста
…Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в последний день весны 1892 года. Семья часто переезжала, в детстве и юности он то жил в Киеве, то возвращался в Москву. А когда стал журналистом и писателем, объездил почти весь Советский Союз, бывал во Франции и Италии, Англии и Болгарии... Незаметно из выдающегося русского писателя, жившего в советскую эпоху, Паустовский стал величиной европейской и мировой культуры...
Елена ГОЛУБЕВА Парадоксы русского эпоса
Словосочетание "русский героический эпос" обычно ассоциируется с тремя былинными богатырями, обозревающими чисто поле, как на картине Васнецова. Вслед за былинами люди величают святого равноапостольного князя Владимира Святославича Красным Солнышком. А преподобного Илию Муромского, чьи мощи почивают в Киевских печорах, некоторые исследователи считают историческим прототипом Ильи Муромца. Русская народная культура постоянно обращается к образам героев-защитников родной земли, приспосабливая их к конкретному контексту...
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Между Богом и демонами
DE I: У вас есть свои авторитеты?
Б.Г.: Конечно, есть. Если я общаюсь с человеком, чье творчество я уважаю и люблю, то, естественно, у меня возникает перед ним легкий трепет. Но в процессе разговора, как правило, трепет рассеивается, и я понимаю, что этот человек – такой же, как и все остальные. Просто в своем избранном роде деятельности он достиг такой высоты, которая мне и не снилась. Поэтому я буду относиться к нему с безумным почтением, восхищением и любовью, но зная, что человек все равно остается человеком, по мере сил – учусь...
Борис ГРУБИН Русский дух в мультфильме "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Полнометражный мультфильм "Добрыня Никитич и Горыныч Змей" это второй фильм в задуманной трилогии о русских богатырях. Первый фильм про Алешу Поповича шел в кинотеатрах год назад, а третий фильм "Илья Муромец и Соловей разбойник" появится через год. По общему уровню исполнения и смотрибельности это, может и не наш ответ "Властелину колец", но уж точно на голову превосходит того же Астерикса и Обеликса. С этим французским сериалом наши мультфильмы роднит время действия - глубокая древность, непрекращающийся поток юмора и смешных ситуаций и образы былинных героев, которые олицетворяют собой лучшие черты национального духа в противопоставлении чужому. Там - галлы против римлян, у нас - русский дух и нерусский...
Светлана ДИВНОГОРЦЕВА "Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний"
Одной из существенных особенностей сегодняшнего времени является обращение значительной части российского общества к религиозному обоснованию основ своей жизнедеятельности. Это не случайно, поскольку, "освоение духовных ценностей, вхождение в религиозную реальность, религиозную традицию, - как отмечает В.Д. Шадриков, - удваивает мир человека, открывает для него не только мир вещей, но и мир смысла и доброты, идеальное измерение мира" [206, c. 50]. К этому следует добавить и тот факт, что история Российского государства, его культуры, экономики, уклада жизни формировалась под сенью Православия, явившегося для России государствоообразующим, этнообразующим и культурообразующим стержнем. Русская культура на протяжении тысячелетия была культурой христианской, питавшейся идеалами Христианства, бравшей в нем свои духовные силы, "любовь к свободе и чувство ценности личности" [56,c. 173]. Поэтому ее и нельзя понять вне Христианства...
Надежда ДМИТРИЕВА Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова посвящается
Ушел из жизни великий скульптор, великий и красивый русский человек, беззаветно любивший Россию. Ушел, чтобы остаться в шелесте берез над своей могилой, в просторах полей и синеве небес своей родной курской земли и в сотнях памятников и поклонных крестов, поставленных им по всей Русской земле и за ее пределами...
Валерия ЕФАНОВА Испытание вечными истинами
Следует сразу оговориться, что не всем существование такого явления, как современная православная художественная литература, представляется очевидным. Мне приходилось встречаться с мнением, что дифференциация здесь неуместна и необходимо вести речь просто о хорошей христианской литературе, в которую априори включены все подобные тексты. Тем не менее, как я постараюсь показать ниже, к настоящему дню сформировался целый круг авторов, чье творчество можно охарактеризовать именно как современную православную художественную литературу...
епископ ИЛАРИОН (Алфеев) Достоевский - гигант, равного которому в истории русской литературы не было
В моем духовном становлении этот писатель сыграл очень важную роль. В 14-15 лет я перечитал все романы и дневники Достоевского. Его мировоззрение во многом сформировало мой подход к проблемам человеческого бытия...
Людмила ИЛЬЮНИНА Трофим: Песня для всего народа
Все-таки, несмотря ни на что, мы - поющий народ... Песня - это, если хотите, "философия народа" в определенный период времени.
С этим утверждением, наверное, никто не будет спорить, если речь пойдет о русских народных песнях, о лучших песнях советского времени, о начале демократического времени. А когда говорят о нашем времени, о том что "любит слушать народ", то обычно сокрушаются: "Попса все и всех задушила". Юрий Шевчук недавно сказал, что когда-то он написал песню, которая прозвучала для всех - "Осень", а теперь уже такой песни и быть не может. И добавил (в интервью Питерскому радио на юбилее нашего рок-клуба): "Нет теперь народа, есть потребители".
А вот я хочу поспорить. Есть такая песня. И есть народ, который готов ее воспринять. При чем народ самый разный - от 10 до 60, от школьников до специалистов-стиховедов и музыковедов. Написал ее Сергей Трофимов, называется она просто - "Родина". Впервые я услышала эту песню на новом диске Трофима (такой сценический псевдоним выбрал себе С.Трофимов) "Ностальгия". И сразу подумала - вот оно, слово, которое нужно всем...
иеромонах ИОВ (Гумеров) Основные идеи романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с христианских позиций
Произведение это было сначала задумано как «психологический отчет одного преступления». О первоначальном замысле можно судить по письму (сер. сентября 1865 г.) Ф. Достоевского к редактору "Русского вестника" М. Каткову, с которым он вел переговоры о публикации. Писатель собирался показать состояние мучительной борьбы в душе "идейного" убийцы после совершенного им преступления: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело" (Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л., 1985. Т. 28, кн. 2. С. 137). Записи, сделанные в черновой тетради, показывают, что писатель сначала хотел написать от лица главного героя исповедь, записанную вскоре после убийства...
Сергей КАЗНАЧЕЕВ "К умной трезвости духовной"
Испокон веков Россия сознавала себя как литературоцентричная держава. Устное и письменное слово в высшем, Божественном своём проявлении являло собой духовный, нравственный и интеллектуальный стержень, на котором держались русская государственность и культура. Именно родная речь помогала нашему народу выстоять, сплотиться, победить в самые переломные моменты исторического бытия. Принятое недавно решение самого высшего уровня о присвоении 2007 году статуса Года Чтения подтверждает верность нашей государственности и культуры традиционным ценностям. Но проблема в том, что многие воспринимают базовые понятия "слово" и "чтение" по-разному...
Екатерина КАЛИКИНСКАЯ Васнецовское древо
Несмотря на трудное время, которое переживает наша страна, члены большой семьи Васнецовых, каждый в свою меру, пытаются повернуть российское общество лицом к нашей истории и культуре...
Сергей КАЛУГИН "Знаю одно: эти песни написал я..."
В декабре 1997 года в рамках культурологического семинара "Проблема элитарности в современной культуре" проводимого журналом "Волшебная Гора", при поддержке библиотеки им. Чехова состоялись концерт и творческая встреча с поэтом и музыкантом Сергеем Калугиным...
После аншлагового концерта С. Калугина и его группы "Дикая охота" в ЦДХ, в стенах художественно-дизайнерского объединения "Метакультура" произошла беседа главного редактора "Волшебной Горы" Артура Медведева с музыкантом. Надеемся, что в воспроизводимом фрагменте разговора, поклонники Сергея Калугина смогут найти ответы и на некоторые свои вопросы...
Константин КИНЧЕВ "Мое слово обращено к язычникам..."
В Москве заниматься роком было нельзя, — ее вычищали от "тлетворного влияния Запада", — а в Питере была хоть какая-то отдушина, был клуб. Соответственно я туда переехал и потихонечку влился... Меня пригласили в "Алису" и до сих пор мы вместе. Надеюсь, осенью к нашему юбилею выйдет очередной альбом; в него войдут песни, посвященные религиозной тематике — "Моя светлая Русь" и другие...
Денис КОРСАКОВ Ошибки "Кода да Винчи"
После выхода фильма "Код да Винчи" интерес к роману Дэна Брауна снова стал огромным. Те, кто до сих пор не успел прочесть роман, торопятся его купить, чтобы прикоснуться к первоисточнику. И чем громче скандал, тем больше интерес.
Большинство именно из этой книги узнает кучу новых сведений о древних божествах и тайнах истории. Между тем ни для кого не секрет: роман полон ошибок и глупостей...
Владимир КРУПИН Нужно быть счастливым просто потому, что живешь в России
Я счастлив, что у меня знакомые делятся в основном на три категории: учителя, врачи и священники. Это та самая триада, которая держала русскую культуру. Жертвенные батюшки, врачи самоотверженные. Мне кажется, что все будет хорошо, я просто уверен...
Школу спасет классика
Все против школьного учителя, все. Говорит он ученикам о порядочности – телевизор славит подлецов. Говорит он о чистоте и целомудрии – телевизор издевается над девственностью и учит спариваться. Говорит учитель об истории Отечества как о школе жизни – телевизор поливает историю грязью. Все святое, возвышенное покрывается хрюканьем и гоготом телевизионной бесовщины...
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ Если зло не преодолевается в конце романа, то какой тогда смысл в самом романе?
–Что, по-вашему, это такое – эстетизация зла?
–Когда зло делается привлекательным или эстетически, или психологически. Как, например, у Бодлера в его "Цветах зла" или у Булгакова в романе "Мастер и Маргарита". Но у Булгакова все не так просто. Он, как мне кажется, думал, что сверхъестественная нечистая сила лучше, чем тот плоский атеизм, который тогда царил в нашей стране... Булгаков, конечно, немного заигрался, увлекся злом. Но не стоит абсолютизировать его оправдание зла...
Совсем иное дело – постмодернистская эстетизация зла. Для постмодерна зло самоценно. Он не ставит сверхзадач, не добивается катарсиса, как Булгаков. Постмодернистская эстетизация зла ведет к концу литературы и культуры в целом...
протоиерей Олег КУЗЬМИНОВ В рок-культуре есть много произведений, передающих евангельское видение мира
Для меня рок это не музыкальный стиль. Иначе роком можно было бы назвать песни Ларисы Долиной или Владимира Кузьмина. Рок – это субкультура. Субкультура по отношению к массовой культуре "мира сего", о которой еще апостол Павел сказал, что ее содержанием является "похоть плоти, похоть очей и суета житейская". В этом смысле и Церковь также являются субкультурой. Ведь и она "не от мира сего". Другое дело, что Церковь движима любовью к Богу и людям, она существует при любом политическом режиме, Ее враг - грехи человеческие. Рок же всегда вырастает из протеста по отношению к общественному укладу, политической системе, ее лицемерию, лжи, фальши...
диакон Андрей КУРАЕВ Апологетика смысла
–Отец Андрей, вы однажды написали: "Неразборчивость в еде порождает проблемы. Так и с потреблением информации. Какие информационные потоки впускать в свою жизнь, в свою душу?" А что вы думаете о всеобщем увлечении жанром фэнтэзи? Включая нашего обожаемого Толкиена, книжки и фильмы про Гарри Поттера, романы Лукьяненко о ночном и прочих дозорах, одноименном фильме?
–Сначала скажу об этом жанре. Если бы я в свои мальчишеские годы не увлекался фэнтзи, наверное, я так бы и не пришел в Церковь. Такое подростковое увлечение фантастикой было гимнастикой для ума, наверное. То есть ты принимаешь определенные правила игры в фантастическом рассказе, повести и по этим метам (есть альтернативная история так называемая, скажем, что было бы, если бы Наполеон выиграл при Ватерлоо) логично выстраивается некая новая вселенная. Ты должен понимать ее внутреннюю логику, мотивы действий персонажей, даже не задаваясь вопросом, правда это или нет. Это очень неплохая школа литературоведения, вообще говоря. Потом уже я узнал, что в философии это называется феноменологический анализ, когда предполагается вживание в логику того или иного мира - художественного, философского, мифологического...
Сергей ЛАБАНОВ Гoголь Н.В. - мистик и поэт русской государственности
Гоголь был не только реалистом, сатириком, а мистиком и религиозным пророком, все литературные образы которого - глубокие символы...
Светлана ЛИПАТОВА Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени
17 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобного Андрея Рублева - величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность...
До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа - это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства...
Елена ЛУКОНИНА Осмысление, или Поколение "Ау!"
Несмотря на то что люди похожи друг на друга (голова, две руки, две ноги), у каждого из них свой неповторимый жизненный путь. Все мы разные, порой противоречивые и внезапные, порой тихие и смиренные… И все мы можем измениться — в поисках истины.
Статью, которую мы предлагаем сегодня вниманию читателей, можно было бы назвать "Субъективные заметки о русском роке". Автор неравнодушен к этому направлению музыки, которое вызывает столь большое количество откликов, как положительных, так и отрицательных. Последних, как водится, больше. Поэтому вторым названием для статьи могло бы стать такое: "Попытка оправдания". Удачная попытка...
Петр МАМОНОВ Меня рвет на части
В раю живешь – а все мало, все время хочется чего-то… Знаете, я уверен, что те обстоятельства, в которые нас помещает Господь, всегда благо. Я никуда не убегал и не прятался, как некоторые говорят! И жить в глуши никогда не планировал – родился и вырос в центре Москвы, на Большом Каретном. А очутился здесь. Но раз Он меня сюда поселил, значит, тут мое место...
Тьма - это отсутствие света
–Ведь как все нынче извращено. Вот критики тут недавно фильм "Остров" Павла Лунгина разбирали, о церкви говорили как о чем-то ветхожитийном, типа "Илья Муромец". Как жить дальше, если ни во что не веришь? Будешь пихаться налево-направо. А если вера есть, как не хочется сесть, все уступишь старухе место. Вот тебе и все Христианство...
Мария МАЦУСИМА Русская церковная музыка - это незабываемые встречи
Во время моего трехнедельного паломничества в Россию в сентябре 2006 года мне удалось побывать в 35 приходских и монастырских храмах Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Пскова и Валаама. Одиннадцать раз я была на вечерних богослужениях и десять раз - на литургии и смогла увидеть возрождение Русской Православной Церкви. За последние пятнадцать лет в России вновь зазвонили колокола в закрытых и полуразрушенных в советское время храмах и стали возводиться новые церкви и соборы. Как регента, меня в первую очередь интересовала церковная музыка, в особенности старинное знаменное пение. В Японии сложилось представление о том, что в Русской Церкви поют единообразно, потому мне и захотелось рассказать о многообразии русского церковного пения...
Владимир МЕЛЬНИК И. А. Гончаров и его знакомства в храме св. Пантелеимона
Долгое время было принято говорить о религиозном индифферентизме автора "Обломова". Так, А.Г. Цейтлин в свое время утверждал: "Внешнюю набожность, присущую Гончарову, никак нельзя смешивать с религиозным чувством в подлинном смысле. Веры в бога нет и у героев Гончарова…". "Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова", составленная А. Д. Алексеевым в советское время, дает весьма мало материала для рассуждений о религиозной жизни писателя, в том числе и в 1860 - 1870-е годы. Вера Гончарова никогда не была выставлена напоказ. Это была вера скорее "для себя", чем для литературы, для общественного служения. Религиозные идеалы писателя не акцентировались, а органично и спокойно входили в тексты его произведений...
Неизвестные воспоминания об И.А. Гончарове
Биография И.А. Гончарова еще пестрит белыми пятнами. В архивах России и за рубежом то и дело находятся новые документы, проливающие свет на жизнь автора "Обломова", а также на многое, что ее окружало. С этой точки зрения определенный интерес представляют воспоминания жены племянника Гончарова (Александра) Елизаветы Александровны Гончаровой (рожд. Уманец)...
священник Евгений МЕЛЬНИКОВ Что такое православная культура?
Понятие культура, к сожалению, часто воспринимают как широту и объём знаний. Если человек читал Шекспира и Данте, имеет понятие о живописи, умеет хотя бы читать на иностранных языках, то он считается культурным. То есть культуру отождествляют с образованием. На самом деле культура происходит от слова "культ", а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь...
Станислав МИНАКОВ Вестник о Русском Христе
Бог дал мне побывать в местах, которые и напрямую, и ассоциативно связаны с одним из самых любимых нашим народом художников, Михаилом Нестеровым. Это и Соловки, и Валаам, и Удомля Тверской области, и подмосковное Абрамцево (поляну, на которой он писал знаменитое "Видение отроку Варфоломею"). Едучи из Оптиной пустыни и остановившись в мещерских лесах, я пуще прочего вспоминал свою любимую картину, "Лисичка", где Нестеров изобразил трех старцев, припавших спинами к стене храма. Это неизменная для зрелого Нестерова тема - молитвенного молчания, умной молитвы, из которой старцы в принципе никогда не выходят...
священник Борис МИХАЙЛОВ Искусство за пределом
Мы живем в богоборческой атеистической и агрессивной культуре, которая в России взошла в предреволюционные годы. Если главной ценностью христианской культуры является праведная жизнь во Христе, то для культуры светской, гуманистической главные ценности - жизненное счастье человека, благо государства...
Марина МИХАЙЛОВА "Со святыми упокой..."
С 1988 года возобновилась традиция совершения панихид у могилы автора "Братьев Карамазовых".
…Вспоминается прозрачный осенний день, день рождения Федора Михайловича Достоевского, когда священником Геннадием Беловоловым у могилы великого писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена панихида.
протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ Беседа о кино
В программе XI Фестиваля православных и славянских народов "Золотой витязь" был представлен фильм режиссера Дмитрия Фролова "Надъ озеромъ". Проблема соответствия творчества православным канонам не может не занимать автора, тем более что в активе Д. Фролов имеет два близких этой тематике фильма - "Уход" и "Бабушкин апокриф". Фильмы далеко не бесспорны и, безусловно, требуют разъяснения со стороны богословски грамотного человека, имеющего также навыки киноведческого анализа. В связи с этим съемочная группа обратилась за помощью к протоиерею Георгию Митрофанову; отец Георгий - преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, доцент педагогики...
Татьяна МОСКВИНА Адреналин "Встречи"
С 11 по 16 февраля 2007 года в первом российском наукограде Обнинске прошел II Международный Сретенский православный кинофестиваль "Встреча", на который съехались авторы игрового, анимационного и неигрового кино из разных регионов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Сербии. На Кинофоруме было показано около 70 фильмов. Их отобрали из 250 присланных на конкурс. "Крылья фестиваля", то есть показ конкурсных и внеконкурсных картин, а также встречи с кинематографистами прошли в городах: Боровске, Жукове, Мещовске, Малоярославце и областном центре - Калуге...
Надежда МУРАВЬЕВА Пирог со вкусом сатаны
Боги, боги мои, чего только не пишут о романе Булгакова "Мастер и Маргарита" с того самого времени, как он стал доступен так называемому широкому читателю! С подлинной широтой и размахом пишут русские люди (да и не только) об этом "Евангелии советской интеллигенции", "Евангелии от Булгакова", "Евангелии от сатаны" и пр., и пр.
Сам роман, как порождение душевных, творческих усилий одного человека, стремящегося в аллегорической подчас форме сказать правду о своей жизни, как-то по ходу дела превращается во что-то совсем другое...
Дарья МУСИЕНКО "Человек стоит перед Богом всю свою жизнь..."
Светлана Викторовна Римская-Корсакова в течение тридцати шести лет возглавляет отдел технологических исследований Государственного Русского Музея...
Режиссер Борис Казаков родился в Ленинграде. В настоящее время занимается анимацией. В 1999 году - Гран-при фестиваля "Киношек". ("Колы"). Диплом киноведов и кинокритиков ("Колы"). Берлиналле. Международный кинофестиваль мультипликационных и документальных фильмов в Оберхаузене. Германия...
Художник Юрий Константинович Люкшин родился в 1949 году в Ленинграде. Член Союза Художников России. График, живописец, иллюстратор книг, педагог, организатор выставок и конкурсов детского рисунка. Участник более 300 выставок в России и за рубежом (в том числе 50 персональных). Работы находятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им.Пушкина, Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Музея Метрополитен, Музея Людвига и многих других...
игумен НЕКТАРИЙ (Морозов) Нельзя стать предателем на время
Есть произведения искусства, при знакомстве с которыми становится очевидно: сам человек, каким бы талантливым он ни был, не смог бы создать такого романа, такого полотна, такой симфонии… И верующий человек говорит порой в таких случаях: "К этому прикоснулся перст Божий". А что касается "Восхождения" Ларисы Шепитько, то, кажется, Господь вдохнул в эту картину некое дыхание жизни. Она и воспринимается как самая жизнь, ее трудно пересказать, указать на какие-то яркие моменты – вся "яркость" здесь в глубине, на уровне таких переживаний, которые почти невозможно бывает облечь в словесную форму...
митрополит НИКОЛАЙ (Пачуашвили) Фильм Андрея Тарковского "Солярис" и евангельская притча о блудном сыне
Гениальный русский режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский в одном из своих лучших фильмов "Солярис", снятом по одноименному роману известного польского фантаста Станислава Лема рассказывает о далекой планете Солярис, по орбите которой много лет движется направленная с Земли космическая станция. Ученые тщетно пытаются установить с планетой контакт, которая необитаема, но покрыта странной субстанцией – Океаном и влияет на находящихся на корабле людей. На Земле решают отправить на станцию психолога Криса Кельвина (литовский артист Донатас Банионис), чтобы тот, разобравшись в сложившейся сложной ситуации, принял окончательное решение о судьбе станции и "соляристики" вообще. Но Крису является его бывшая возлюбленная Хари (Наталья Бондарчук), на Земле покончившая с собой. Постепенно становится понятно, что Хари, как и "гости" других членов экипажа, — это некая матрица, нейтринная модель: она вычитана "мыслящим" Океаном из человеческого подсознания и является материализацией угрызений совести, порожденных совершенными грехами...
Валерия НОВОДВОРСКАЯ Трагический тенор эпохи
Эпоха кончалась, мир балансировал на краю бездны, впереди маячила неизвестность, но не всем дано было это почувствовать. Александру Блоку было суждено стать ретранслятором катастрофы и переводчиком агонии, мучительной и сладостной агонии времени, которую возвещали Незнакомки, Прекрасные Дамы: всегда в чёрных упругих шелках, в шляпах с траурными перьями, с прекрасными узкими руками в кольцах, с синими бездонными очами — Валькирии его мистической поэзии...
Дмитрий ОРЕХОВ Настоящий писатель всегда национален
Я считаю себя новичком в литературе, и когда меня спрашивают, кто я, обычно отвечаю, что журналист, который последние четыре года пишет прозу. Я долго работал журналистом, писал публицистику о том, что было мне интересно. Писал о религиозном опыте, связанном с моим знакомством с Православием. Я много ездил по монастырям России, и все мои первые книги были написаны в жанре публицистики об истории церкви, о современных явлениях в Православии...
Гарик ОСИПОВ Католик
Челентано — 70. И нет возможности говорить с пафосом о юбилее артиста, чьи самые жестокие песни о любви вызывают улыбку. Серьезно (скорее задумчиво) Челик поет только об экологии...
... Проникновение в душу пейзажа
Долгий творческий путь выдающегося художника-самородка был тесно связан с пристальным художественным изучением северного леса. Пожалуй, никому из современников не удалось передать с такой щемящей искренностью и глубокой любовью к Родине одновременно скромную и величественную красоту русской природы. В этом смысле пейзажи Ивана Ивановича Шишкина можно назвать уникальным явлением русской живописи...
Юрий РОКОТЯН Христианские корни публицистики Солженицына
Творчество Солженицына в своей основе религиозно. Присущая ему глубокая вера помогает ему чувствовать грань между добром и злом и естественным образом направлять жизнь и творчество по пути добра. Таковы герои произведений Солженицына: Иван Денисович, внешне вроде бы и не религиозный, Матрена, Спиридон, Воротынцев и многие другие. И таким он предстает в своей публицистике, в своих полных боли, но и надежды размышлениях о судьбах России...
Людмила САРАСКИНА Водевиль бунта
Фильмы по Достоевскому выявили, насколько нуждается в нем развитый современный человек. Достоевский, как огромная воронка, втягивает в себя читателей, зрителей, художников, мыслителей, актеров. Достоевский - писатель и XIX, и ХХ, и XIX века, и нашему читателю еще надо дожить до полного соответствия. Общество начинает понимать, что Достоевский - это азбука русской истории, нотная грамота, по которой страдает и гибнет человеческая душа, некий духовный универсум, живущий и внутри всей России, и внутри каждого человека. Так, благодаря сериалу по "Идиоту" русскую классику с ее философской и этической нагруженностью перестали бояться. Сложность романа Достоевского, как показал опыт проката, не только не распугал зрителей, а напротив, стал залогом грандиозного интереса к идеям и образам Достоевского...
Александр СЕГЕНЬ "Орешек не сдавался", или Душа в поисках истины
Со школьной скамьи в нас сидит нелепое утверждение: русские офицеры, одолев в 1812 году Наполеона, прошли по Европе, увидели, как там сказочно хорошо, возмутились, что у нас не так, и стали бунтарями, декабристами. Объяснение простенькое, но когда изучаешь мемуары заграничного похода, наталкиваешься на противоположное: всюду наши офицеры видели не ту прелесть и красоту, которой ждали. И входя в Париж, удивлялись, почему так смердит, почему на улицах так грязно, такая вонь, почему так много бедноты? И лишь центр Парижа соответствовал их представлениям. Блеск посреди нищеты, вот что на самом деле увидели русские, а вовсе не тот упоительный Запад, который заставил бы их сделаться декабристами.
Задолго до нашей армии путь в Европу проделал Карамзин...
Владимир СЕМЕНЮК Свет сквозь тьму
Мы, русские люди, живем сегодня в стране, культура которой основана на христианских ценностях. Все лучшее, что создано в России, связано с христианской традицией, и, прежде всего, это русская литература - от Пушкина до Чехова. Но почему вопрос о существовании христианского кино, и если брать шире - христианского искусства, возник именно сейчас? Дело в том, что многие современные люди забыли, что система их "привычных" нравственных ценностей коренится в Христианстве...
К этой проблеме мы подходим, когда начинаем анализировать состояние современного кинематографа...
игумен СЕРГИЙ (Рыбко) Гребенщиков сейчас ближе к Православию, чем когда бы то ни было
Сейчас я вижу совсем другого Бориса. Его, видимо, смирила жизнь. Насколько мне известно, у него за последний год появились свои трудности, свои скорби. Борис недавно просил помолиться о нем. Он достаточно простой человек. Теперь Борис у отца Алексея всегда спрашивает совета, исповедуется и причащается...
Инна СИМОНОВА Последняя ступень Владимира Солоухина
От нас ушел Владимир Алексеевич Солоухин. С этой беспощадной реальностью трудно сжиться. Рана еще долго будет кровоточить.
Так уж повелось на Руси, что писатель для нас - наша совесть. Мы можем вести "растительную" жизнь, грешить, суетиться в заботе о хлебе насущном. И при этом подспудно сознавать, что в это же самое время кто-то проделывает за нас, блуждающих впотьмах, духовную работу: соединяет "времен разорванную связь", возвращает нам по крупицам правду и память, сражается за восстановление порушенных национальных святынь и, как писал Александр Блок, "одним бытием своим… указывает, что есть какие-то твердые, гранитные устои"...
Матвей СЛАВКО Глядевший в даль "казак Луганский"
Вот кто смог бы смело начертать на своем знамени: "Язык мой - дух мой"!
Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать Далю надлежащей филологической подготовки, но, оставаясь самоучкой, В. Даль стал автором таких ... разнообразнейших произведений...
Он был всеохватен, щедр и расточителен: собранные песни отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву...
"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля - это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка, словарь этот - дело всей его жизни...
"Ему улыбались все краски мира..."
Константин Алексеевич Коровин (1861 - 1939) - выдающийся русский художник рубежа ХIХ-ХХ вв. Когда-то он написал о себе: "Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, очарование красками и формами"...
Юрий СОЛОМИН Второй университет
30 августа в Санкт-Петербурге, а 4 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 250-летию государственного театра в России. «Виновники» торжества – два прославленных русских театра: Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр) и Государственный академический Малый театр.
Еще во времена Щепкина и Островского ввиду исключительного влияния на жизнь общества за Малым театром, который стал центром духовной жизни Отечества, закрепилось славное имя «Второго университета».
О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, когда нищета духа страшнее бедности народа, и на другие вопросы отвечает художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР, профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина, академик Российской академии словесности, Международной академии творчества, член-корреспондент Российской академии образования Юрий Соломин...
... "Страсти по Матфею" епископа Илариона (Алфеева)
Вы знаете, у композиторов свое особое, профессиональное восприятие, и тут, быть может, мы не всегда бываем, объективны, когда высказываем свое мнение о новом сочинении. Но тут уж как есть, так есть. Как я воспринял это произведение, так я с вами и поделюсь.
С одной стороны, мы безумно благодарны владыке Илариону за новое воплощение "Страстей", за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения. Автор очень канонично, по-моему, распределил евангельский материал между чтецом, хором, солистами и оркестром. Это все несомненные плюсы. Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. И все, кто был на концерте, помнят, как восторженно принималось это сочинение...
Денис СТУПНИКОВ Митрополит Кирилл узнал, чем отличается Кинчев от "букашек для Наташки"
Дата 14 апреля 2006 года однозначно войдёт в историю как Русской Православной Церкви, так и рок-музыки. В этот день православно-аналитический портал "Правая.Ру" организовал встречу Константина Кинчева, Юрия Шевчука, Романа Неумоева и других рок-музыкантов с сонмом церковных иерархов, возглавляемом митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Необычный, но очень плодотворный диалог состоялся в Отделе Внешних Церковных Связей, что располагается в одном из зданий Свято-Данилова монастыря...
Всеволод ТРОИЦКИЙ Мужайся, стой, крепись и одолей
Школа должна давать полноценное образование. С этим все согласны. Но возможно это лишь при системном осознании умственного, чувственного и духовного опыта на основе науки, веры и культурных традиций. Последние два почти утеряны. Конечно, я не утверждаю, что обучение в современной школе бесплодно. Нет, оно пока держится на остатках ещё не уничтоженных реформаторами научно-образовательных традиций и на самоотверженности учителей-подвижников. Однако уже очевидно, что намерение некоторых руководящих образовательных инстанций, глумящихся над здравым смыслом в деле образования, - лишить школу возможности сообщать азбуку знаний. Пёстрый набор сведений, неурядица в построении программ по ряду предметов, рассредоточивают внимание и мешают пониманию главного содержания, обезпечивающего полноценное образование и духовно-нравственное воспитание...
Марина ТРОЦКАЯ В духе любви к ближнему
Фильм "Софи" сильно отличается от картин для детей, которые мы уже привыкли видеть на экранах телевизоров и кинотеатров. Это не боевик, не триллер, и не захватывающие приключения, которые магнитом притягивают детей и взрослых. Это фильм о том, о чем непривычно стало говорить в СМИ - о нравственности, о духовности и милосердии. В форме притчи картина рассказывает о мальчике, который в самом начале истории обижает нищую девочку и раскаивается в этом, хочет исправить свой поступок, но походя предает еще и свою учительницу и друга - Софи. Фильм стремится прикоснуться к детской душе, затронуть в ней тонкие струны человеколюбия и добра, умения отвечать за свои поступки, слышать голос своего сердца и искренне любить каждого, кто встречается на жизненном пути...
Михаил ФИЛИППОВ Архитектура - это зеркало
-Михаил Анатольевич, основная масса того, что сейчас строится, производит впечатление некрасивого. А можно ли в современном мире строить красиво?
-Конечно можно, но в большинстве случаев этого не происходит. Почему? Да потому, что современная архитектура отказалась от той триады, которую когда-то декларировал великий римский архитектор Витрувий: польза, прочность, красота. Третья составляющая просто исчезла, задача ее достижения больше не ставится. Это не изучают в институтах, это забыли профессионалы. Сегодня перестали искать даже элементарные пропорции! Современная эстетика, как ее ни назови - модернизм или постмодернизм, просто исключает старое понятие "красота"...
Валерий ХАТЮШИН Царский поэт, или молитва Сергея Бехтеева
Давайте посмотрим: кто из советских поэтов воспел Гражданскую войну как нечто романтическое и необходимое? Ну разве что евреи Багрицкий и Светлов, которые в реальности не столько воевали на Гражданской, сколько создавали миф о своем участии в ней. Русские же поэты каким-то шестым чувством ощущали сермяжную истину, что воспевать тут особенно нечего, стараясь держаться подальше от этой братоубийственной бойни и любыми путями сторонясь ее и в жизни, и в творчестве. И Сергей Есенин не стеснялся признаться: "Под грохот и рев мортир Другую явил я отвагу - Был первый в стране дезертир". Вот когда началась Отечественная война - тогда наши поэты проявили себя во всем блеске. Один только Твардовский чего стоит, не говоря о десятках других. Но для воинов Белой гвардии та Гражданская была на деле Отечественной. Ведь у них отнимали Родину. Потому-то и дала она столько русских витязей, одинаково владевших оружием и поэтическим словом. Среди них был офицер-кавалергард и проникновенный поэт Сергей Бехтеев...
священник Александр ШУМСКИЙ Время вечности
Парадокс человеческого сознания состоит в том, что оно неизбывно стремится постичь заведомо непостижимое, не видя смысла в решении задач меньшего масштаба. Вся утилитарная практика нашей цивилизации, вся проблематика "ножа и вилки" - не задачи человечества, а лишь печальная необходимость, возникшая в результате первородного греха и изгнания прародителей из рая. Стремление постичь непостижимое - зиждительная основа всего человеческого существования. Только в этом стремлении и состоит сущность подлинного творчества. Вспомните Гамлета с его "быть или не быть", Фауста с его "остановись, мгновенье, ты прекрасно", Андрея Болконского с его "небом Аустерлица", Тютчева с его "созрела жатва, жнец готов, настало время неземное" и, конечно же, Достоевского, всё творчество которого я назвал бы сказанием о Вечности...
Владимир ЯМИН "Апокалипсис" Мела Гибсона
Новая картина Гибсона - "Апокалипсис" (Apocalypto) передает нам не содержание последних дней человечества, предначертанных в Откровении Иоанна Богослова, как можно было бы предположить после проката картины Гибсона - "Страсти Христовы", а апокалипсические настроения в древней культуре Майя...
Савва ЯМЩИКОВ О древнем Пскове
Псковская земля богата древними памятниками. В вековой тишине непроходимых лесов, на ярких коврах заливных лугов, по берегам быстрых речек, над бескрайними озерными гладями или просто посреди широких полей разбросаны неповторимые архитектурные творения псковских зодчих. Драгоценные россыпи сокровищ древней псковской культуры привлекают современного путешественника высокими художественными качествами, органичным слиянием памятников архитектуры с окружающей природой, мастерством исполнения, строгостью форм, тонким вкусом. Общие принципы и незыблемая закономерность в строительстве не мешали псковичам создавать непохожие по своему многообразию монастырские постройки и жилые дома, княжеские дворцы и церкви, монументальные здания кафедральных соборов и неприступные оборонительные сооружения...
.

на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.


Hosted by uCoz