|
В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь
|
|
|
|
|
|
|
В РОК-КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ МНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ВИДЕНИЕ МИРА
Вот уже несколько лет длится внутриправославная полемика, касающаяся отношения православия к рок-н-роллу. Кто-то в церковной среде считает рок-культуру явлением чуть ли не сатанинским (протоиерей Максим Козлов, профессор М.М.Дунаев), а кто-то видит в рок-н-ролле зерна позитива, дружит с православными русскими рок-звездами и даже проповедует на рок-концертах (диакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко), протоиерей Артемий Скрипкин). Свой взгляд на рок-музыку есть и у руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии протоиерея Олега Кузьминова.
– Для меня рок это не музыкальный стиль. Иначе роком можно было бы назвать песни Ларисы Долиной или Владимира Кузьмина. Рок – это субкультура. Субкультура по отношению к массовой культуре «мира сего», о которой еще апостол Павел сказал, что ее содержанием является «похоть плоти, похоть очей и суета житейская». В этом смысле и Церковь также являются субкультурой. Ведь и она «не от мира сего». Другое дело, что Церковь движима любовью к Богу и людям, она существует при любом политическом режиме, Ее враг - грехи человеческие. Рок же всегда вырастает из протеста по отношению к общественному укладу, политической системе, ее лицемерию, лжи, фальши. Но на смену одному социальному строю приходит другой, одна ложь сменяется другой, а рок-бунтари постепенно превращаются в конформистов, успешных бизнесменов. Оставшиеся же «последние герои» усиленно пытаются понять, а с чем они, собственно, боролись? Оказывается, что борьба велась с ветряными мельницами, а не с собственными пороками.
Но рок-путь полезен тем, что человек на этом пути искренен, не врет ни себе, ни другим, пытается ответить на важнейшие вопросы жизни. Этот путь может увести человека в никуда, а может и привести к Истине. Как это произошло с Петром Мамоновым, Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком, Дмитрием Ревякиным, Вячеславом Бутусовым, Романом Неумоевым. Много людей в сегодняшней Церкви, даже священников, прошло, в том числе, и по этому пути.
– А какое место занимает рок-культура в вашей жизни?
– До 1991 года я слушал много рок-музыки: А.Башлачев, «ДДТ», Гребенщиков, группы Омского рок-клуба. А в 1993 году рукоположился в священники…
– И как сейчас?
– Меня нельзя назвать меломаном, но я и сегодня с большим интересом слежу за творчеством Насти Полевой, Егора Летова, Леонида Федорова, Ольги Арефьевой, Псоя Галактионовича Короленко, «Хоронько-оркестра», за фестивалями «Радуга» и «Шипок» с их подкупающе-наивной атмосферой 60-х годов. Из тульских рок-групп мне интересно творчество «Скучающих рыбок», «Красной Книги», «Небо молчит», Владимира Пурцена…
– Некоторые православные священники однозначно говорят, что классическая музыка позитивна по определению, а рок по определению плох, деструктивен.
– Для таких решительных выводов надо, как минимум, хорошо знать и классику, и рок. Как знает и понимает, например, творчество композитора Шнитке духовник Ивановской епархии игумен Варфоломей. Он действительно разбирается в предмете своего интереса, он может объяснить любое произведение композитора, любую музыкальную тему. Думаю, подлинные православные знатоки классики и рока скажут, что и в классической музыке, и в роке есть то, что можно оценить и со знаком минус, и со знаком плюс. Есть масса произведений классики, которые написаны, мягко говоря, нездоровыми людьми и вызывают приступы необычайной чувственности, буйства страстей. И есть много произведений, передающих рок-языком евангельское видение мира и жизни.
– Тем не менее, часто можно услышать критику того же Летова, которого вы упоминали…
– Никто не говорит, что в рок-культуре нет деструкции, но зачастую критики страдают в своих исследованиях крайностями: либо буквального понимания творчества таких авторов, как Летов или Короленко, либо приписыванием им того, что они не вкладывали в произведения. Вы, наверное, не раз слышали, как ребята-пэтэушники ходят под окнами и весело поют летовское «Все идет по плану», радуются, не понимая, что Летов имел ввиду совсем другое. Он имел ввиду, что это плохо, когда все идет по плану, когда человек становится заложником бездуховной повседневности и вертится в ней как белка в колесе. Чтобы адекватно понимать таких сложных авторов, надо знать, что такое постструктурализм, иметь огромный багаж знаний в области мировой поэзии, музыки, философии, вообще мировой культуры. Пример другого подхода. Меня не так давно просто поразила дискуссия в СМИ известного в определенных кругах иеромонаха Григория (Лурье) с одним батюшкой (может, кто-то ее заметил), когда они разбирали текст песни «Тихая охота» группы «Умка и броневичок». Чего только не «раскопали» в ней «критики», в том числе несуществующую тему суицида, а оказалось все намного проще: песня «Тихая охота» посвящена тихой охоте, то есть собиранию грибов в лесу. И только. Автор честно в этом призналась.
– Существует ли, по вашему мнению, «православный рок»?
– Думаю, нет. Просто есть рокеры, обладающие православным мировоззрением и вольно или невольно передающие его слушателям посредством своего творчества. Христианизировать можно и нужно все. Всюду нужно нести Слово Божие. Ведь Христос и в ад сойдя, проповедовал. Но не все следует воцерковлять. Например, театр, кино, рок-музыку. Потому что воцерковление – это привнесение чего-либо в саму ткань мистической жизни Церкви, в Ее литургическую жизнь, которая определяется не миром человеческой души, с ее поисками, сомнениями, страстями, а благодатью Святого Духа. Надеюсь, что мы никогда не услышим в наших древних храмах хард-рок и не увидим киноперформансы. Хотя Запад к этому уже подошел совсем близко..
– Сейчас идет дискуссия о том, можно ли священнику проповедовать на рок-концертах. Что вы об этом думаете?
– Мне кажется, все зависит от конкретного священника-миссионера и конкретной ситуации. Если у человека есть талант, почему бы не проповедовать?! Я был свидетелем подобной проповеди в Иванове много лет назад. На городскую дискотеку пришли два священника, в рясах, с крестами, обоим за 50. Они не пошли на танцпол, не просили микрофон у ди-джея. Они встали в фойе и начали спрашивать у ребят: что это за музыка, как она называется. И понемногу вокруг них образовалась кучка любопытных подростков, потом их стало еще больше, а потом почти все посетители дискотеки стояли возле священников, забыв про танцы, и разговаривали о Христе…
– Отец Олег, что бы вы могли пожелать молодым рок-музыкантам?
– Русский рок всегда тяготел к слову, к поэзии. И Евангелие от Иоанна открывается знаменитым «Прологом»: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог…». Я бы хотел пожелать ребятам открыть для себя церковную поэзию, вчитаться и вслушаться в тексты православных молитв и песнопений, которые звучат ежедневно в сотнях храмов. Поверьте, это настоящая поэзия, потому что ее Автором, в конечном итоге, является Самый Главный Поэт. Поэт (в переводе с греческого, Творец) неба и земли.
Беседовал Валерий Отставных
Справка: тульская рок-среда дала Русской Православной Церкви трех священников, двух псаломщиков, одного религиоведа и трудноопределяемое количество певчих.
Взято с www.blagovest-info.ru
Размещено 03.10.2007
в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ ||
на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ