В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
Людмила Ильюнина
ТРОФИМ: ПЕСНЯ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА
Все-таки, несмотря ни на что, мы - поющий народ. Во все времена мы "с песней по жизни шагаем" - для народа в целом (не для отдельных социальных групп и индивидуумов) песня остается главным выражением жизненного опыта, дум, чаяний. Песня - это, если хотите, "философия народа" в определенный период времени.
С этим утверждением, наверное, никто не будет спорить, если речь пойдет о русских народных песнях, о лучших песнях советского времени, о начале демократического времени. А когда говорят о нашем времени, о том что "любит слушать народ", то обычно сокрушаются: "Попса все и всех задушила". Юрий Шевчук недавно сказал, что когда-то он написал песню, которая прозвучала для всех - "Осень", а теперь уже такой песни и быть не может. И добавил (в интервью Питерскому радио на юбилее нашего рок-клуба): "Нет теперь народа, есть потребители".
А вот я хочу поспорить. Есть такая песня. И есть народ, который готов ее воспринять. При чем народ самый разный - от 10 до 60, от школьников до специалистов-стиховедов и музыковедов. Написал ее Сергей Трофимов, называется она просто - "Родина". Впервые я услышала эту песню на новом диске Трофима (такой сценический псевдоним выбрал себе С. Трофимов) "Ностальгия". И сразу подумала - вот оно, слово, которое нужно всем. Потом проверяла на разных людях (давала послушать всем, кто в гости приходил) - на собственном сыне и его друзьях-подростках, на соседях по даче (очень разных по социальному статусу людях), на моих друзьях-эмигрантах из Америки, да всех и не перечислишь.
Потом я увидела, как воспринимает эту песню многотысячная аудитория. 1 декабря (2006 г. – МIРЯНИНЪ) Сергей Трофимов приехал в Питер и давал концерт в "Октябрьском". Несмотря на дороговизну билетов четырехтысячный зал был забит до отказа. После того, как прозвучала "Родина" зал разразился самой длинной овацией, и автор получил больше всего цветов, чем за весь концерт.
Предваряя песню, Сергей сказал очень важные слова об истории ее создания. Однажды его дочка решила поговорить с ним по душам, и в этом разговоре выяснилось, что у него 40 летнего и у нее 16 летней совершенно разное ощущение той страны, в которой мы живем. Для того, чтобы объяснить, ей, что против воли своей попала в "поколение пепси" (есть у Трофимова очень точная песня с таким названием) что для нас самое дорогое на земле - что во все времена называлось Родиной, он написал эту песню.
И воспринимают ее как благую весть, как глоток насыщающей душу правды, люди не только разных возрастов и социальных групп, а и люди из разных городов и поселков, где жизнь совсем не такая как в мегаполисах. Потому что Сергей Трофимов очень много гастролирует по всей стране, до Урала и Сибири и поет "Родину".
Теперь настало время процитировать текст (надеюсь, что вы сможете приобрести диск и послушаете ее, а главное дадите своим детям, если и вас заденут за живое эти слова).
Перед тем, как писать эту статью, я произвела небольшой опрос среди моих православных друзей, - знают ли они такого автора-исполнителя под псевдонимом Трофим. Обзвонила я человек двадцать, и только одна из них (парадоксально, но это была монахиня) сказала, что знает и любит. Все же остальные даже имени такого не слышали.
А ведь Сергей Трофимов в 1990-е можно сказать "поднял знамя", выбитое из рук Игоря Талькова. В то время появились песни по-тальковски (термин самого Талькова) клеймящие пошлость новой жизни, песни, которые скорее можно назвать пьесами (и здесь нужно говорить и о традиции Высоцкого) в которых появляются разнообразные "герои нашего времени" - от братков, тех, кому Трофим дал емкое название "Аристократия помойки", простых работяг, шоферов, нищих, бомжей до офицеров, не потерявших воинской чести, рядовых Афгана и Чечни, верующих матерей, брошенных ветеранов, вообще тех, " в ком совесть поныне чиста".
Большинство из этих песен иронически-хлесткие, порой смешные, на грани "кабацкой лирики", но, даже изображая пошлость современной жизни, поэт (не побоюсь этого слова, хотя сам Сергей утверждает, что он не поэт, а только песенник) напоминает, что "грязь - это только преддверие счастья нового и красоты бытия". За его "видимым миру смехом всегда скрываются невидимые миру слезы".
Многие из только что описанных песен прозвучали в замечательном документальном фильме С. Роженцова "Прощенное воскресение", - фильме, в котором создан незабываемый портрет "потерянного поколения".
В фильме показано два мира, которые живут рядом на русской земле - мир юродивых, бомжей, и вообще людей, тоскующих по правде и мир сытых, довольных "хозяев жизни".
Одно из самых пронзительных стихотворений-песен процитирую:
Отец
С Игорем Тальковым Сергея Трофимова объединяет боль, как сказано в одном почти юношеском стихотворении: "Ты прости меня, Господи, праведный, // Что на свете живу сгоряча. // Просто рвется душа моя на люди, // Под тяжелый топор палача". Но есть и важное отличие, - Сергей (и это особенно проявляется во время концертов) человек очень веселый. Жизнерадостность, оптимизм льется через край, соединяет людей на концертах Трофима, не дает унывать, даже в крайних случаях. В стихах эта вера в свет, который все равно победит разгулявшуюся тьму, - постоянный лейтмотив: "но где-то там, у смерти на пороге, свеча пасхальная огнем пронзает тьму"; "ведь там, позади грехов, было небо высоким и чистым"; "вон снова говорят, мол, тучи над страною, а это просто небо в облаках"; "Бог обещал нам простить все сполна, когда окончится война"; "будет Пасха светлою, будет нива полною, сын вернется к матушке во святую Русь, православную"; "но когда беда стояла у порога, мы обиды забывали в тот же миг, неслучайно на иконах образ Бога - вечно терпящий и просветленный лик"; "и от желания жить в душе звучит благодать, однажды в мир оброненная Богом"; "к Святой Руси, единственной награде, когда-нибудь, даст Бог, когда-нибудь".
И как "символ веры для нашего времени":
Сергей Трофимов - самостоятельный поэт, композитор и исполнитель, но так как православные его в большинстве своем не знают, то опять-таки прибегнем к сравнению с почитаемым многими православными, Игорем Тальковым.
Трофимов, конечно же, более воцерковленный человек, чем Тальков. Недаром он пел в церковном хоре и даже был какое-то время регентом. Многие его тексты о России, о вере, о любви (таких песен, как и у Талькова, у Трофимова очень много) по-настоящему христоцентричны, глубоки, в них события оцениваются с точки зрения вечности, а о любви чаще всего говорится пред лицом Божиим.
Я уже устал
В стихах С. Трофимова часто вместо "я" присутствует "мы" или даже, если стоит "я", то это - один из поколения, тот, кто передает в слове общую боль и поиск.
Поиск, движение, причастность к живому пульсу жизни - это, пожалуй, главная характеристика всего, что написал С. Трофимов за последние двадцать лет. Он не стоит на месте, потому что, как сказано в одном из первых стихотворений (1987г.): "А я верю огню" и в то, что " нести крест сегодня за честь".
И именно поэтому в год своего сорокалетия С. Трофимов смог написать "Родину" и даст Бог, напишет еще ни одну песню, которую люди будут слушать со слезами на глазах и спешить поделиться ею с детьми, друзьями и знакомыми.
Спасибо Сергею за питерский концерт, где люди почувствовали себя единой семьей (недаром и пришли на концерт в основном семейные пары с детьми), а в конце концов - единым народом.
Взято с www.rusk.ru