В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||||||
Татьяна Москвина
АДРЕНАЛИН "ВСТРЕЧИ"
С 11 по 16 февраля 2007 года в первом российском наукограде Обнинске прошел II Международный Сретенский православный кинофестиваль "Встреча", на который съехались авторы игрового, анимационного и неигрового кино из разных регионов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Сербии. На Кинофоруме было показано около 70 фильмов. Их отобрали из 250 присланных на конкурс. "Крылья фестиваля", то есть показ конкурсных и внеконкурсных картин, а также встречи с кинематографистами прошли в городах: Боровске, Жукове, Мещовске, Малоярославце и областном центре - Калуге.
Событие это симптоматичное и значительное не только для жителей Калужского края, но, надеюсь, и для фестивального движения в целом. Пожалуй, впервые за всю историю кинематографа, тем более - отечественного, кинофестиваль придумала и возглавила монахиня. Мать София (Ищенко) по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента (именно Владыка перерезал ленточку при открытии форума у дверей Обнинского Дома ученых 11 февраля) стала Президентом Сретенской "Встречи". Именно матери Софии принадлежит идея проведения смотра православного кино, которое реально существует и требует серьезного осмысления как явление культуры. Неслучайно теме: "Что такое "православное кино"?" - были посвящены дебаты обнинского кинофорума: и круглые столы, и мастер-классы священников - членов жюри - отца Алексия Дарашевича и отца Владимира Вигилянского, и вечерние дискуссии участников после дня просмотров и встреч со зрителями.
Как сказал отец Владимир, пресс-секретарь Московской Патриархии, сам известный православный публицист: в век нынешний господствуют странные законы. Многие художники погубили свой талант, докапываясь до черноты. Нужно было время, чтобы понять, что "чернуха" времен перестройки стала естественным выплеском наболевшего, но не продуктивным путем искусства. Верх и низ оказались перевернутыми. Апологеты постмодернизма любое ориентированное искусство готовы объявить тенденциозным. Для православного же кино существуют четкие ориентиры: четыре Евангелия - в высшей степени художественные произведения. Спаситель, - считает о. Владимир, - убеждает нас художественными методами. Он часто прибегает к притче - развернутой метафоре. Художественное мышление освящено художественным послание на все века. Цель поэзии - идеал, но не нравоучение, - говорил Пушкин. Поэзия есть попытка прорваться к идеальному сквозь толщу грязи и ужаса. Так и в православном кинематографе: не внешние атрибуты Православия, а художественные образы, приближающие нас к Истине, любви и свободе, способны помочь увидеть в каждом человеке Христа.
Своеобразие события
Мать София, как и подобает монахине, открыто заявив о духовной составляющей Сретенского кинофестиваля, выбрала время его проведения в дни двунадесятого праздника - Сретения Господня, что и значит в переводе с церковнославянского "Встреча", встреча человека с Богом.
Несколько слов для непосвященных о Празднике Сретения. В этот день, сороковой от Рождества Христова, Пресвятая Богородица принесла в храм Младенца Иисуса Христа, Который был встречен праведным Симеоном. По слову Ангела, старец, некогда усомнившийся в истинности слов Библии, не мог умереть до тех пор, пока своими глазами не увидит Деву Марию и Богомладенца. Принимая Спасителя в свои объятья, Праведный Симеон произнес слова, которые Святая Церковь поет в дни Праздника и ежедневно повторяет на вечернем Богослужении: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мое спасение Твое…"
Участники Сретенского кинофестиваля, стоявшие 15 февраля в недавно построенном Храме Рождества Христова г.Обнинска слышали эти слова, звучавшие вновь и вновь. Единение в вере, обнявшее людей соборной радостью, легло в основание кинофорума. Многообразие касалось вопросов профессионализма, в главном были едины: кино может и должно свидетельствовать о вере, о Христе, о путях спасения в бушующем апостасийном мире. Таковы были и критерии жюри, - сказал о. Алексий Дарашевич, вручая вечером на Торжественном закрытии награды победителям: "Вера и профессионализм, польза для Церкви и России".
Православный кинофестиваль "Встреча" в главных его составляющих обозначился привычно для уха верующего человека как фестиваль - свидетельство, фестиваль - проповедь, фестиваль - служение. Разномыслие проявилось в оценках, касающихся конкретных картин, кинотенденций и перспектив развития, точнее, формирования современной Православной культуры, частью которой является и религиозное кино.
Тенденции в православном кино
В ходе пятидневных дебатов обрисовались лишь приметы нарождающегося направления. Участники "Встречи" согласились с тем, что на кинофестивале были представлены фильмы, которые можно назвать "фильмами о Православии". Это путь катехизаторского, просветительского кино. Оно рассказывает об истории страны и Церкви, традициях, праздниках, святынях. Такого рода картины обращены к зрителям, недавно пришедшим к вере. Им интересно узнать о Православии как можно больше. В рамках конкурсной программы можно назвать как пример такой ветви "Почаев", режиссера Василия Киба, Украина (приз "За последовательное прославление Православных святынь").
Говорили и о том, что "православного кино" в понимании "церковного искусства" быть не может. Церковными видами искусства были и остаются храмостроительство, иконопись и церковные песнопения. О "православном кино" можно говорить как о части культуры православной цивилизации. Наместник Оптиной пустыни, архимандрит Венедикт и оптинские иеромонахи, присутствовавшие на встрече с гостями и участниками кинофестиваля, подтвердили мысль о. Владимира Вигилянского о том, что после разгрома православной культуры в ХХ веке, в наши дни она вновь начинает складываться. Этот позитивный процесс происходит на наших глазах. Тому свидетельство - возникшие в последние годы литературные журналы, еженедельники, радиостанции, православные сайты, театральные фестивали и кинофорумы. Это движение привлекает к себе множество людей. Оно идет снизу, но уже услышано и поддержано Церковью и государственными мужами. Разработано несколько государственно-конфессиональных программ и проектов, которым еще предстоит объединиться в единое движение. Впереди, - считает отец-наместник, - формирование экспертной комиссии, которая могла бы компетентно объяснить автору, насколько его произведение находится в русле православной традиции. Нет ли в нем грубых нарушений, смущающих душу верующих. Речь идет не об идеологической цензуре. Но о голосе Церкви в вопросах культуры. К этому голосу верующий художник готов прислушаться добровольно.
Что взять за образец?
Фестивальное жюри отметило призами и дипломами более 20 работ, отобранных на конкурс - игровых, анимационных, неигровых. Номинации были подсказаны конкретными работами и общей идеей православного кинофестиваля, который сам, как живой организм, находится в состоянии поиска и становления.
Жюри, присуждая награды, старалось четко сформулировать посыл фильма. Так, фильм "Благодарение" митрополита Исайи (Чантурия) из Грузии, снятый поначалу для семейного архива, получил приз "За воплощение темы сыновней любви". "Задворки" Алексея Погребного (Россия) - "За режиссерское мастерство". "Вешки над рекой" Бориса Лизнева - "За драматургию". "Вертолетчик" Эллы Короленко (Россия) - "За воплощение темы красоты и мужественности православного человека в современной России". "Хиландар" о. Александра (Коротаева) - "За святыни Афона"… Приз зрительских симпатий достался Сергею Сычеву за фильм "Я помню" (Белоруссия)…
Члены жюри делились с участниками своими размышлениями по поводу того, как следует оценивать конкурсные картины. Татьяна Йенсен (кинокритик) говорила о том, что есть фильмы, снятые профессионально, грамотно, но в них не хватает живой непосредственности. В то время как несколько корявое, полулюбительское кино, порой дышит духом веры и свидетельства о Православии. Отец Алексий Дарашевич, развивая эту мысль, обратил внимание на одно противоречие: готовые рецепты, как известно, убивают искусство. Сомневающийся же в вере человек может далеко уйти от Божьего. Для верующего человека, - сказал о. Алексий, - опорой в искусстве является живой организм Церкви, хранящий традиции. Эту идею вполне продемонстрировал анимационный проект Екатерины Глущенко, получивший приз фестиваля в анимации ("Христос Воскресе", "Урок истории", "Солнышко, пригрей", "И было чудо"), который она делает с ребятами от 5 до 17 лет в детской анимационной студии "Шаг" (г. Мытищи).
Обнинская "Встреча" как культурный проект - шире главной его составляющей - кино. В нем заложена идея театральных показов, художественных и фотовыставок, конкурса на лучший рассказ, стихотворение, фотографию фестивальной тематики, выпуск киносборников для просветительских и образовательных целей, литературно-публицистических альманахов с материалами форума. Первый такой сборник "Встреча" (Обнинск, 2007) получили в дар многие библиотеки и детские учреждения Калужской области.
Гран-при - "Хрустальные птицы", работу дятьковских мастеров, увез с собой Валерий Залотуха за новый фильм "Портрет жены художника на фоне эпохи". Эта работа в полной мере соответствует идее фестиваля и критериям оценки как высокохудожественная проповедь служения Истине двух замечательных людей - мужа и жены. Художника, ставшего священником, и его спутницы, матушки, разделившей с мужем все тяготы жизни. Через личную историю двух любящих сердец первого послевоенного поколения, проживших "оттепель", "брежневские времена" и шагнувших через ельцинскую перестройку в новую историю, автор рассказал о тех, кто в юности начинал с вдохновенной жажды прекрасного, а в зрелые годы был удостоен высшей радости - служения Богу. Живописный, искренний, драматургически выверенный фильм поражает красотой каждого кадра и щемящей интонацией трагичности пути героев. "Портрет жены художника…" свидетельствует о сокровенном Православии, о красоте Божьего мира и самого человека, о его преданной и жертвенной любви к Богу и ближнему. Не это ли составляет смысл жизни бессмертной человеческой души даже тогда, когда она переходит в мир иной? Тогда протягивается в вечность проводок нашей памяти. Художественно-документальный фильм Залотухи снят в жанре "городского романса", с использованием кинонаблюдения и хроники, что делает его привлекательным для самой широкой аудитории.
Лучшим игровым фильмом на фестивале стал дебют Татьяны Фирсовой "Птицы небесные". Эта работа и ее автор стали открытием "Встречи". Камерный, неброский, на первый взгляд, скучноватый фильм требует вдумчивой аудитории, способной оценить его психологическую точность, открытие характера юной героини и двух взрослых людей, за которыми стоит определенный образ жизни, ценностей, заблуждений. В успехе фильма на фестивале "Встреча" есть своя логика. Он рассказывает об оскудении любви в нашем мире, о том, как три одиноких человека, оказавшись рядом в заснеженных дачных домиках, никак не могут понять и принять друг друга и самих себя. Жаждущие праздника, они этот праздник пропускают. Ищущие любви и сочувствия, они, по черствости и жестокосердию своему, то и дело ранят друг друга и становятся причиной возможной и близкой гибели…
P.S. На Торжественном закрытии было тепло и радостно. Адреналин творческих встреч на "Встрече" при расставании не позволил грустить. Всех объединяло чувство продолжения общего дела. Мать София сердечно благодарила Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Калужского и Боровского Климента, Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Г. Полтавченко, министра культуры А. Соколова, руководителя Федерального Агентства по культуре и кинематографии С. Лазарука, Председателя СК России Н. Михалкова; депутата Государственной думы А. Чуева; Центр-студию национального фильма "XXI век", губернатора Калужской области А.Артамонова и администрацию города Обнинска, - всех, кто оказал поддержку фестивалю. Она выразила надежду, что III Международный Сретенский православный кинофестиваль "Встреча" расширит свою географию, объединит усилия духовенства, деятелей культуры, учителей и воинов, что поможет нам сделать еще один шаг в Православный прекрасный мир.
Взято с www.rusk.ru
Размещено 19.04.2007