В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||||||
|
|||
---|---|---|---|
Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II (Ридигер) | Трезвое время ...Вновь мы вступили в спасительное поприще Великого поста. Это благоприятное время для покаяния, молитвенного обращения к Богу и духовного осмысления своей жизни. По древней церковной традиции накануне Святой Четыредесятницы христиане испрашивают прощение друг у друга, поскольку только взаимное примирение может стать прочной основой для достойного прохождения Великого поста. Сорокадневный пост и следующая за ним Страстная седмица установлены Церковью для того, чтобы каждый христианин, очищая себя воздержанием, молитвой и покаянием, получил возможность более действенно, чем обычно, вести борьбу со своими греховными навыками и наклонностями. Одна из главных целей Великого поста - помочь нам достигнуть духовного трезвения ... |
||
протоиерей Димитрий АМБАРЦУМОВ | "...И встала увядшая нива" "Причастие — самая большая сила в мире, которая может изменить человека. Пьющие люди, порой горькие пьяницы, становятся трезвенниками. Наркоманы бросают наркотики. Соединяются семьи. Но там, где нет каждодневного или частого причастия, — все увядает"... |
||
митрополит АНТОНИЙ Сурожский | Время радости В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны... |
||
Как справиться со временем В наш напряженный век проблема, как справляться с временем, очень важна. Я не собираюсь вас убеждать, что у вас масса времени и вы можете молиться, если только захотите; я хочу сказать о том, как справиться с временем в контексте напряженности, напора жизни. Я не стану давать рецептов, как выкраивать время; скажу только, что если постараться и тратить его меньше, то его будет больше... |
|||
протоиерей Валентин АСМУС | Причастие - самое главное событие в жизни человека Из всех даров, врученных священству наибольший - тайносовершение, и прежде всего - Божественная Литургия. Это - дар, данный Церкви, всем верующим. Священник - не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на "пиру веры". Самое отрадное в нашей церковной жизни - "евхаристическое возрождение", предуказанное еще св. праведным Иоанном Кронштадтским... |
||
Галина БЕССТРЕМЯННАЯ | Пасха в Японии В Великую субботу 1895 года накануне пасхального богослужения в токийском кафедральном соборе будущий ректор Токийской духовной семинарии Иоанн Иакимович Сэнума обращался к православным христианам Японии с такими словами: "Братья и сестры! Как может не хотеться спать, когда ночь приближается к рассвету?.. Се, в темной ночи становится все пустыннее и пустыннее, и редкие огоньки в ночи все сложнее увидеть. Но приходит определенный час - на вершине холма Суругадай постепенно возникает жизнь. Через некоторое время в соборе, с высоты которого можно обозревать весь город, зажгутся тысячи свечей, и здесь можно будет совершенно забыть о ночи..." |
||
Алла БОРОДИНА | Мы даем детям свободу В свете дискуссии вокруг предмета "Основы православной культуры", которая продолжается не один год, не теряя своей актуальности, а, напротив, приобретая все больший резонанс в современном российском обществе, мы публикуем интервью с автором историко-культурологической программы "История религиозной культуры" и учебника "Основы православной культуры" Аллой Валентиновной Бородиной... |
||
Павел БУКУРОВ | Опыт прочтения утреннего правила
по православному молитвослову Перед вами — не текстологическое исследование, не комментарий, не руководство к молитвенному деланию. Это и не объяснение текста, не парафраз канонических молитв (у меня не было риторических целей) и уж тем более не попытка сказать лучше, чем в Молитвослове. Это не обновленческая попытка русифицировать правило, потому что автор убежден, что "языковой барьер" между церковно-славянским и русским — это не то, что мешает молиться. То, что у меня получилось — не образец молитвы, а просто личный опыт, который, я надеюсь, может быть кому-то на пользу, — хотя бы как пример того, что такое возможно... |
||
иеромонах ВАРЛААМ (Горохов) | Нравственное восхождение христианина по лествице блаженств евангельских В наше время принято говорить о духовности. Но что многие современные люди понимают под духовностью? В первую очередь, это эрудированность, интеллектуальность, пристрастие к театральным постановкам и к художественной литературе. С православной же точки зрения все это не тождественно духовности, а скорее отвечает душевно-интеллектуальным запросам человеческой личности. Истинная духовность выше и глубже всех земных устремлений человека, ее природа имеет религиозный вектор своего направления... |
||
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ | Большая семья маленького прихода Мы живем в трудное, но очень благодатное время - на наших глазах происходит возвращение людей к своим истокам - к православной вере. Мы становимся свидетелями того, как строятся новые и восстанавливаются старые храмы. И эта статья о возрождении, а лучше сказать - о рождении храма, наполнена очень теплым и радостным чувством, ощущением надежды и устремленностью в будущее. Потому что его прихожане - маленькие дети, и хочется верить, что у них, как и у храма, впереди большая и светлая жизнь... |
||
архимандрит ВИКТОР (Мамонтов) | Тайна умаления Начиная жизнь в Церкви, человек ожидает, что он будет становиться лучше и лучше, сильнее и сильнее, мудрее и мудрее, - Христианство он воспринимает как некую программу самоусовершенствования, восхождения по лестнице добродетелей. Ведь Господь всех нас призвал к совершенству: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48). Но наступает пора недоумения, когда с человеком происходит противоположное тому, что он ожидал: нет никаких видимых успехов... |
||
Александр ВОЛКОВ | Мы должны трудиться творчески Несколько лет назад среди православной общественности ходила такая история: одна православная девушка должна была сдавать экзамен на знание компьютера, а в компьютерах не разбиралась. Пошла она к духовнику, тот помолился крепко. И вот, приходит девушка в день экзамена, садится за компьютер, а он у нее перегорел. Посадили за другой компьютер, у нее другой компьютер перегорел. Потому что духовник молился. И тогда ей сразу поставили "пятерку" и отпустили. Эта история представляет собой отвратительное отношение к труду... |
||
протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ | Зачем мы приходим в Церковь Вы знаете, прежде чем обсуждать характерные представления о Церкви людей, которые решили стать православными, я хотел бы несколько слов сказать об отношении к Церкви в нашем обществе в целом. У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни... |
||
Подготовка ко Святому Причащению: подходы, которые сложились для совершенно другой жизни Дорогие отцы, братья и сестры, я думаю, что поднятый вопрос является одним из основных для нашей церковной жизни. Потому что она устраивается не только авторитетными постановлениями или решением важных церковно-политических вопросов, но и духовной жизнью мирян, которая немыслима без евхаристической жизни... |
|||
инок ВСЕВОЛОД (Филипьев) | О жестокосердии Часто ли мы на исповеди каемся в жестокосердии? Вероятно, не очень часто. А ведь этот грех не только безжалостно бьет по нашим ближним, но причиняет страдания и нам самим. Имя этого греха говорит само за себя. Жестокосердие — жестокость сердца... |
||
игумен ГЕОРГИЙ (Шестун) | Православие и духовное становление человека Человек приходит в этот мир, храня в себе великую тайну личной жизни и особое призвание: каждый призван внести в поток бытия свою неповторимость. Все в жизни неповторимо, а значит, нет ничего случайного и все важно... |
||
протоиерей Сергий ГЛАГОЛЕВ | Служение мирян Каков смысл, значение, сущность Крещения, Миропомазания и, соответственно, членства в Церкви? Мы не найдем определения членства в Церкви ни в одном уставе. Его можно просто определить как "служение". Все призваны служить. Народ Божий призван к служению - не к тому, чтобы ему служили, но именно к служению... |
||
Елена ГОЛУБЕВА | "Небесных и земных прекрасная Девица" Литургическое почитание Матери Божией оформлялось в течение нескольких веков. Начало было положено уже во II-III вв. н.э. в связи с воспоминанием о Ее земном житии. Ранняя Церковь праздновала Благовещение (в александрийской и поздней византийской хронологических системах оно совпадало с Пасхой - 25 марта[1]) и Успение (особо это событие почитали христиане Иерусалима). Начиная с IV-V вв. повсеместно распространилась традиция отмечать 25 декабря Рождество Христово. Акцент в христианском почитании Богородицы сместился с исторического контекста на богословский, точнее, христологический, а само Рождение Спасителя воспринималось в т. ч. и как богородичный праздник. Впоследствии на 26 декабря был установлен Собор Богоматери, что литургически закрепило неразрывную связь христианской мариологии с учением об Иисусе Христе Сыне Божием. В широко распространенном русском апокрифическом стихе о двенадцати пятницах Богородица тоже упоминается в связи с Благовещением ("воплотился Иисус Христос Святым Духом в Мать Пресвятую Богородицу"), Успением ("в тую великую пятницу преставилась Пресвятая Богородица") и Рождеством Христовым ("народился сам Иисус Христос от Матери Пресвятой Богородицы")... |
||
священник Андрей ГРИЦЫШИН | Сельский священник и IT-технологии Я родился в обычной московской семье со всеми ее предубеждениями и представлениями о вере и Церкви. После школы поступил учиться в МИРЭА – Московский институт радиоэлектроники и автоматики. В те годы в студенческую аудиторию хлынули разного рода «проповедники»: протестантские, буддистские, сектантские. Не так просто было разобраться в этих течениях неподготовленному уму, но сердце подсказало: истина - в Православии... |
||
Михаил ДМИТРУК | Чудо Победы Раньше за такие разговоры можно было угодить в лагеря. Рассказать правду о Великой Отечественной войне, не боясь репрессий, ветераны смогли только на рубеже XX-XXI веков. К тому времени немногие из них остались живы, но то, что удалось от них узнать, просто потрясает. И меняет привычные представления о человеке и обществе... |
||
Федор ДОСТОЕВСКИЙ | Русский инок Когда Алеша с тревогой и с болью в сердце вошел в келью старца, то остановился почти в изумлении: вместо отходящего больного, может быть уже без памяти, каким боялся найти его, он вдруг его увидал сидящим в кресле, хотя с изможженным от слабости, но с бодрым и веселым лицом, окруженного гостями и ведущего с ними тихую и светлую беседу... |
||
Нина ДЬЯКОНОВА | "Никогда не хотелось родиться в другой семье..." Моя бабушка по маминой линии прожила с дедушкой всю жизнь. У них был только один ребенок - моя мама. Больше детей бабушка иметь не могла, и по согласию с дедушкой еще в молодые годы приняла монашество. В миру бабушку звали Софией, в монашестве - схимонахиней Михаилой. Жили они недалеко от Красноярска, в Ачинске, там у них был свой дом. Жили в достатке, имели свое хозяйство, трудились… Но пришла советская власть, всех стали раскулачивать, под общую гребенку попали и дедушка с бабушкой. Оставшуюся жизнь они прожили довольно скромно, но никогда я не слышала, чтобы они с какой-то горечью вспоминали о том, как их всего лишили. Ну, лишили и лишили... |
||
священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ | Церковь как школа любви Зачем вообще человеку общение? Разве человек не имеет право жить сам по себе? Разве внутренняя самодостаточность, не требующая "подпитки" извне, не является признаком духовного богатства человека? Разве не может быть счастливым человек, лишенный общения с себе подобными? Эти вопросы требуют ответа от каждого из нас, и любая религия пытается помочь его обрести. Ответ, который дает Христианство, – это как раз то, что делает его религией совершенно исключительной... |
||
архимандрит ЕФРЕМ Святогорец | О созерцании Ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо скотоподобным, либо звероподобным. Когда ум человека удаляется от разного рода божественных созерцаний: от молитвы, от духовных размышлений об аде и рае, о бесчисленных благодеяниях Божиих (которые чудесным образом посылаются каждому), о своих прегрешениях и страстях, тогда приходит злой демон и наполняет его своими собственными созерцаниями, погружая его в трясину плотских страстных грехов или ввергая в прегрешения гнева и ярости! Ум, если он не обращается к спасительным мыслям (или необходимым заботам для поддержания жизни), будет захвачен созерцаниями греховными и станет либо плотским, либо звероподобным! Стало быть, чада мои, будем внимательно следить за тем, о чем мы помышляем, чтобы не позволять своему уму соскальзывать к мыслям страстным и греховным, ибо это серьезнейший грех со всеми его худыми последствиями... |
||
преподобный ЕФРЕМ Сирин | О смирении и гордости Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества... |
||
епископ ИЛАРИОН (Алфеев) | Путь покаяния: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского В первые четыре дня Великого поста каждый вечер мы слышим чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Перед нами проходят образы людей из Ветхого и Нового Заветов, людей, которые согрешали и приносили покаяние, падали и вновь восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу пролегал через покаяние, осознание своих грехов, несовершенства, несоответствия тому, чем должен быть человек... |
||
Людмила ИЛЬЮНИНА | "Новый год мы не празднуем, но отмечаем" Вернувшись из Александро-Свирского монастыря, где мы с семьей встречали наступление нового года, я прочитала на "Русской линии" воззвание "евразийцев", которое начинается жестким утверждением: "Новый Год категорически нельзя отмечать православному человеку, потому, что он приходится на пред-рождественскую неделю..." И заканчивается этот весьма агрессивный текст призывом: "Православные должны объявить Новому Году бойкот, работать в "праздничные" дни, рано ложиться спать, исключить из рациона даже рыбу". Прочитав это воззвание, я хочу рассказать о том, как прошел вечер 31 декабря и новогодняя ночь в Александро-Свирском монастыре, - думается, этот рассказ должен послужить тому, чтобы остудить некоторые горячие головы... |
||
священник Александр ИЛЬЯШЕНКО | Новый год: отметить так, чтобы назавтра не мучила совесть Новый год – это праздник гражданский, но в котором церковные люди могут принимать участие. Традиция отмечания новолетия очень древняя, и она существовала еще до возникновения Христианства... |
||
Папа Римский ИОАНН XXIII | Десять заповедей радости Только сегодня, я постараюсь жить лишь сегодняшним днем, не стремясь решить проблему всей своей жизни. Только сегодня, я буду обращать особое внимание на свое вежливое обхождение и манеру поведения: не буду никого критиковать, не буду силиться исправить или воспитать кого бы то ни было, кроме себя самого. Только сегодня я буду счастлив и уверен, что я создан для счастья, не только в мире ином, но и для счастья в этом мире... |
||
праведный ИОАНН Кронштадтский | О любви к Богу и к ближним В читанном сегодня Евангелии (Лк. 10, 25-37) решен Спасителем нашим - Богом весьма важный для всех нас вопрос: что делать нам,чтобы наследовать жизнь вечную?.. |
||
священномученик ИОАНН Поммер | "Ни росинки случайного..." Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя... |
||
... | Как я встретил духовника К необходимости иметь духовного наставника люди приходят по-разному. Одни, читая утреннее правило из молитвослова, обнаруживают там молитву за духовного отца и задаются вопросом "кого мне поминать?". Другие осознают необходимость иметь духовного руководителя из собственного, часто непростого опыта. Мы попросили разных людей рассказать о том, как произошла эта встреча в их жизни, а известных московских священников - прокомментировать эти рассказы... |
||
Виктор КАРПЕНКО | Обыкновенное чудо Эти тютчевские строки с некоторых пор наполнены для меня особым смыслом. А началось всё на вечеринке в одной весьма высокоумной компании. После обязательной на сих мероприятиях светской болтовни, как всегда перешли к "вечным" темам. Речь, естественно, зашла о судьбе России, о текущем положении дел, о путях выхода из кризиса. Кто-то высказал предположение, что нынче нашу Родину может спасти только чудо, подобное тому, что случилось в 1941 году под Москвой, когда видимых причин для того, чтобы спасти столицу просто не существовало, но по Промыслу Божиему все случилось иначе... |
||
протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ | Против ропота Один из главных пороков нашего времени — неблагодарность Богу. Она проистекает от отсутствия веры и любви. А в основе всего этого лежит колеблющаяся вера. Даже в бытие Бога у некоторых вера колеблется. Но колебание в вере в Бога — это уже на грани безумия, то есть, если такие мысли приходят в голову и человек на них останавливается, у него ум на грани безумия, потому что "рече безумен в сердце своем: несть Бог" (Пс. 13, 1; 52, 1)... |
||
диакон Андрей КУРАЕВ | Причастие: радостная весть для плоти Зачем Бог ищет человека? – Чтобы дать ему Чашу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам Себя... |
||
... | "Лестница в небо" преподобного Иоанна Когда преподобный Иоанн стал управлять монастырем, игумен Раифский от лица всех иноков своей обители попросил преподобного Иоанна составить некое руководство по духовному совершенствоваиню, "как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…".Сначала преподобный Иоанн смутился, поскольку был скромного мнения о себе, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы... |
||
священник Андрей ЛОБАШИНСКИЙ | О присутствии Божием —Отец Андрей, скажите, пожалуйста, что такое присутствие Божие? Это субъективное ощущение (соединение души с Богом) или реальное посещение человека Господом? —Вообще я склонен ответить так, что и то, и другое, и еще нечто большее. Потому что мы, говоря о присутствии Божием, должны помнить о постоянном присутствии Господа в мире, сотворенном Им и незримо содержимом Им. Преступление Адама изгнало из мира видимое присутствие вездесущего Бога, но, естественно не могло удалить из мира Его Творца и Промыслителя... |
||
архимандрит МАКАРИЙ (Веретенников) | Крестное знамение Крест первоначально служил орудием мучительной казни преступников. Именно на нем пострадал Иисус Христос, Спаситель и Искупитель мира. Обагренный кровью Божественного Страдальца, Крест после этого стал орудием искупления, символом Христианства, положив начало новой эре в истории человечества - Новому Завету. Он именуется теперь Животворящим, Господним, Христовым, святым, честным... |
||
протоиерей Иоанн МИРОНОВ | Об очищении и простоте души Как, возлюбленные братья и сестры, мы боимся простудить тело свое, кутаем его, согреваем: носочки потеплее, кофточки, свитерки. А сохраняем ли мы так душу — от сквозняков, от неполадок, от заблуждений, которые мы принимаем?.. |
||
протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ | Будьте моим духовным отцом Быть христианином, жить по заповедям Божьим сегодня очень сложно без приобщения к опыту других людей. А религиозный опыт, прежде всего, содержится в церковной традиции. И носителями этой традиции выступает духовенство, важнейшей функцией которого является пастырство... |
||
протоиерей Димитрий МОИСЕЕВ | Господь - целитель наш Известно, что часть болезней человека связана не столько с повреждением физических систем организма, сколько с его психическим, психологическим состоянием. Значит, отвлечение от мыслей о болезни, как в случае с актерами, игравшими здоровых людей, зачастую может помочь. Ведь человек перестает подпитывать свою болезнь рассуждениями о ней, размышлением типа "я болен, я – такой-сякой". Поэтому игра больными здоровых людей может послужить избавлением от такого рода болезней, но это не значит, что таким способом можно освободиться от любых заболеваний. Есть болезни, которые могут быть исцелены методами психологическими, но большинство недугов таким способом исцелить невозможно... |
||
Александр НЕГРОВ | О методе богословия: 10 полезных советов 90% всех практических ошибок человека вызваны его пониманием ситуации, пониманием и восприятием специфической вещи, случая, качества, и т.д. Мышление человека формирует и влияет на выбор его поступков, слов, выражения эмоций. 90% проблем христианской жизни вызваны нашим пониманием современной церковной ситуации, пониманием и восприятием специфической доктрины или практики... |
||
иеромонах НЕКТАРИЙ (Морозов) | На пути к Богу Когда мы говорим о цели христианской жизни, ответ на вопрос о том, в чем она заключается, подразумевается сам собой. Он дан однажды и на все времена Самим Спасителем в Его Божественном Евангелии. Эта цель - стяжание Царствия Небесного, то есть бытия и теснейшего единения с Богом как здесь, на земле, так и в блаженной вечности... |
||
преподобный НИЛ Синайский | О молитве Молитва есть беседа духа к Богу. В каком же устроении имеет нужду дух, чтобы возноситься к своему Владыке и беседовать с Ним без всякого посредника?.. |
||
Василий НИССЕН | Православный пост - с чем его едят? Пост в собственном значении означает воздержание в пище, питие и удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неедении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неедении мясной и молочной, так называемой, скоромной пищи... |
||
... | О терпении Есть люди, которым кажется хорошо только там, где их нет. С кем они ни поживут, на всех жалуются, что все для них нехороши, все их обижают. "Вот если бы там-то я мог поселиться, говорят, тогда бы другое дело". Все они чего-то ищут, все перебегают с места на место. Что же, найдут ли они когда покой? Если не оставят своей горячности и нетерпеливости, никогда не найдут; если же вооружатся терпением и рассудительностью, то найдут очень скоро... |
||
старец ПАИСИЙ Святогорец | Вольное обращение изгоняет благоговение Простота – это одно, а вольное обращение – это другое. В простоте есть и благоговение, и что-то детское. В вольном обращении есть наглость. Часто бесстыдство может крыться и в прямоте. Если человек невнимателен, то в его прямоте и простоте часто кроется бесстыдство. "У меня прямой характер", или "я человек простой", – говорит он с бесстыдством, сам того не понимая. Однако простота – это одно, а бесстыдство – совсем другое... |
||
Не отчаяние, а самоукорение... Да, надо чувствовать себя ребенком, но ребенком непослушным. Надо осознавать, что ты огорчил своего Отца, и оплакивать это. Тогда ты ощутишь божественную ласку. Не надо говорить так: "Я ребенок, и поэтому Бог должен меня любить и меня прощать, так что я могу выкидывать разные фокусы"... |
|||
диакон Михаил ПЕРШИН | Творческий дар покаяния Блаженный Феодорит Киррский так писал о действии божественной славы после второго Пришествия: "Действие огня двояко: он может не только жечь, но и освещать. Но одним насладиться лик Святых, а другое испытывают жившие в беззаконии" (Изъяснение псалма 96-го.). Монашеское предание говорит о том, что понимание этого необходимо для того, "чтобы бояться того страшного мучения, о котором говорит Исайя: червь их не скончавается, и огнь их не угасает (Ис 66, 24). — Червь — т.е. совесть: ибо мучимые будут сознавать, что по делам терпят такие муки" (О шести помышлениях святых. Наставления аввы Орсисия./Свт. Феофан Затворник. Древн. Иноч. уставы М., 1892. С. 193.)... |
||
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ | Крест нашего покаяния Дети несли крест… Он был огромных размеров и очень тяжелый - этот покаянный крест, который в считанные часы привезли и собрали из добротной северной сосны молодые православные парни из Великого Новгорода. Из храма Архангела Михаила Крестный ход шел на станцию Дно, где 90 лет тому назад произошло загадочное и до конца еще не осознанное нами событие - отречение Императора Николая II от власти... |
||
Денис ПОДОРОЖНЫЙ | Как не разочароваться в тех, кому ты доверяешь Когда мы разочаровываемся в людях? Не тогда ли, когда много ожидаем от них? Разочарование приходит в нашу жизнь лишь подобно маятнику, первоначально устремлявшемуся в другую сторону - в сторону очарования и надежды. Надежды, что люди, которых мы приняли, кому помогли, поддержали или послужили, должны ответить нам взаимностью, и быть нам благодарными... |
||
... | Просто одно письмо... Простите и благословите! Я, грешный иерей Андрей, вот уже два года (с тех пор, как прочел книгу об о. Федоре Соколове) ищу встречи с Вами. Почему? Наверно, потому, что уверен в том, что получу необходимое мне - совет, участие... Почему не обращался раньше? Стеснялся крайне, опять же все время на приходе, и в Москве бываю редко, а когда приезжаю, то расписана каждая минута. Почему же обратился сейчас? А вот почувствовал, что все - время пришло... |
||
священник Евгений ПУРТОВ | Христолюбивое воинство Российская армия и флот были православными не только по духу, но по форме. Православность пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов; об идее защиты Родины напоминали все военные реликвии... |
||
схиигумен САВВА (Остапенко) | Ежедневные правила 1. Быть ко всем справедливым и безпристрастным до мелочей. 2. Никогда, даже шутя, никого не обманывать. 3. Быть безкорыстным даже в мелочах... |
||
Людмила САМАРИНА | Послушание: прихожанин Тому, кто недавно нашел дорогу к храму после долгих лет блужданий по лабиринтам жизни, наверное, диким покажется сочетание слов "послушание - прихожанин". Но проходит время, и человеку открывается, что быть настоящим прихожанином одного и того же храма - это действительно очень нелегкое послушание... |
||
... | Святые отцы о молитве Глаголю вам, яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго (Лук. 18, 14). Притчу о мытаре и фарисее, которую ныне мы слышали в Евангельском чтении, Христос Спаситель оканчивает тем, что фарисей пошел в дом свой как осужденный, или неоправданный, а мытарь как оправданный. Сниде сей оправдан в дом свой паче онаго. Но разве они были в судилище? Разве над ними производился суд? Они были в церкви. Они молились... |
||
игумен СЕРАФИМ (Козинский) | Через "малую Церковь" - к "тихой пристани" Примеры того, как благочестивые супруги, прожив вместе долгие годы семейной жизни, на склоне лет принимали монашество, можно найти не только в житиях святых. Так, игумен Серафим (Козинский), священник киевского Флоровского женского монастыря, еще несколько лет назад был известен как отец Адриан, а монахиня Серафима – как его супруга матушка Любовь. О том, какими путями игумен Серафим пришел к священству и монашеству, его беседа с корреспондентом "Церковной православной газеты" г. Киева... |
||
преподобный СЕРАФИМ Саровский | О цели христианской жизни Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее. Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках. -Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали... |
||
... | Сердце живет любовью Я всегда благодарю Бога за встречи с удивительными людьми, которые Он дарит мне на протяжении всей моей жизни. И всегда это происходит тогда, когда, кажется, нет сил жить в этом мире с его суровыми законами. Именно в минуты отчаяния Господь являет Свой подарок в виде яркого света или глотка живительной воды, потому что одно прикосновение к жизни этих людей, одна встреча дает силы жить дальше и знать, что в этом мире много добра и света. Совсем недавно мне моя коллега рассказала о Валерии Сейтбаталове (жителе поселка Денисовка Жетикаренского района), о том, что он 8 лет назад повредил себе спинной мозг, неудачно нырнув в реку, и с того времени он парализован, но вот уже в течении 5 лет пишет портреты, зажав карандаш зубами. А с недавнего времени Валерий стал писать иконы масляными красками ... |
||
Андрей СИГУТИН | Патриотизм с позиции Православия Согласно толковому словарю, "патриотизм" - это преданность, любовь к своему отечеству и народу. Настоящая же любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь (агапе)), она – плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15)... |
||
иеромонах СИМЕОН (Томачинский) | Роль личности в истории Наверное, нет ни одного учебника истории, где бы говорилось о блаженной Ксении Петербургской, память которой мы сегодня празднуем. Зато в каждом учебнике истории обязательно будет рассказ о Наполеоне и его деяниях. Два этих человека жили примерно в одно время – на рубеже XVIII-XIX веков. Действительно ли их вклад в историю совершенно несоизмерим?.. |
||
архимандрит ТИХОН (Шевкунов) | "Без Православия Россия невозможна" Родился я не в церковной семье. Родители мои были ученые и к церкви относились нейтрально. Крещение я принял после окончания сценарного факультета ВГИКа. Главным для меня событием в жизни стало посещение Псково-Печерского монастыря в 1982 году, где я познакомился со своим духовником - отцом Иоанном Крестьянкиным. И сам монастырь, и отец Иоанн произвели на меня потрясающее впечатление… |
||
священник Димитрий ТУРКИН | ...Нужно ждать, когда Сам Господь посетит этого человека. Наши неверующие ближние Да, не пользу мы приносим, а нередко вред. Истинная радость не может причинить вреда. Радость, о которой вы говорите, - это пока только эмоции, которые переживает новообращенный христианин, но еще не истинная радость о Господе Иисусе Христе. Такой человек считает вполне духовными свои душевные переживания, и среди них - далеко не свободное от страсти тщеславия чувство большой радости о своем новом состоянии. Можно назвать страстью, наверное, и стремление всех выровнять по своему образцу. Если этого стремления не замечать за своими словами и делами, то можно действительно много вреда принести людям... |
||
священник Валентин УЛЯХИН | Потерянная радость, или Почему в Церкви бывает трудно Для начала мне бы хотелось ответить женщине, написавшей в Интернете о потере радости, что раз такой вопрос ее волнует, то это уже означает, что она жива. Она ищет, а кто ищет, тот найдет. Да, сейчас вся церковная жизнь стала для нее рутиной. Но в жизни человека бывают разные периоды. Так же как сердце у человека сжимается и разжимается, и таким образом проталкивает кровь, и без этого мы не смогли бы жить, так и в жизни Господь дает нам разные периоды. Бывают периоды отчужденности от себя, какой-то серости, рутинности нашего общения с Богом. Но наша жизнь не останавливается. Через некоторое время мы входим в новое измерение жизни, и часто уже не верим тому, что было с нами год или несколько месяцев назад. Да, сегодня что-то не получилось. Только не нужно отчаиваться... |
||
священник Георгий ЧИСТЯКОВ | Три опасности на дороге Первая опасность заключается в том, что, делаясь христианами, мы часто становимся равнодушны к окружающему нас миру, к солнцу, к небу, к пению птиц и журчанию ручьев и объясняем это равнодушие тем, что Иоанн Богослов учит нас "не любить мира, ни того, что в мире" (1 Ин 2: 15). Однако, держа в памяти это место из Нового Завета, нельзя ни в коем случае забывать о том, что слово "мир" в Писании значит не то, что у греческих философов, это не "мир вокруг нас", не "космос" в античном смысле, это - "общество"... |
||
Сергей ШИДЛОВСКИЙ | Смирение - ключ к Божьему сердцу Мы все знаем, что наше общение состоит из речи, и это один из факторов, который отличает нас от животных. При этом общение многогранно и состоит из разных составляющих, таких например, как смирение, страх Божий, уважение и т.п. Я хотел бы сейчас подробнее остановиться и поразмышлять о смирении. Цель этого разговора - не просто теория, а попытка изменения своего образа жизни так, чтобы смирение стало частью нас... |
||
протопресвитер Александр ШМЕМАН | Великопостная молитва святого Ефрема Сирина Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста... |
||
священник Александр ШРАМКО | Конструктивный аспект социальной маргинальности Церкви Прежде, чем говорить о маргинальности Церкви необходимо уточнить само понятие маргинальности. Ведь так сложилось, что маргинальность чаще всего понимается как нечто негативное и побочное. Маргинальность обычно сравнивается с нормой (социальной, антропологической, этической, медицинской), любое отклонение от которой воспринимается как нарушение, угроза, преступление или болезнь. В ногу с понятием "маргинальность" идет другой модный ныне термин – "деструктивность", метка уже почти что из Уголовного кодекса... |
||
. |