ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ – С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?
(По материалам православных календарей подготовил Василий Ниссен)

Пост в собственном значении означает воздержание в пище, питие и удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неедении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неедении мясной и молочной, так называемой, скоромной пищи.

Для чего нужен пост?

Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей и, таким образом, становится хуже животного. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает такое большое значение посту и утверждает, что без него невозможна христианская жизнь.

Пост в Ветхом и Новом Завете

Важно обратить внимание на тот факт, что воздержание или своего рода пост был заповедан нашим прародителям Адаму и Еве, когда они еще находились в раю и были безгрешными (Быт. 2, 17 - запрещение вкушать плоды древа «познания добра и зла»). Тем более пост стал необходимостью после их грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни.

Великий пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, постился в течение сорока дней перед получением от Бога десяти заповедей на Синайской горе (Исх. 34, 28). Постился даже безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, в течение сорока дней, чтобы приготовить Себя к делу спасения мира.

Пост по мере сил

Вся литургическая жизнь Церкви регулируется Уставом. Есть там главы и о посте, весьма подробно рассказывающие о том, как нужно поститься. Заглянем в одну из них: «От правил святых апостол и святых отец, о святей велицей четыредесят-нице, яже должен всякий христианин опасно храниться». Содержание этой главы таково: в Великий пост на 1-й неделе первых два дня не подобает есть ничего. В среду после литургии Преждеосвященных Даров едим теплый хлеб, овощи теплые и укроп с медом. Не могущие не есть два дня едят хлеб и квас после вечерни во вторник. Подобно делают и старые. В субботы и воскресенья разрешается растительное масло и вино. В прочих седмицах постимся до вечера пять дней без масла, кроме суббот и воскресений. Рыбу не едим, кроме Благовещения и Вербного воскресенья.

После глав о постах помещено 69-е апостольское правило: «Если епископ, священник, диакон, чтец или певец Великий пост не постится и среду, и пятницу в течение года, КРОМЕ НЕМОЩИ, да извержется; мирянин да отлучится».

Если бы не эти выделенные нами два слова, то от всего многомиллионного православного народа осталось бы с десяток человек.

Итак, немощь... Она бывает разная: болезнь, старость, беременность и т.д. Но и различные внешние обстоятельства жизни человека бывают таковы, что он фактически не сможет следовать Уставу. Например: тюрьма, армия, больница, дорога. Или многодетная семья не может купить овощи и мед, или не выходящая из дома старая женщина питается тем, что смогли купить соседи, часто о посте не ведающие. Так как же поститься?

Во-первых, надо помнить о том, что пост - это не диета, а духовное упражнение, необходимое для воспитания воли, воздержания. Научившийся обуздывать чрево легче научится обуздывать язык, мысли, чувства.

Каждый должен поститься по своей мере, постепенно, с годами возможно и усиление поста. Но как эту меру определить? Хорошо посоветоваться с приходским священником. Доброе слово пастыря поможет избавиться от ложного чувства, что вы совершаете «смертный грех».

Если обстоятельства складываются так, что нельзя соблюдать пост строго по правилу (допустим, приходится включать рыбное или молочное), тогда надо ограничить количество пищи, отменить сласти и т.д.

Цель поста - не сокращение процента сливочного маргарина, содержащегося в той или иной булке, которую мы едим, а нечто более существенное. А именно, победа над страстями, болезнями души, телесный пост и постоянная добродетель приводят нас к христианскому совершенству. А в каждой добродетели необходимы рассуждение и постепенность. Одна мера младенцу, другая - юноше, третья - женщине. Что легко отшельнику, трудно солдату. Что является пустяком для воспитанного Церковью с детства, то очень тяжело неофиту, только вчера вошедшему в церковную ограду.

Можно дать общий совет: не надо морить себя голодом. Воздержание от зрелищ и, в частности, от телевизора, не менее, а более важно, чем воздержание от вареной колбасы, так как она приносит значительно меньше вреда нашему благочестию.


Источник:
Лабаз Василия Д. Ниссена

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz