Преподобный Нил Синайский
О МОЛИТВЕ

Молитва есть беседа духа к Богу. В каком же устроении имеет нужду дух, чтобы возноситься к своему Владыке и беседовать с Ним без всякого посредника?

Прежде всего, молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость и, исповедав Господу преступления (Пс. 31,5), получить от Него оставление грехов.

Употребляй слезы как орудие к получению всякого прошения, ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами.

Когда во время молитвы своей изливаешь потоки слез, не возносись тем самым сам в себе, как будто ты выше многих. Это помощь Свыше приняла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедав грехи свои, слезами умилостивил Владыку.

Когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то во время молитвы влагают ему мысли о чем-либо другом, будто нужном, и отходят, а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая ум на рассмотрение того (если это вопрос, то на его разрешение, если вещь - на приобретение). И он, не находя искомого, досадует и скорбит. Потом, когда станет на молитву (этот усердный ревнитель молитвы), они (бесы) напоминают ему, о чем он помышлял и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к узнанию нерешенного прежде, сделал молитву бесплодной.

Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым, и будешь тогда иметь возможность молиться как должно.

Не молись, чтобы было по желаниям твоим, ибо не во всем бывают согласны с волей Божией. Но лучше молись, как научен, говоря: да будет на мне воля Твоя (Мф. 6,10). И во всяком деле так проси Его, ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь.

Если хочешь молиться как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое (Мф. 6,9,10), то есть Дух Святой и Единородный Сын Твой. Ибо так научил Сам Господь, говоря, что Отцу должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24).

Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов.

Воспоминание о плотских похотях возмутительно, потому что не только не дает беседовать с Богом, но даже ум, по-видимому, молящийся, оскверняет мечтаниями гнусных представлений. Хорошо пребывать непрестанно в молитве и упражнять разум в собеседовании с Богом. Но так ли это бывает у нас? Часто отвлекаясь от слов молитвы, следуем за уводящими нас помыслами, не отрекаясь от них и не огорчаясь ими, что было бы признаком несогласия воли с внушающими недолжное. Хотя наружность показывает молитвенный вид, ибо, преклонив колени, смотрящим на нас кажемся молящимися, но мыслью представляем что-либо приятное, благосклонно разговариваем с друзьями, с гневом злословим врагов, пируем с гостями, строим дома родственникам, садим деревья, путешествуем... и большую часть этого перебираем в мыслях, на все, что ни подскажет помысел, соглашаясь так, как угодно страсти расположить к этому сердце наше.


Источник:
Сайт церкви святого пророка Илии
в Санкт-Петербурге

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz