В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
Егор Шишигин
ПРОГРЕССИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Движение русских служилых людей в XVII в. на восток от реки Енисея было естественным продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI в. как процесс территориального расширения Русского централизованного государства, ставшего уже тогда полиэтнической Евразийской империей.
Богатая пушниной Ленский край - "Якольская землица" давно привлекала предприимчивых и смелых казаков - служилых, промышленных, торговых, гулящих людей всего Севера России: Тобольска и Мангазеи, Красноярска и Енисейска, которые вглубь северо-востока Азии шли двумя путями - северным через Мангазею и южным - через Енисейск. Московское правительство умело управляю этим, на первый взгляд, весьма хаотичным процессом: оно санкционировало, финансировало, контролировало все основные экспедиции, снаряженные в Восточную Сибирь.
Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 год, когда на правом берегу Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве. Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов, которые прибыли 18 июля 1641 г. в Ленский острог. С ними прибыла целая церковная миссия. Воеводы сразу же приступили к исполнению своих обязанностей, перенесли Ленский острог на левый берег. В 1643 г. завершилось строительство нового острога, который стал называться Якутским и стал не только административным, военно-политическим, культурным, но и церковным центром всего северо-востока Азии.
Христианизация коренных жителей Ленского края - саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган - началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств. Поэтому политика распространения православия среди аборигенов определялась сугубо фискальными интересами государства, объявившего Восточную Сибирь "своей вотчиной".
Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок - в конце XVIII - начале XIX вв. По архивным данным, в 1823 г. некрещеные составляли всего один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, социальной интеграции аборигенов в российское общество т.к. по мнению выдающегося русского этнографа-якутоведа С.А. Токарева, "… вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняло общение между людьми". К тому же в это время православная церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещенных от уплаты ясака.
Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся "в тело и душу" языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла сразу вытеснена новой, еще непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды православия. Так, в "Степных законах и обычаях якутов" (1823 г.) отмечалось, что шаманство "хотя и тайно, но употреблялось у многих якутов". Оно сохранило в значительной степени свое влияние даже во второй половине XIX - начале XX века.
С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии - православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению "инородцев" в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Как правильно заметил известный якутский филолог, академик АН РС (Я) П.А. Слепцов, "учебные пособия, выпускаемые миссионерами, в своей якутской части постоянно совершенствовались, и к концу XIX - началу XX века в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми и по литературной обработанности и нормативности практически не отличаются от современных литературных образов". Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык - основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность.
Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями Святителя Иннокентия (Вениаминова) - архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского - Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году перенес епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская епархия была образована в 1870 году, начали свою деятельность Якутская духовная консистория, Епархиальный комитет православного миссионерского общества, призванные содействовать утверждению христианской веры среди местного населения. К концу XIX века в Якутской епархии насчитывалось 249 церквей и часовен.
Христианизация народов Якутии, несомненно, стала основой для процесса взаимообогащения и взаимопроникновения культур и приобщения к русской, а через нее - к европейской культуре и мировой цивилизации. До Октябрьской революции православие сыграло роль объединяющего фактора в отношениях между народами. Христианизация сыграла исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха как составной части многонационального российского народа. Так, в докладной записке министру внутренних дел России от 9 марта 1913 г. о восстановлении для Якутской области права на избрание одного представителя от области в Государственную Думу, врач П.Н. Сокольников и голова Мегинского улуса Д.И. Слепцов не без гордости констатируют: "В настоящее время так называемые инородцы находятся на стадии глубокой эволюции превращения кочевника в культурного человека. Усвоение русского языка, грамоты и православной веры кочевниками идет более ускоренным темпом. По крайней мере, мы, якуты, свободны от Ислама и Буддизма, можем гордиться тем, что не менее 100 лет тому назад поголовно восприняли православие" ("Чолбон", 1995 г., N10).
А великий якутский писатель и мыслитель А.Е. Кулаковский, подчеркивая роль христианизации, писал о даровании русскими православия местным народам. Алексей Елисеевич, конечно, ясно понимал, какое важное судьбоносное значение имел этот процесс в "нашей культивизации и слиянии с русскими".
Не могу не процитировать народного писателя Якутии, почетного гражданина республики Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона: "Не открою большого секрета в том, что христианство, прежде всего православие, более всего терпимо к языческим традициям и ничего от этого не теряет. Сила его в проповеди и утверждении любви, воспитании совести. Христианский идеал, внесенный в языковую среду, очеловечивает ее" ("Якутия", 6 апреля 1999 г.).
В последние годы идет бесплодный спор: саха (якуты) - православные или язычники? Есть люди, которые утверждают, что саха - языческий народ. Возьмем три вехи человеческой жизни: рождение, создание семьи, смерть. Мы являемся в этот мир, женимся или выходим замуж, живем, трудимся, отправляемся на тот свет - по христианским, православным обычаям, законам и традициям. (Можно сказать, что мы совершенно обрусевший народ, но сумевший сохранить свою самобытную культуру. Смею утверждать - это феноменальное явление, которое предстоит еще изучить). Коренные жители до сих пор придерживаются православного хозяйственного календаря. К примеру, 22 мая - день памяти Святого Николая Чудотворца. Для народа саха с этого дня начинаются летние дни. И в старину, и сегодня все отмечают Николин день. Это еще одно доказательство того, что мы - православные. Сто раз прав наш первый президент М.Е. Николаев, когда в Париже, выступая по французскому телевидению, сказал, что саха - православный народ…
Сегодня можно с уверенностью сделать вывод о том, что в республике идет необратимый процесс возрождения православных традиций, и с каждым годом все больше и больше становится число коренных жителей, считающих себя православными.
Взято с pravostok.ru