|
В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь
|
|
|
|
|
|
|
Петр Цюкало
КОЛБАСА ВАЖНЕЕ СВОБОДЫ?
Когда, в последние дни, в публикациях на тему о выборах в России, все чаще замелькали слова «холоп», «холопский», я подумал вначале, что это просто издержки полемики. Потом задумался. Ведь и в самом деле, в России начался очередной цикл закрепощения народа. И самое досадное – добровольного закрепощения. У холопства есть определенные преимущества. У холопов нет личных прав, зато у них есть безопасность. А инстинктивно, человек, в первую очередь, выбирает благополучие.
Свобода – не на первом месте среди потребностей обычного человека. Не потому ли стран, где высоко ценится личная свобода, всегда было меньше, чем стран, в которых люди готовы поступиться ею во имя безопасности, пищи, одежды, крыши над головой.
Достойно внимания то, что народы делятся на свободные и несвободные в зависимости от религии, которую они исповедуют. Страны личной свободы – это в первую очередь протестантские страны, где произошла реформация церкви. Реформированные церкви стали проповедовать библейское учение о равенстве людей, о неотъемлемых правах на жизнь и свободу, о возможности непосредственного обращения каждого человека к Богу, без обрядов и священников. Так Реформация похоронила феодализм с его делением людей на холопов и господ.
Также достойно внимания и то, что народы Запада, выбрав свободу, добились и благополучия. К сожалению, там сейчас наблюдается обратный процесс, в сторону от Реформации, к язычеству. Как следствие - государство начинает посягать на права личности, в первую очередь, на самое главное - свободу совести, т.е. право верить в Бога и распространять Его слово. Если откат от Реформации продолжится, то через пару поколений от свободы и благополучия Запада останутся только воспоминания.
Почему же так происходит, что те, кто, образно говоря, выбирают вместо свободы колбасу, не получают ни того, ни другого? Свобода – это дар Божий людям. Бог сотворил людей похожими на Себя, свободными. Поэтому, когда люди ценят Божий дар свободы, Он благословляет их и благополучием. Если же они пренебрегают им, то теряют и то и другое. Так какой же дьявол внушил большинству наших соотечественников мысль, что колбаса важнее свободы? Как же так получилось, что русский народ не только не борется за свободу, но даже получив ее, не знает, что с ней делать?
Люди мало знают о том, что еще за сто лет до Мартина Лютера, у России был свой час «Х», время выбора, своя религиозная Реформация. Реформация по-русски в чем-то была схожей с западной Реформацией. Как Лютер боролся против злоупотреблений в католической церкви, так стригольники и нестяжатели боролись против злоупотреблений в православной церкви. Тот просветительский импульс, который принесло древней Руси крещение, был утрачен в период монголо-татарского ига. В это тяжкое время для всего русского народа, как ни парадоксально, церковь процветала. «Одним из достопамятных следствий татарского господства над Россиею было еще возвышение нашего духовенства, размножение монахов и церковных имений», - писал Карамзин. «Народ жаловался на скудость: иноки богатели». Ко времени освобождения от монголов, монастыри были крупнейшими землевладельцами. Им принадлежала треть российских земель. Но не это было самым страшным. Землю, в конце концов, у церкви отобрали, а вот то, что не могли отобрать, и что было гораздо хуже – усвоенную привычку иерархов раболепствовать перед теми, кто сильнее, и презрение к тем, что слабее. Вместо этого там утверждалось обрядоверие и чинопочитание – проверенный способ держать людей в невежестве и угнетении.
Примечательно, что, как и на Западе, движение за очищение церкви на Руси начинали и возглавляли священники, несогласные с таким положением дел в церкви. В XIV веке в вольных городах Пскове и Новгороде появились первые русские протестанты - стригольники. В следующем столетии, духовным и интеллектуальным лидером реформационного движения стал Нил Сорский, один из настоятелей монастыря в Заволжье. Это было время свободной дискуссии, в которой сторонники Нила (их называли нестяжателями), могли распространять свои книги, послания, выступать на диспутах, отстаивать истину на церковных соборах. Эта свобода страшно бесила правящее крыло церкви, которое олицетворял Иосиф Волоцкий.
Нил Сорский и его братия ожидали возврата церкви к своему предназначению – проповеди, молитве, духовному лидерству. Они высоко ценили знание Библии, поощряли духовные поиски, настаивали на отказе церкви от мирской власти и богатства, отрицали насилие как средство борьбы с инакомыслием. Иосифляне же, проигрывая в дискуссии, просили царя уничтожить «еретиков», возмущаясь тем, что простые люди, которых они презирали, смеют сами рассуждать, что правильно в церкви, а что нет: «В домах, на улицах и на рынках, - негодовал Иосиф Волоцкий, - иноки и миряне толпятся, спорят о вере».
Стяжателям-иосифлянам удалось взять верх. Чтобы усилить свое влияние, они удачно использовали идею старца Филофея о Москве как третьем Риме. Им удалось обольстить молодого Ивана Грозного. Закомплексованный мальчик, потерявший в три года отца, в восемь – мать, выросший в атмосфере унижения со стороны бояр, и вдруг – спаситель и защитник истинной веры. Читаешь его послания князю Курбскому – ни дать ни взять – моральный лидер единственного в мире христианского народа. Все остальные – враги и еретики. Библия говорит – беда, когда раб становится царем. Потому что он легко попадает на крючок гордыни. Не это ли, кстати, происходит с Путиным сейчас? Вчера еще – мелкий петербургский чиновник, исполненный страхом почти по Гоголю, не решающийся отправить факс за границу, не завизированный КГБ. А сегодня – вся страна стелется у его ног, умоляя спасти ее. Сможет ли он устоять перед этим искушением властью? Рабы, это ведь не обязательно те, у кого клеймо на теле. Настоящие рабы те, у кого рабская система ценностей – клеймо в сердце. Став господами, они не стремятся к уничтожению рабства. Нет, они хотят превратить в рабов своих бывших господ. Как Иван Грозный – бояр, а Путин… Впрочем, довольно об этом – слишком много параллелей.
На соборе 1503 года, иосифляне добились осуждения нестяжателей, и «возвеличили» православную церковь первым в истории России публичным сожжением «еретиков». С тех пор контрреформация утвердилась в РПЦ как основная линия. А такие священники, как Александр Мень, Александр Борисов, игумен Вениамин (Новик), которых можно было бы назвать православными реформаторами, скорее выглядят изгоями в родной церкви, чем определяют ее лицо. За это обществу приходится платить цену. Поверив сладкоголосым певцам «третьего Рима», Иван Грозный со своими духовными учителями довел страну до смуты, превратил ее в третьеразрядное государство. Иосифляне превращали Россию в заповедник варварства. Не задумывались над тем, почему первопечатник Иван Федоров, прославивший Москву книгопечатаньем, вскоре бежал на Украину? Церковь, воспитывающая холопов, не нуждается в ярких, мыслящих людях. Историк Александр Янов говорит, что дело дошло до того, что «оракулом Московии в космографии считался Козьма Индикоплов, египетский монах VI века, полагавший землю четырехугольной? И это в эпоху Ньютона - после Коперника, Кеплера и Галилея!»
Эпоха безбожия ничего не изменила в процессе холопизации русского народа. Как и православные иерархи, большевики презирали свободу личности, не могли терпеть свободное выражение мнений, обольщая народ льстивыми речами о мессианской роли России в деле спасения человечества. Вероятно, поэтому большинство россиян легко перешли из православия в коммунизм и обратно. Особенно умилительно наблюдать, как бывшие партийные функционеры ныне ратуют за православную церковь, право, ценности им менять не пришлось – феодализм еще тот. Да и иерархам не потребовалось много времени, чтобы сориентироваться в новых условиях. И здесь монголо-татарский опыт пригодился: ваши радости – наши радости, - признавался в любви новым ханам глава РПЦ, митрополит Сергий. У комиссаров и митрополитов нашлось немало общего. До сих пор патриарх Алексий II с особой теплотой отзывается о Советском Союзе как великой стране. Церковь снова подпитывает гордыню, говоря об особости российского пути, величии российского народа, более всего, делая акцент – угадайте на чем? Что свобода личности приводит к безнравственности и распаду общества. Ну да, для них – это точно, свобода будет значить полный распад их системы порабощения, как это едва не случилось в 90-е годы.
Чем закончится новый виток закрепощения народа под видом вставания с колен и возвращения величия России? Да все тем же, чем и раньше – позором, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Горько оплакивал такое состояние РПЦ православный, но не иосифлянский, и не сергианский, мыслитель Георгий Федотов: «Бесконечно тяжело, что наше национальное возрождение хотят начинать, вместо плача Иеремии, с гордой проповеди Филофея. Бедный старец Филофей, который уже раз отравил русское религиозное сознание хмелем национальной гордыни. Поколение Филофея… задушило ростки свободной мистической жизни (традицию преп. Сергия — Нила Сорского) и на крови и обломках (опричнина) старой, свободной Руси построило могучее восточное царство, в котором было больше татарского, чем греческого».
Богу ненавистно закрепощение людей, которых Он сотворил свободными, превращение их в холопов. «Не делайтесь рабами человеков!» - убеждает апостол Павел. Дьявол обманывает людей, говоря, что свобода – это ерунда, главное чтоб было чего поесть. Главное стабильность.… Ах, братья, смотрите, «чтобы не было [между вами] какого нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Дьявол не договаривает. Отказываясь от свободы, люди покупают призрачную безопасность и ненадежное благополучие.
Сотни лет иосифлянско-сергианская церковь воспитывала в русском человеке холопьи качества. И воспитала. Нужно ли объяснять, почему Библия не в списке бестселлеров у народа, где четыре человека из пяти называют себя христианами? Не хватает духу ни отдаться злу окончательно, нет и смелости бороться за правду. Нет даже желания узнавать ее. Ведь потом придется делать выбор. А кому оно нужно в сегодняшней России? Не холопье это дело – выбирать. Низкий поклон за это батюшке Иосифу Волоцкому. Не забудьте сегодня облобызать ручку нынешних его преемников. Завтра придется лизать сапоги.