|
В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь
|
|
|
|
|
|
|
Владимир Панков
СЛУЖБА ЕСТЬ СЛУЖЕНИЕ
Неподалеку от станции Арсаки Ярославской железной дороги расположена воинская часть 42754. Это примерно на середине пути между Сергиевым Посадом и Александровым. На территории оной части находится монастырь — одна из известнейших православных обителей — Свято-Смоленско-Зосимова пустынь. В этот военизированный монастырь можно попасть только через КПП. Так уж сложилось, что в советское время территория пустыни оказалась в ведении военных. И сегодня единственная дорога, ведущая в монастырь, проходит через расположение воинской части.
На протяжении всей духовной истории верующие люди считались воинами Христовыми. А сонмы ангелов — вестников Божьих — именовались небесным воинством. Так иерархия горняя стала первообразом устройства церкви земной, и продолжилась в организации государства и армии. Армия является своего рода земным отражением высшей иерархии бесплотных сил. В Византии слово "штатский" было синонимом слова "язычник". Ратное и духовное переплелись в христианской истории. Уставы, рапорты, чины — от века приняты и в церкви и в армии. Человек через несение тягот воинской службы угождает Богу и уподобляется ангелам…
И сегодня будничный строй жизни курсанта военного училища и студента духовной семинарии — общий, основанный на жестких ограничениях в одежде и поведении.
Институт полковых священников в Российской армии до 1917 года имеет богатую, протяженную историю. Исследование многовекового опыта русского полкового священства — тема отдельной обширной работы. Тем паче полковые батюшки проявили себя и в наши дни. В трагическую эпоху двух последних чеченских войн несколько православных священников-энтузиастов, облачившись в зеленые подрясники, вместе с армией колесили по крутым тропам и дорогам бунтующей Ичкерии, но не бросали свою паству в трагические часы испытаний, мук и потерь.
Но присутствие в современной армии священника — скорее исключение, чем правило. Действующие законы не позволяют возродить институт полковых батюшек. А жаль… Как известно, после крушения СССР ответственных за идейный климат в частях замполитов заменили на непонятных военных психологов. И если "старые-добрые" пропагандисты упирали все больше на диамат, то — как обстоят дела с "нынешними"? Неужели психологи в армии воспитывают солдат по Фрейду и Фрому? Может быть, поэтому духовно-нравственная обстановка во многих наших воинских частях отставляет желать лучшего?
Бич армии — жестокость неуставных отношений и эпидемии самоубийств. Вряд ли учение доктора Фрейда способно умастить сердца и вдохнуть в сердца отчаявшихся веру в жизнь… Большую помощь в решении этих проблем может оказать и уже оказывает русская церковь. И пример тому — упоминаемая воинская часть при монастыре в Арсаках.
Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году. Известно, что начало сотрудничества монахов с военными было отнюдь не радужным. Монастырские строения в то время были осквернены и полуразрушены. В них находились в основном складские помещения. На территории монастыря размещался и армейский клуб. Взаимное доверие и понимание собиралось буквально по крупицам, а о создании воинского храма вначале не хотели слушать не только в части, но и в высшем епархиальном руководстве (монастырь относится к Владимирской епархии). Теперь всё это, слава Богу, позади. И, конечно, здесь просматривается помощь угодников Божиих — месточтимых святых и канонизированных на Всецерковном уровне — преподобных Зосимы, Германа, Алексия, Игнатия и Макария. Кстати, Свято-Смоленско-Зосимову пустынь издавна называют Северной Оптиной по тем дарам благодати, которыми обладали ее прежние насельники. Наиболее известен основатель монастыря — преподобный Зосима. Поселился он в здешних местах в конце XVII века, пришел сюда из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, обладал даром прозорливости и чудотворения. За советами и наставлениями шли к старцу не только простолюдины, но и царственные особы. Любила навещать преподобного императрица Елизавета Петровна. Его преемниками стали Герман и Алексий. Сегодня мощи этих трех святых покоятся в раках в главном храме обители — Церкви во имя Иконы Божией Матери Смоленской. Постепенно монастырь обретает свой прежний величественный облик, который имел до закрытия в 1923 году. В завершающей стадии находятся работы по восстановлению надвратной церкви "Всех святых", в основном восстановлен трапезный храм в честь преподобного Сергия. Почти все восстановительные мероприятия проводятся силами военно- служащих.
Не так давно я был свидетелем, как молодые воины в Арсаках принимали присягу на верность Отечеству. После официальной церемонии перед строем с напутственным словом выступили: командир части, начальники подразделений и православные иереи из монастыря. Затем был отслужен молебен о даровании воинам Благодати. После все желающие в состоянии воодушевления и умиления приложились к Честному Кресту Господню. Воинский ритуал получил новое "вертикальное" измерение, наполнился особым значением.
Года три тому назад в этой части был освящен воинский храм в честь благоверного князя Даниила Московского. По ходатайству командования инженерных войск этот святой признан их покровителем. Святейший Патриарх по этому случаю издал даже соответствующий указ. Храм этот — всего лишь зал на втором этаже казармы. Но поражают роскошь его убранства, искусный резной иконостас. Всё в этом храме сделано руками солдат-срочников. После освящения полкового храма случилось чудо: замироточила икона Владимирской Божией Матери. Произошло это в день принятия очередной присяги. Чудо обнаружил и обнародовал один из новобранцев…
История этой мироточивой иконы удивительна и необычна. Ее писал бывший наркоман, которого некогда призвали в эту часть на срочную службу, а затем "забраковали" и комиссовали по состоянию здоровья. Когда этот человек получил предписание и гражданский статус, поехал не в ближайшее село за очередной дозой, но отправился в духовную цитадель Европейской России — достославную Троице-Сергиеву Лавру. Излечившись от страшного недуга и выучившись на иконописца, он пожертвовал одну из написанных им икон в первый свой храм — церковь Даниила в Арсаках.
Часть при монастыре не является образцово-показательной. Но выражение лиц солдат и офицеров, их разговоры, да и самые элементарные бытовые мелочи свидетельствуют об особой крепости подразделения. На мой вопрос о влиянии монастыря на повседневную жизнь части, солдаты в простоте душевной заявили, что влияние особенно чувствуется во время похода в столовую. Очень солдатам нравится здешняя кухня, что, увы, нехарактерно для действующей армии.
Регулярно в воинском храме служатся молебны, воины исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Настоятелем храма и духовником части является иеромонах отец Варнава. В основном его усилиями и создан здешний благоприятный, если так можно выразиться, климат. С большой уверенностью можно сказать, что батюшка заменил пресловутого психолога, а многим отца и мать. Отец Варнава не отстранен от проблем и "болезней" своей паствы. Он каждый день на территории, среди армейской круговерти. Разговаривает, учит, помогает советом и не только…
Мне с ним поговорить оказалось не очень-то просто. Постоянно Варнава кому-то нужен. Каждый миг его разыскивают. Вот он остановился побеседовать с веселым сержантом, а его уж дергают двое новобранцев:
— Батюшка, разрешите обратиться…
Тут же его вызванивают взволнованные родители, чей сын по какой-то причине не вернулся в часть. И так проходит почти всё его время между богослужениями. В части служат ребята со всех концов нашей Родины, есть татары-мусульмане. Однако большинство здесь — славяне, жители Москвы и Подмосковья.
Многому тут не перестаешь удивляться, но главная здешняя достопримечательность, можно сказать, гордость и достоинство — православный воинский хор, попечителем коего является все тот же незаменимый отец Варнава. Профессионализм хора настолько высок, что восхищает многих профессионалов-музыкантов. Воинский хор Зосимовой пустыни — лауреат Международного конкурса молодежных православных хоров, награжден также Золотой медалью святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Удивительно и то, что хор полностью состоит из солдат срочной службы, то есть два раза в год идет обновление и смена его участников. Выпущено несколько дисков с духовными песнопениями и военными песнями.
Несомненно, душой хора является иеромонах Варнава — человек горячей веры, полный творческой энергии и любви. Всё, что он успевает за день сделать, — не доступно уму! Со своими больными ногами — стремительней любого сержанта. Такое возможно только с помощью Божией! О себе он, как и подобает монаху, говорит очень немного. Известно только, что он был келейником знаменитого старца Троице-Сергиевой Лавры отца Моисея Боголюбова. И хотя "ученик не выше учителя своего", ему есть на кого равняться. Сегодня, не умаляя достоинства офицеров части, Варнаву с полным правом можно назвать главным помощником командира части по воспитательной и творческой работе с воинским контингентом. Для монаха, конечно, несколько странная должность, но, несомненно, в этом есть дар, талант и призвание батюшки.
В начале ХХ века одному из монахов было видение преподобного Зосимы, который как бы возвышался над главными вратами, ведущими в обитель, и благословлял всех входящих большим крестом. Видимо, не без этого благословения преподобного и возникло то благодатное начинание военных и монахов, выгодно отличающее сегодня данную воинскую часть.
В обители твердо верят в молитвенное заступничество святых угодников, и в то, что сотрудничество Армии и Церкви принесет свои добрые плоды не только здесь, но и во всей стране.
P.S. Желающим наладить связь с монастырем, оказать помощь или совершить паломничество сообщаем его адрес: 601604, Владимирская обл., Александровский р-н, п/о Плеханы. Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь.