В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Михаил Черенков
ВЕРУ НЕ НАСЛЕДУЮТ

Выбери себя – эти слова стали девизом молодежи XX в. Писатели, философы, кинорежиссеры, «звезды» развили теорию и практику само-выбирания, формирования себя как уникального, непохожего на других. Отличие от массы, от среднего человека стало главной ценностью. Критика – основным жанром.

По мере того как христианская традиция превращалась в раритет, а государственная церковь после Освенцима теряла всякое моральное право на авторитет, начали расшатываться все общественные устои.

С 1968 г. профессора парижских университетов завоевывали популярность студентов, сражаясь на баррикадах с полицией, бравируя своей нетрадиционной сексуальной ориентацией, проповедуя анархизм, наркотики и свободную любовь. Так теория интеллектуалов о том, что без Бога все позволено, стала практикой народных масс.

Консервативная традиция, основанная на церкви и религии запретов, надоела и устарела. Бог оказался выдумкой церковников, моральные законы – формой насилия над личностью.

Человек, которого более не сдерживают абсолютные требования, а относительные вполне заменимы, хочет выпрямиться во весь рост и выбрать для себя приглянувшийся автопортрет и образ жизни.

Но чтобы не потеряться среди разнообразия образов и опасных удовольствий, нужно иметь помимо себя и своих порочных желаний то, что тебе неподвластно, что существует всегда, что надежно.

Философ Рене Декарт учил, что смелый человек, который дерзнул мыслить самостоятельно и критично, должен сомневаться во всем – в человеческих правилах, законах науки и даже в видимой реальности. Однако, отказавшись от всех внешних опор, оставшись наедине с собой, внутри мы находим две неустранимые идеи, два неоспоримых факта - существования себя и Бога. Декарт называет себя и Бога врожденными идеями, т.е. такими, которые не возникают и не уничтожаются, но изначально внутренне присущи человеку.

Выходит, что личность, индивидуальность складывается в общении души с Богом. Пытаясь хирургическим путем избавиться от врожденной идеи Бога, человек убивает себя.

Часто Бога пытаются заменить Его образом, согласно представлениям и обычаям церкви. Доходят даже до того, что врожденной объявляют православную веру.

Нет, врожденной можно назвать лишь идею, а то, будем ли мы верить или не будем, откроем ли для себя реальность Бога, или, зная о Его существовании, предпочтем обходиться без Него – вопрос нашей воли, свободного и сознательного выбора.

Веру и церковь не наследуют, а выбирают. Нет ничего само собой разумеющегося, кроме тебя и Бога.

В языческих верованиях достаточно родиться, чтобы автоматически вступить в отношения с богами, чтобы племя и священники решали за тебя судьбу. Смысл языческой инициации – будь как все, повторяй за мной. В христианстве все решается в диалоге человека и Бога. Взросление личности, духовное развитие связано с определением личного отношения к «вечным вопросам». Выбирая Бога, ты выбираешь себя.

Говорят, что мы живем в эпоху умирания веры и религии. Смею надеяться, что смерть коснется лишь внешних форм религиозности. Ведь идея то Бога неустранима, пока жив человек. А значит, он может сам выбрать свое отношение к Богу, создавая новое на руинах традиций и авторитетов.

Взято с www.baznica.info
Размещено 04.10.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz