АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Интервью с протоиереем Артемием Владимировым

–Отец Артемий, каковы, на Ваш взгляд, самые актуальные проблемы церковной жизни сегодня?

–Церковная жизнь – дело сокровенное. Даже тайны биологической жизни ученые не в состоянии до конца понять – что же говорить о жизни во Христе? Суть церковной жизни состоит в освящении и очищении сердца человеческого Божьей благодатью. Мать наша Церковь, исполненная живоносной силы, каждое свое чадо, питающееся от ее сосцов, врачует и возрождает, приобщая к жизни вечной. Церковь и сегодня исполнена этой божественной силы, однако мы меняемся, и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Думаю, одна из главных проблем состоит в том, что многие христиане XX и XXI столетий (я отношу себя к их числу) не берут, по маловерию и греховной немощи, от Матери-Церкви того, что она готова им даровать. Не пользуются в полноте теми благодатными средствами, которые дарованы человеческому роду Искупителем Иисусом Христом и усваиваются через Церковь. Из-за нашей мелкотравчатости и духовной неосновательности все проблемы и возникают.

Одна из них состоит в том, что зачастую человек с десяти-, двадцати-, тридцатилетним стажем церковной жизни не обретает той полноты, гармонии, счастья, а стало быть, духовной удовлетворенности, которую надеялся получить, вступая со страхом и трепетом в ограду Церкви много лет тому назад. Другая проблема в том, что мы приносим на райские церковные пажити многие наши недостатки, отрицательные качества, страсти, тянущиеся за нами, словно шлейф, из мирской жизни. Поэтому, по слову апостола Павла, и среди церковных людей обнаруживаются нестроения, зависть, ссоры, огорчения, которые говорят о преобладании плотского и душевного, но не духовного начала в нашей среде.

Жизнь многообразна, а потому трудностей и проблем не перечесть! Отцы всегда будут тревожиться и печалиться о детях, которым сродниться с духом церковным обыкновенно бывает труднее, чем их родителям. Взаимоотношения пастырей и пасомых вызывают множество вопросов и недоумений, и как не всегда счастливо складываются взаимоотношения супругов, так и в приходской семье бывает много смущений и соблазнов, провоцируемых как священниками, так и их духовными чадами. Всех нас волнует завтрашний день Церкви (я разумею ее земное колено), какими мы, грешные, подойдем к испытаниям, возвещаемым святым Евангелием.

–В чем Вы видите основные достижения церковной жизни за последние 20 лет? Что, на Ваш взгляд, нами упущено?

–Мой стаж сознательной церковной жизни насчитывает не так уж много времени – 26–27 лет. И конечно, оборачиваясь назад, я вижу, сколько благих изменений превзошло в нашу жизнь за эти два десятилетия. Помню, что в 1980-е годы нигде нельзя было достать молитвослова, хотя бы отпечатанного домашним способом на дурной бумаге. Редко кто мог рассчитывать на непосредственное участие пастыря в его жизни, да и излить душу приходскому священнику мог позволить себе далеко не каждый. Что говорить о храмах, которые не вмещали всех желающих помолиться или приобщиться Святых Таин Христовых. О «крестилках» – как тогда небрежно называли помещения для свершения таинства Крещения, где, в лучшем случае, крещаемого поставляли в тазик, а в худшем – наливали ему воду за шиворот, не раздевая и даже не снимая с него шубы! Кто из православных русских людей мог тогда думать о посещении города Бари для поклонения мощам любимого русским народом святителя Николая? Даже во сне, согласитесь, такое не могло присниться. Афон, Иерусалим – это были понятия заоблачные, трансцендентные сознанию простого человека.

Нынче – «лето Господне благоприятно»! Благодать обильно излилась на Русскую землю. В одной столице, несмотря на все ее соблазны и контрасты, сегодня действует более 700 храмов! Выбирай любой, где бы ты мог мирно и тихо каяться в своих грехах, мало-помалу укрепляясь в добродетельной жизни. А книги, которые всегда были для русского человека сокровищем! Море духовной литературы, столь пространное и обильное, что не выплыть погрузившемуся в него любознательному читателю. Ярмарки, выставки, магазины, лавки… Иные христиане каются в том, что они пристрастны к покупке духовных книг, а мудрые духовники снисходительно посмеиваются: пока есть возможность, средства и время – покупайте, а придет время, изменятся обстоятельства, удержит Господь эту милость – будет что почитать в келейной тиши.

Что нами упущено? Нам, священникам, видны наши недостатки. Кратко скажу: оказывается, что выстроить мраморный парапет и повесить золотую люстру посреди храма, украсить его дорогими иконами – гораздо легче, чем собрать паству, согреть сердца людей словом Божиим, умягчить их души примером чистой, богоугодной жизни. Повсюду не хватает тепла, искренности и благочестия. Внешние показатели, может быть, и не столь плохие, но все же духовная жизнь не измеряется штангенциркулем, ибо пред Богом важны сердца, воспламененные огоньком молитвы и покаяния.

–Подростки, взрослея, уходят из Церкви, чтобы возвратиться со значительными духовными потерями. Как сохранить их в Церкви? Или, может быть, это закономерный процесс и не надо ему препятствовать?

–Мы уже говорили с вами о детях, о тех сложностях, которые возникают в их духовном становлении. Удержать насильно нам никого не дано – как бы самому не быть смытым с палубы церковного корабля на полпути в Царство Божие! Однако равнодушно смотреть на те страдания, которые выпадают на долю не утвержденных в вере детей, невозможно. Поэтому всякий родитель, всякий священник, зная, что личность свободна, что последнее слово всегда остается за ней, не может не скорбеть, не печалиться, не плакать Богу в молитве за дорогих ему людей. И думаю, что главным «удерживающим» в поле света и любви того, кто нам дорог, является наше собственное сердце, всегда страждущее, молящееся, переживающее за бессмертную душу ближнего.

–Говоря о социальном служении, Святейший патриарх не раз отмечал аморфность, пассивность прихожан в делах милосердия. Читая притчу о самарянине, мы узнаем себя в священнике и левите, тогда как должны бы узнавать в самарянине...

–Патриарх не только говорит, но и поощряет, утешает тех, кто, не жалея себя, трудится в делах милосердия в нашем уязвленном бедами обществе. Но пусть величие предстоящих нам дел не дает пищи к самооправданию: мол, «всех не накормишь, всякого не пригреешь, к каждому не придешь». Когда я был школьником, то нам внушали презрение к «теории малых добрых дел», одобряя лишь революционный взрыв, посредством которого общество, как птица Феникс, должно обновиться в огне разрушения, и породить неведомые дотоле формы справедливого устроения и всеобщего обеспечения. Сейчас, имея за плечами некоторый жизненный опыт, я понимаю, что пред Богом ценны именно малые, посильные благие дела – пусть это капля в море, однако она имеет бесконечное значение, если посвящена Господу, если малое доброе дело свершается из живого сочувствия к человеку. Один Бог везде и повсюду поспевает и все ко благу управляет. Мы, немощные и недостойные Его рабы, ученики, друзья, будем делать то, что возможно, а Господь восполнит, поправит и исправит дела рук наших Своею благодатью. Что касается милосердного самарянина, он дает нам образ свершения доброго дела от «А» до «Я», от начала до конца. И, наверное, главное в делах милосердия – не останавливаться на полдороге, но, скрепя сердце, трудиться так, как внушает совесть, чтобы ей не было горько за угасшую по причине ропота, осуждения или недовольства, свечу любви.

–Чем из опыта приходской жизни Вы могли бы поделиться?

–Настоятелю храма открыто немалое поприще. Не утомляя излишне наших читателей, скажу, что в храме Всех Святых, что в Красном Селе, большое внимание уделяется исповеди, дабы каждый мог высказаться сполна, выплакать свое горе, а вместе с тем и вопросить пастыря о сомнениях и недоумениях, почувствовать его твердое плечо и воспринять утешительное, ободряющее слово.

Приходская жизнь тогда заквашивается в полной мере, когда богослужение и Евхаристия, являющаяся средоточием этой жизни, восполняется внебогослужебным общением пастыря и пасомых. Для нас такое общение выражается в общих беседах, чаепитиях после всенощных. Прибавим к этому паломничества, посещение святых мест, где, сочетая труд с молитвой, православные люди ближе узнают друг друга, чувствуя крепкие узы дружеской любви, без которых жизнь в третьем тысячелетии в большом столичном холодном, жестоком городе была бы почти невыносима.

–Дети в храме. Какие советы Вы можете дать тем, кто сталкивается с проблемами церковного и светского воспитания.

–Дети – «цветы жизни», но важно, чтобы, раскрываясь под лучами Божьей благодати, эти «цветики степные» не подавляли другие всходы, то есть сохраняли приличествующие детскому возрасту скромность и смирение. Они должны понимать, что их отличает от людей пожилых и умудренных жизнью, чтобы они чувствовали себя не хозяевами в храме, но именно маленькими христианами, радующимися о Господе и пребывающими в послушании у родителей и всех возрастных членов общины.

Советы, наверное, должны быть обращены не к детям, а к родителям. Они должны пасти своих чад, неусыпно следить за ними и, почувствовав их усталость, неспособность свершать молитвы, в тишине и благочинии своевременно выводить их из храма, дабы молитвенная жизнь прихода не нарушалась понятными для детского возраста шалостями и выходками.

Церковное и светское воспитание... Нужно находить золотую середину между ними и идти царским путем, приобщая детей православной русской культуре, в которой сочетается и истинная религиозность, нелицемерное благочестие, и широта кругозора, готовность восприять все ценное, непреходящее, идеальное, чистое и прекрасное, необходимое для становления разумной и ответственной личности.

–Какие советы Вы можете дать при вступлении в брак, при выборе жениха и невесты? Как сохранить мир в семье? Как выстраивать семейные отношения?

–Каждый из этих вопросов может быть поводом для написания отдельной книги. Хочу напомнить вам, дорогие мои собеседники, лишь несколько русских пословиц, вникая в которые, мы получим полноценный ответ на заданный вопрос. «Береги платье снову, а честь смолоду» – внушение, как зеницу ока, хранить невинность и чистоту для счастья в семейной жизни. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» – не впадай в головокружение «от успехов», не подменяй сознательный обдуманный выбор горячащей сердце влюбленностью, которая сегодня есть, а завтра – нет. «Ищи жену не в хороводе, а в огороде» – да, действительно, нелегка участь мужа, который, обращая внимание лишь на миловидность своей половины, узнает впоследствии ее как принципиальную белоручку и непатентованную «принцессу на горошине». «Не хватай с неба звезд!» – не думай, что высшее счастье на земле – жениться на английской принцессе православного вероисповедания. Хорошо, по совету оптинских старцев, искать свою половину в том сословии, к которому принадлежишь ты сам, дабы ваши воззрения на земную жизнь, на достаток в семье, на будущность были тождественны, а вы не уподобились бы раку и щуке, тянущим повозку семейной жизни в разные стороны.

Как выстраивать семейные отношения? Сохраняя мир, не впадая ни в апатию, ни в отчаяние, а тем паче в гнев и раздражительность. В лице мужеского пола особенно нетерпимы словесная грубость и хамство, в лице женского пола – корысть и бессердечие. Конечно, самое главное – являть веру и верность Господу, памятуя, что «жизнь от Бога нам дана», а дети суть не проклятие, но Божие благословение и чудо, ради которых и созидается настоящая семья. Главная скрепа православной семьи – обоюдная потребность в исповеди и благоговейное причащение Святых Христовых Таин не реже, чем раз в месяц, как свидетельствуют об этом церковные правила.

–Сейчас распространяются такие серьезные проблемы, как измена, материальное неблагополучие, разногласия между супругами, раздоры в семье, пьянство. Разрешение подобного рода проблем индивидуально, но все же, какие общие советы можно преподать молодой семье?

–Измена. От нее сохраняют нас венчальные обеты. Как один раз на всю жизнь присягают на верность царю и отечеству, так один раз произносятся клятвы верности женихом и невестой, стоящими на белом плате посреди церкви, в знак чистоты и искренности их намерений. Но «жизнь прожить – не поле перейти»! Враг – нечистый прелюбодейный помысел – подкрадывается незаметно. Вот почему пять, десять, пятнадцать, двадцать лет спустя супруги, которые берегут святыню своего брака, призваны, по возможности, еженедельно обнажать язву своей души, открещиваясь от соблазнов, которые стучатся в двери нашего сердца, укрываясь от растления, господствующего в этом мире, в собственном доме. Конечно, если только в эту семейную крепость не въехал «троянский конь» – телевизор, готовый растлить и убить наповал, не взирая на возраст и убеждения, своих телеприхожан.

Материальное неблагополучие. Да, сегодня уровень жизни на селе, в малом городке, в провинции, конечно, отличается от столичного. Однако, «бедность не порок», – говаривали наши мудрые, благочестивые предки. Будем помнить, что Отец Небесный никогда не оставит Своих детей без пропитания, если они во главу угла поставляют, по Евангелию, поиск Царства Небесного и правды его. И покуда мы храним себя от зла и греха, дозволяя любви царствовать над нами, как прекрасной госпоже над ее слугами, Бог, верный Своим обетованиям, не попустит нищеты, но тайными и явными, большими и малыми благодеяниями будет свидетельствовать благочестивым мужу и жене о всегдашнем Своем соприсутствии, как сказано в Евангелии: «Где двое… собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф, 18, 20).

Материальное неблагополучие является, преимущественно, возмездием за лень, за трутничество, потребительское отношение к жизни, желание переложить обязанность трудиться на свою половину, за отвращение от заповеди, обеспечивающей человеку достаток: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Втор. 5: 13–14). И не нужно думать, что многодетность грозит материальным неблагополучием. Там, где отец и мать соблюдают заповеди и искренно молятся Богу, соблюдая взаимный мир, Господь всегда явит Свою благовременную помощь – и дети не будут оставлены без того, что необходимо для их возрастания.

Раздоры в семье. Они часто свидетельствуют о духовной неразвитости, а иногда и глупости мужа или жены. Соперничество, самоутверждение, выяснение отношений: кто в доме хозяин, кто прав, кто виноват? – кажется, это простительно только в первые пять лет супружества, которое является замечательным монастырем, смиряющим душу современного гордеца или университетской птицы. И мне бы хотелось, чтобы супруги, спасаясь друг через друга, обретали ту кротость, спокойствие и мирствование души, которые являются самым драгоценным достоянием в браке, свидетельствующем о близости Царствия Небесного в отношении истинных Божиих рабов.

Пьянство подстерегает, как правило, тех, кто относится равнодушно или вовсе отвращается от Чаши Жизни, источника бессмертного – причащения Святых Христовых Таин. Обретая в святой Евхаристии счастье и блаженство, душа находит меру во всем, в том числе и в вине. Впрочем, иногда на человека неблагоприятно влияет среда, окружение, жизненные коллизии, трагедии, по пословице: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается». Напрасно, напрасно искать выход и облегчение от душевной туги в кружке с пивом! Раз и навсегда наш поэт разоблачил этот соблазн, сказав: «И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas» кричат»…


С протоиереем Артемием Владимировым
беседовали Георгий Бабаян и Александр Брагин


Источник:
Православие.Ru

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz