Примечания:

[1]..Многочисленные конфликты между церквами в прошлом не могут служить оправданием антиэкуменизма. Даже если на притяжении веков католики и православные пострадали друг от друга, следует помнить, что эти "взаимные обиды" определялись В-основном национальной и политической конфронтацией. Но главное заключено в том, что ДОЛГ христиан - прощать. Можно ли зная о заповеди Христовой поддерживать дух разделения ссылаясь (как это часто делают антикафолики) на бесчинства крестоносцев в Византии или эксцессы в Западной Украине (XIII в.)? Добавим, что папа Павел VI открыто обращался к восточным христианам от лица Римской Церкви, прося прощения за все "исторически е несправедливости".

[2]..Сохранение ценностей национальной поместно-церковной традиции является закономерным и оправданным. Христианская жизнь есть "единство в многообразии". Однако развитие поместных церковных форм не должно исключать открытости к инославным и общехристианским ценностям. В противном случае поместной церкви будет грозить замкнутость в провинциализме и превалирование национального начала в ущерб духовному, евангельскому.

[3]..Как в настоящее время обстоит дело с молитвенно-каноническим и евхаристическим общением между католиками и православными? Молитвенное общение уже установлено (например, общеизвестны факты участия представителей Ватикана в отпевании иерархов Московского Патриарха и православное поминовение умершего Папы). Следует отметить, что Московский Патриарх распространил среди духовенства специальный чин отпевания католиков и других инославных. Канонического общения не существует (это и есть "разделение церквей"), но, взаимопризнание иерархии и таинств (см. тезис 6) создает для него все предпосылки в будущем. Евхаристическое общение не стала общей практикой, ввиду того, что оно предполагает полноту канонического общения. Пока же, католический епископат разрешает причащаться в православных храмах, а Синод Русской Православной Церкви допускает в случае необходимости принимать к участию в таинстве католиков.

[4]..В восточно-православных вероучительных документах нашего времени пока отсутствуют или слабо освещены многие актуальные проблемы, например: контроль рождаемости, социальное служение христиан, соотношение формы и духа в Св. Писании, катехизация и апостольское служение, отношение к протестантам и нехристианским религиям, отношение Церкви к средствам массовой информации, духовное просвещение, воспитание и евангелизация, реформы устава и т.д., - проблемы, которые подробно освещены в католических текстах (соборных постановлениях, энцикликах, одобренных епископатом катехизисах). Впрочем, часть этих вопросов была намечена к обсуждению на совещаниях, подготовляющих общеправославный Собор.

Hosted by uCoz