В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
Грета Ларсон
ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКТИКИ КУЛЬТА В ПРАВОСЛАВИИ
Предлагая к осмыслению материал этой веб-страницы, мы воспользовались характеристиками псевдо-религиозного культа, предложенными католическим священником J. Mahoney. Такие аспекты Православной традиции как монашество, послушание старцам, пост, практика частой исповеди и особенности Литургической жизни могут искажаться лицами, которые хотели бы создать культ внутри Православной Церкви. Мы рассмотрим следующие характеристики:
1. Насильственно принуждающую динамику межличностных отношений
2. Упрощенный взгляд на жизнь
3. Манипуляция трансовыми состояниями и контроль за разумом
4. Фиксация на центральной фигуре, которая служит определителем реальности
5. Изоляция от общества
6. Чувство гонения и обладания единственной истиной
1. Принуждающие межличностные отношения
Их можно рассмотреть на примере манипуляцией ложно понимаемым смирением и чувством вины. В культовых ситуациях происходит также искажение смысла Исповеди, нагнетание атмосферы с фиксацией на паранормальных явлениях, чем вызываются суеверия и страхи.
Во время исповеди манипуляция происходит, если духовник задает неадекватные, несоответствующие вопросы, требуя на них ответа под угрозой погибели души. Духовник никогда не должен раскручивать спираль стыда, повергая исповедуемого в уныние и убеждение, что только данный духовник может ему помочь. Требование частой Исповеди также может быть инструментом манипуляции. В книге “Восемь признаков культового контроля за разумом” Randall Watters пишет:
“Существует тенденция своеобразного наслаждения через само-деградацию во время исповеди. Так происходит в некоторых группах, где практикуется общая исповедь. Нагнетается чувство небывалого “единства” среди членов подобной группы, что позволяет духовнику легко управлять ими”.
Исповедь является важным Таинством нашей веры. В некоторых общинах она практикуется еженедельно перед Причастием, в других принят более редкий ритм Исповеди и Причастия. Однако, вне зависимости от того, как часто приступают к Исповеди, она никогда не должна быть принудительной (по требованию) или манипулятивной. Приведем два реальных примера злоупотребления Исповедью:
В одной семинарии преподаватели священники устроили регулярные заседания для обсуждения исповеди воспитанников. Студентам, которые уклонялись от Исповеди у преподавателей, занижались оценки. Так исповедь использовалась как инструмент власти.
В одном из православных общежитий женщинам было предписано отмечать на календаре дни своих менструаций. Делалось это, по-видимому, из соображений регуляции посещения богослужений, однако при этом налицо вторжение в частную жизнь с вызыванием чувства стыда.
Мы можем видеть культивирование атмосферы суеверий и страха в некоторых общинах, когда происходит выпячивание вопросов смерти, часто используется похоронная тематика и атрибутика. Так может существовать неумеренный культ поклонения мощам. Несомненно, святые мощи в Православии являются объектом почитания, но в данном случае акцент делается на культивировании всего, что связано со смертью. Происходящее может вызывать постоянное чувство страха, особенно среди молодежи такой общины. В других группах может происходить особая фиксация на поисках свидетельств приближающегося конца Света.
2. Упрощенный взгляд на жизнь
Культивируется убежденность, что в современных условиях единственно возможным является узко понимаемый традиционный стиль Православной жизни. В отношениях к Таинствам прослеживается элемент “магического” их восприятия. Richard Watters обозначает это как “мистическая манипуляция”:
“... идеологией определяется единственно возможный морально приемлемый стиль человеческого существования. Идеология слишком “сакральна” для того, чтобы быть обсуждаемой. Это поддерживается лидерами культа. Идеология принимается яза абсолютную истину без исключений. Только такой жесткой системой гарантируется безопасность в рамках культа”.
Мы убеждены в том, что Православное вероучение – истина, но истина, достаточно сильная для того, чтобы выдержать вопросы и обсуждение. Нет необходимости что-либо замалчивать или запрещать вопросы, напротив, в Церкви должны поощряться обсуждения.
3. Манипуляция трансовыми состояниями, контроль за разумом
Некоторые могут спросить – “Есть ли занятие лучше, чем пребывание в храме?” Действительно, правда, что мы должны посвящать время Богу, но ведь правда и то, что не все мы призваны к иночеству. В реальности, если мы слишком много времени проводим в храме, это может привести нас к пренебрежению другими обязанностями и отдалить, таким образом, нас от уникальных даров Бога каждой личности. Нередко в культовой практике используется требование аскетизма для всех членов общины. Человеку с музыкальными дарованиями могут сказать, что развитие их приведет к самопревозношению, тому, у кого развит рациональный склад ума, могут сказать, что он неблагочестив, пытаясь во всем разобраться сам и упрекнут в сомнении и маловерии.
Согласно Православной Традиции мы призваны к монашеству или семейной жизни. Однако жизнь многообразна и, учитывая это, следует помнить, что от семейных людей не требуется такой же как у монахов интенсивности поста и молитвы.
В чине Православной Литургии есть прошение об “отсутствующих по уважительной причине”. Уважительной причиной могут быть семейные заботы, болезнь или академические исследования (учеба). Чрезмерно преувеличенная интенсивность церковных служб может быть симптомом того, что происходит пренебрежение другими сферами христианской активности – милосердием, социальным и семейным служением, благовествованием. Нередко, однако, между православными приходами возникает соревнование в частоте и посещаемости служб.
Нам даны различные и индивидуальные дарования. Одним из признаков культа является унификация, то есть отрицание индивидуальных талантов и способностей. Обязательное посещение служб может быть инструментом личностного принуждения.
Дальнейшее исследование Литургической традиции приведет нас к тому, что мы различим опасность бегства от реальности. Есть мнение, что религия является лекарством. В таком случае, Таинства могут служить средствами для наркоза от того. Что в действительности происходит в жизни. Тогда и сам Литургический цикл становится чем-то вроде наркотика, в котором люди ищут забвения. В то время как действительно, богослужение есть “Небо на земле”, человек не должен впадать в альтернируеющее состояние сознания и терять ориентацию, где он находится на самом деле. Когда помимо частых богослужений предписывается чрезмерная молитва и пост, возникает то, что исследователи называют “индуцированной дебильностью” (Read about "Induced Debility and Exhaustion" in Biderman's Chart of Coercion.)
4. Фиксация на центральной фигуре, являющейся “определителем реальности”
В Православной Церкви такой центральной фигурой часто может стать священник или старец. Чрезмерное послушание приводит к тому, что он определяет основные решения личности. Некоторые священники требуют, чтобы их духовные дети просили у них разрешения (благословения) на смену работы, важные покупки, выбор супруга, деторождение. Вот некоторые примеры:
В одном из приходов священник стал требовать, чтобы каждый прихожанин звонил ему накануне службы и объяснял причину, если он не может участвовать в богослужении.
В одном братстве, участники широко использовали “клятву верности до смерти”
Итак, не следует забывать, что хотя другие мнения могут быть очень ценными для нашей духовной жизни, но единственной центральной фигурой в Христианстве может быть только Иисус Христос.
5. Изоляция
Речь идет о культовой практике отождествления себя с малой группой и сепарации (отделения) от общества. В некоторых Православных общинах предписывается носить определенную, чаще в стиле прошлого века, одежду. Иногда поощряется конфликт и отделение от членов семьи и друзей, которые не исповедуют Православие, или даже тех, кто является Православными, но принадлежат другой юрисдикции или приходу. Участникам некоторых общин прямо запрещается читать неправославные книги, слушать популярную музыку, или для детей посещать общеобразовательную школу. Иногда запрещается посещать другие православные храмы. Эти меры делают участников подобных общин дистанциированными от общества и чрезмерно зависимыми от церковных лидеров.
6. Чувство гонимости и обладания абсолютной истиной
Мы верим в то, что мы “видехом свет истинный”. Однако это вместо чувство благословения может вызвать в нас ощущение превосходства над другими. Тогда мы обречены на “духовный элитизм”, когда в церкви мы чувствуем себя комфортнее, чем в обществе, “которое нас не понимает”. Когда мы сталкиваемся с тем, что в современном обществе не поддерживаются христианские ценности, это еще больще выталкивает нас из общества.
Другой православной ловушкой является когда мы начинаем думать, что отдельная автокефальная церковь или юрисдикция или община могут быть единственным местом, где мы можем спастись. Или мы полагаем, что только определенный стиль иконописи, церковной музыки, перевода Писания или богослужебного языка является тем единственно приемлемым со стороны Бога. Думая так, мы ограничиваем Бога тем, что кажется правильным нам.
Мы должны помнить о том, что являемся частицами соборного разума Церкви. Бог создал нас по Образу и Подобию и ждет от нас поклонения в духе и истине. У каждого из нас есть богоданный дар свободы, связанный с нашим достоинством и нашими обязательствами. Будучи образом Божиим, мы должны почитать Его в других, признавать их уникальные дарования и препятствовать проявлению культа под маской Православия.
Взято с epifan123.chat.ru
Размещено 12.07.2007
в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ