В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||||||
ПО МЕРКЕ ЧЕЛОВЕКА
Новый взгляд
В декабре минувшего (2006 - МIРЯНИНЪ) года в Москве прошла конференция «Революция в астрономии, биологии и физике», на которой, пожалуй, впервые у нас в России был обобщен огромный массив данных, полученных за последние 10-15 лет с помощью земных и космических телескопов. Этот массив не только велик, но и полностью меняет представление ученых об устройстве Вселенной.
В частности, ученые говорили об открытии «кротовых нор». В отличие от «черных дыр», в которых вещество пропадает бесследно и из которых нет выхода, по «кротовым норам» время течет вперед-назад и по ним можно свободно перемещаться. Они дают потенциальную возможность путешествия во времени и практически мгновенного перемещения в пространстве, из одной галактики в другую.
Также совсем недавно были открыты так называемые «темная материя» и «темная энергия», из которых на 95% состоит Вселенная и которые подчиняются неведомым физическим законам. По этому поводу профессор Института теоретической и экспериментальной физики Андрей Долгов заметил на конференции: «Главный сюрприз и разочарование для человечества – мы, оказывается, живем вовсе не в центре Вселенной и «сделаны» не из того вещества, из которого в основном сделана Вселенная... Но, с другой стороны, редкий элемент всегда дороже ценится – так и мы должны ценить свою индивидуальность».
Что показательно, на этой, обобщающей последние открытия, конференции много говорили об «антропном» (anthropos – человек) принципе устроения Вселенной. Игорь Митрофанов, один из самых успешных российских астрофизиков, создавший серию приборов для «марсианских» космических аппаратов, отметил: «Наша природа удивительно хорошо «подогнана» для того, чтобы мы комфортно существовали. Стоит чуть-чуть изменить структуру нашей галактики, нашей Солнечной системы – и все рассыплется!» Директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн, несмотря на свои атеистические воззрения, также признал: «Вселенная, безусловно, устроена таким образом, чтобы в ней обязательно возник человек, скажу больше – она не возникла бы, если бы существование человека не предполагалось. Говоря образно, «дизайн» Вселенной задуман под человека...» Кто именно задумал? Профессор считает, что термины не важны, мол, это «можно назвать и Богом».
Прокомментировать сказанное мы попросили протоиерея Михаила Захарова, кандидата физико-математических наук. Выпускник МФТИ, он 25 лет работал в военно-космической отрасли, в институте Королева, сейчас служит настоятелем Свято-Никольского храма в с. Рогачево Московской области. Он много лет занимается проблематикой антропного принципа Вселенной, выступал с докладами на научных конференциях.
Разум во Вселенной
— Отец Михаил, то, что фундаментальные физические константы нашей Вселенной удивительным образом «подогнаны» для существования жизни, ученые отмечали и раньше. Приводились даже математические расчеты: вероятность случайного возникновения таких констант настолько мизерна, что все говорит об искусственном их происхождении. Но сейчас ученые, даже неверующие, идут дальше – говорят о создании Вселенной именно «под человека». С чем это связано?
— Наука не стоит на месте. Антропный принцип впервые был предположен физиком Г. Идлисом в 1958 году и затем в 1974 году развит Б. Картером. С той поры появились новые данные – и они только углубили понимание антропности нашего мира. Сравнительно недавно было открыто, что параллельно с нашей могут существовать множество мини-вселенных. Так что у нас появилась возможность сравнивать. Когда рассматриваешь модели других вселенных – вполне «нормальных», существующих по естественным физическим законам, то видишь, что там просто нет места для жизни, нет даже намека на ее возможность. И еще больше поражаешься уникальности нашего мира и хрупкости разума – чуть-чуть что-нибудь измени, и жизнь как ветром сдует. Представьте, если бы физические константы, такие, как скорость света, гравитационная постоянная, заряд и масса электрона и протона, хоть незначительно отличались от известных нам! Тогда бы не могли образоваться ядра атомов и сами атомы, не говоря уж о сложных молекулярных структурах. Незначительные отклонения в величине гравитационной постоянной не позволили бы образоваться галактикам, звездам и планетам, что также исключило бы появление жизни, а, следовательно, и человека.
Еще недавно классическая наука, изучая окружающий нас мир, старалась абстрагироваться от человека – она изучала мир, существующий как бы сам по себе, без участия человека, его влияния на мир, без учета существования сознания. Между тем квантовая теория установила, что те или иные свойства квантовых систем проявляются только при наличии наблюдателя в процессе наблюдения. Что это значит? Физический мир как-то зависит от сознания, в данном случае – человеческого.
— А что, если во Вселенной, кроме человека, существуют иные разумные существа?
— Какой бы разум Господь ни насадил в мироздании и как бы он ни различался, все равно всех нас должна объединять способность воспринимать и производить информацию. Антропный же принцип («финалистский» его вариант) гласит: «во Вселенной должно начаться производство информации, и оно никогда не прекратится». Под эту задачу, мол, Вселенная и сформировалась – чтобы возникла разумная жизнь и сохранила однажды начавшийся процесс наполнения ее информацией. И тут как бы не важно, homo sapiens или иные биологические формы займутся этим. Ведь возможное время существования Вселенной оценивается, исходя из учета вероятного распада барионов, в 1035 – 1040 лет. Это непостижимо большой срок, по сравнению с которым наше Солнце, которому осталось светить порядка 1010 лет, лишь мгновенная вспышка. Так что еще не факт, что человечество сохранится и исполнит свою роль. Хотя есть авторы (например, Ф. Типлер), считающие, что антропный принцип исключает «космический промысл» об ином, не нашем, человечестве. Однако это мнение может быть и ошибочным. Кстати, финалистский антропный принцип перекликается с космической философией К.Э. Циолковского, согласно которой человечество со временем покинет свою колыбель – Землю – и будет осваивать космос, преобразуя его, возможно, вместе с другими цивилизациями.
— И вы с их точкой зрения согласны?
— Я просто вижу, что она не противоречит Откровению о сотворении мира Богом. Что же касается «роли homo sapiens»... Как христианин главную роль человека в этом мире я вижу в стяжании Святого Духа, и, скорее всего, судьба человека будет определяться на путях решения этой задачи. Если же человек не справится и окончательно погибнет, то Бог может прекратить существование всей Вселенной, как больше ненужной. Примечательно, что с этим согласуется и антропный принцип. Если Вселенная вдруг лишится возможности иметь своего «наблюдателя», то исчезнет основание для ее существования.
Вселенский человек
— Раз уж мы заговорили об иных цивилизациях... Возникает вопрос: если есть живые существа на других планетах, то Господь приходил и к ним? Значит, было несколько воплощений, несколько Голгоф и Воскресений? Но это же абсурд.
— Да, тут явное противоречие. Вероятно, никаких инопланетян и нет, тем более что до сих пор признаков их существования во Вселенной не обнаружено. И все же такую вероятность не стоит отбрасывать – лучше довериться Божьему промыслу. Если иные миры существуют, значит, так Господь сделал. А у Него все премудро устроено, и те противоречия, которые возникают в нашем сознании, где-то все равно разрешаются. У Бога все возможно, в Его власти время и пространство. Это я знаю из литургической практики. Господь один раз принес Себя в жертву. Но на каждой Божественной литургии эта жертва приносится вновь и вновь, оставаясь в то же время единственной. Господь один раз устроил для учеников Тайную Вечерю. Но на каждой Божественной литургии она повторяется вновь и вновь, не переставая быть единственной. Понимаете?
Можно, конечно, объяснить противоречие еще проще: Господь приходил только к землянам, а «иным человечествам» это не понадобилось. Одни, скажем, настолько поняли свое предназначение и устремились к Богу, что не нуждались в таком радикальном средстве, как Боговоплощение. Другие, наоборот, столь отступили от Бога, что и Господь совсем от них отступился – и не было для них Боговоплощения и крестной жертвы. Но все равно это не ответ.
— Почему? Ведь пути у каждого разные...
— Пути-то могут быть всякие. Но итог у нас один – мы живем в «падшей», тленной Вселенной, в которой действует энтропия и которая весьма и весьма не похожа на тот мир, о сотворении которого говорится в Книге Бытия. Тот мир был совершенен. Но после грехопадения все изменилось: Господь поместил нас в иную среду, дав «одежды плотяные». Так что все обитатели этой среды, вкупе с гипотетическими инопланетянами, – все причастны первородному греху. И все мы нуждаемся в искуплении этого греха.
— То есть Большой взрыв, как его описывают физики, и расширяющаяся Вселенная – не имеют никакого отношения к библейским семи дням сотворения мира?
— Вполне возможно, что «плотяные одежды», о которых сказано в Библии, и есть вся наша зримая Вселенная, которая, кстати, по новым данным, появилась не в результате «взрыва», а после некоего «вспучивания». В последние десятилетия ХХ века была развита инфляционная модель начальной стадии эволюции Вселенной. Согласно ей наш материальный мир возник около 10-15 млрд. лет назад «из ничего» путем фазового перехода, подобного образованию пузырей пара в перегретой жидкости, или путем квантового туннельного перехода. Эта теория допускает возможность возникновения не одной, а множества мини-вселенных, различающихся количеством измерений пространства-времени, законами природы, составом и свойствами вещества и т.п. Также допускается, что вселенные могут неоднократно возникать и исчезать. То есть, вероятно, сотворение мира было до появления нашей Вселенной.
— И все же как быть с инопланетянами? В Книге Бытия о них ничего не сказано, грехопадения в раю они вроде не совершали. За что же Господь поместил их в нашу ущербную Вселенную?
— В Библии говорится об «Адаме», что переводится как «человек». Но при желании понятие «человек» можно толковать расширительно. Ведь все качества сотворенного Богом человека, о котором говорится в Библии, вполне совместимы с любым разумным существом в космосе, если таковые существуют. Любое разумное существо может возделывать землю и обладать ею, нарекать имена, быть наблюдателем и сотворцом, и грешить, конечно. Об Адаме принято говорить как о всечеловеке, заключающем в себе все земное человечество. Но почему нельзя представить его как вселенского всечеловека? Тогда homo sapiens, к которым мы принадлежим, будет как бы воплощением человека в данной точке Вселенной на определенном этапе ее эволюции. В других местах Вселенной и в другое время человек может представляться в другом виде, но он останется человеком, царем мира, венцом творения, сотворцом, наблюдателем. Такого человека можно определить как субъект мирового самосознания, что вполне соответствует библейскому представлению о сотворении человека.
Если Адам – вселенский всечеловек, и если верно, что наша Вселенная образовалась в результате грехопадения, то все вселенское человечество нуждается в спасении. Тогда космология Откровения становится вселенской. И это естественно. Ведь мы не просто земные, а «космические» люди – хотя бы потому, что наши тела состоят из атомов, которые образовались в далеких звездах. Наша Вселенная едина. И если Земля есть падший мир, то и вся Вселенная есть падший мир. Если Земля нуждается в спасении, то и вся Вселенная нуждается в спасении. Тем более грандиозна и ответственна роль человека, ибо от него зависит спасение всей Вселенной.
Восстановление подобия
— Под «спасением Вселенной» вы подразумеваете духовное преображение человечества? Или это также относится к материи – в смысле насыщения ее «информацией», о чем толкуют физики, придерживающиеся антропного принципа?
— Разумеется, духовное. Но человек может влиять и на материальное окружение, даже вмешиваться в процесс образования Вселенной.
— Каким образом? Вы же сами сказали, что наша Вселенная появилась 10-15 млрд. лет назад.
— В принципе, это реально. В физике имеется такое понятие – корреляция, то есть взаимная связь, соотношение. В квантовой механике известны примеры корреляции состояний частиц, между которыми нет взаимодействия (эксперимент Эйнштейна – Подольского – Розена). Это выглядит так: две частицы находятся в нескольких парсеках друг от друга, из-за удаленности они не имеют возможности взаимодействовать, но, между тем, состояния их синхронно меняются, как-то они связаны. То есть мы видим, что самые фантастические расстояния в нашей единой Вселенной – не помеха. Это первое условие. Второе: через радиотелескопы мы уже сейчас можем заглянуть в глубины Вселенной, какой она была 10 миллиардов лет назад. Мы регистрируем реликтовое излучение, которое самостоятельно существует во Вселенной с момента всего лишь 300 тысяч лет от ее рождения. Вероятно, в будущем человек сможет еще ближе наблюдать процессы образования материи. И третье. Вселенная в момент своего рождения представляла собой, безусловно, квантовую систему. А из квантовой физики мы знаем, что от наблюдателя во многом зависит поведение наблюдаемого квантового объекта. Получается, что мы, находясь на огромном расстоянии, можем видеть зарождение материи и как наблюдатели влиять на этот процесс.
— Может быть, Господь предоставил нам такую возможность, чтобы мы участвовали в одухотворении, обожении материи?
— Ну, это другая тема. Я говорю лишь о гипотетической возможности.
— И все же антропный принцип, если по нему создана Вселенная, предполагает обожение материи?
— Что значит «антропный»? Это как бы по мерке человека. А человек сотворен как раз по образу и подобию Божию. Священное Писание никак не уточняет, в чем заключается этот образ в человеке. Русский философ В.Н. Лосский писал: «Если мы захотим найти в творениях святых отцов точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то рискуем растеряться среди различных утверждений». Нашу сообразность Богу видят то в царственном достоинстве человека, то в бессмертной душе, в уме, интеллекте, разуме, в присущей человеку свободе, в способности общения с Богом и т.д. Между тем приоткрыть эту тайну можно, исходя из наших знаний о Первообразе. Конечно, Первообраз непостижим, но кое-что нам позволено знать. Мы знаем, что Бог – это Троица. Отец, Сын и Дух Святой. И в Библии есть подсказка. В описании сотворения человека интересно чередуется множественное и единственное число: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... и сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26-27). Вначале говорится во множественном числе «сотворим» – и это показывает, что сотворению предшествовал предвечный совет трех Лиц Пресвятой Троицы. И по образу именно Троицы человек был создан. Затем о сотворении «его» говорится дважды – и «мужчины и женщины» вкупе. Тут мы уже видим подобие Божие: перед нами два лица, но одна природа – человек.
А затем произошло следующее: человек утратил подобие Божие. Если в раю Ева, взятая от Адама «кость от костей моих и плоть от плоти моея» (Быт. 2, 23), была той же природы, той же плотью, то в результате грехопадения обе человеческие личности стали двумя отдельными природами, двумя индивидуальными существами, связанными между собой внешними сношениями: «и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3. 16). Таким образом, человек сохранил образ Божий – он остался Личностью. Но единую человеческую природу утерял, как бы расщепился. Таков человек после изгнания из рая. И, надо понимать, это отразилось и в той Вселенной, какая была дана ему в качестве «плотяных одежд».
Но Бог подает нам средство, чтобы восстановить утраченное. Он устрояет Церковь Свою на земле, дает нам таинство Своих Пречистых Тела и Крови. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся частицами единого мистического Тела Христова, телесно соединяемся со Христом, обретаем единство во Христе и тем возвращаем, насколько это только возможно в падшем мире, утраченное подобие Божие. Вот на этих путях и возможно преображение Вселенной.
— Последний вопрос. У вас не возникало желания оформить свои мысли в книгу?
— А на эту тему уже много написано. Есть замечательная книга епископа Василия Родзянко «Теория распада Вселенной и вера отцов». Владыка снабдил ее подзаголовком «Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени», поскольку много веков назад на схожие темы уже размышляли православные богословы, жившие в Каппадокии. Когда-нибудь, может, и я закончу свою книгу. В свое время в физтех я поступил, чтобы, так сказать, понять суть мироздания. Думал, в физике найду. Не нашел, взялся за философию. Много хорошего почерпнул у философа Генриха Батищева, с которым подружился. Но и это не удовлетворило. Обратился к религии. Сейчас уже сложилась система представлений о мире, но писать нет времени – много забот по храму. Село Рогачево, где я служу, хоть и небольшое, но в свое время славилось богомольными купцами, и они построили Свято-Никольский храм, который по величине самый большой в Московской области, и в Москве он уступает только Храму Христа Спасителя. Соответственно, такого же размера и проблемы по его восстановлению. Пока что это для меня главное.
Записал М. Сизов
Взято с www.vera.mrezha.ru
Размещено 07.03.2007