|
В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь
|
|
|
|
|
|
|
Александр Дворкин
ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА И. ОГОРДА
23 марта сего (2007 - МIРЯНИНЪ) года скончался профессор Иоханнес Огорд. 9 апреля ему исполнилось бы 79 лет…
Весной 1993 г. со мною связалась знакомая и сообщила, что в Москву приехал датский профессор, интересующийся сектой "Богородичный центр". Так как незадолго до этого я провел первую в своей жизни сектоведческую конференцию (на ней, кстати, впервые прозвучал термин "тоталитарная секта"), посвященную "Богородичному центру", то считался специалистом в этой области. Мы договорились о встрече, которая состоялась в полуразрушенном тогда Высокопетровском монастыре, выглядевшим деревенским оазисом в центре Москвы, под ярким и теплым летнем солнцем. Профессор Огорд издали выделялся из группы сопровождавших его датчан: высокий и статный, с белоснежной "шкиперской" бородой, несмотря на свои 65 лет, быстро и легко двигающийся от неуемной внутренней энергии. Общаться с ним было легко и просто. Оказалось, что интересовался он не специально "Богородичным центром", а сектами вообще, опасаясь (и весьма справедливо), что Россию вот-вот захлестнет волна вербовщиков из пока еще неизвестных в нашей стране жестоких тоталитарных структур. В Москву он приехал предложить помощь. Так мы и познакомились. В августе я, по приглашению профессора, впервые побывал в Дании, в основанным им Центре "Диалог" и познакомился с разработанной им концепцией "диалога в конфронтации с христианских позиций", поработал в "гурутеке" (библиотеке сектантской и противосектантской литературы) Центра, увидел, как он функционирует. Так родился Центр св. Иринея Лионского. В этом смысле, моя встреча с профессором Огордом стала провиденциальной.
С тех пор мы встречались много раз и не только в Дании и России, но и в других странах. Вспоминаю уютный просторный дом профессора в Орхусе и теплое гостеприимство, с которым он меня принимал. Он приезжал в Россию на организованные нами конференции, а когда разразился судебный процесс целого ряда сект против меня, то немедленно приехал помогать. Все присутствовавшие не том заседании, включая судью, были поражены его знаниями и эрудицией и, не побоюсь сказать, покорены его обаянием.
Иоханнес Огорд родился 29 апреля 1928 г. в датском городе Орхусе в аристократической семье. Один из его предков был премьер-министром Дании, а после отставки - служителем Лютеранской церкви и миссионером в Новой Зеландии. Семья Огордов сохранила глубокую религиозность, и мальчик был воспитан в лоне народной церкви Дании - лютеранской, давшей миру трех самых известных датчан - Андерсена, Кьеркегора и Грюнтвига - писателя, философа и богослова-просветителя. Подростком Иоханнес участвовал в антинацистском сопротивлении. Именно нацистская оккупация привила ему полное неприятие тоталитаризма и порабощения человека, которое он ощущал всю свою жизнь.
По окончании войны Иоханнес Огорд поступил на теологический факультет Орхусского университета. В 1956 г. он, защитив диссертацию, получил степень магистра теологии. Через несколько лет стал доктором теологии. Специализировался Иоханнес Огорд на миссиологии, профессором которой и стал в родном университете. Правда, с самого начала он придерживался позиции, что миссиология сама по себе не является отвлеченным знанием и, в качестве такового, бесполезна. Христианство может быть только миссионерским по отношению к неверующим, к отпавшим, к иноверцам и язычникам. Поэтому, когда в 60-е годы перед западным обществом встала проблема активного наступления новых тоталитарных сект, профессор Огорд не мог оставаться равнодушным и вступил в борьбу.
Дотошный и талантливый ученый, он собирал материалы по всему миру - от Парагвая до Индии и Австралии, от Южной Африки до Лаоса и Тайваня. Датский профессор изучал феномен новой религиозности в ходе полевых исследований, часто с риском для здоровья и жизни. Он провел громадную работу по систематизации собранного материала и создал новую методологию изучения современных тоталитарных сект с христианских позиций. И сделал он это не ради праздного любопытства, а ради помощи пострадавшим от сект, которых тогда в западном обществе было громадное количество, а также ради христианского свидетельства в современной постхристианской цивилизации.
Иоханнес Огорд придерживался европоцентричных взглядов. А европейскую цивилизацию он видел, прежде всего, христианской. Именно в христианстве Европы заключалась ее сила, благодаря которой маленький (в мировом масштабе) субконтинент, с изрезанной береговой линией, стал властелином мира. Европейские языки до сих пор изучают во всех концах земли, а ведь языки эти созданы и вылеплены христианством. Сегодняшняя слабость Европы - прямое следствие подмены ее христианской души некими "общечеловеческими ценностями", которые на самом деле ничего не значат и которые с легкостью эксплуатируются различными тоталитарными режимами и деструктивными организациями. Единственная надежда Европы на выживание - это покаяние и возвращение к христианству.
Но это возможно лишь при активной миссионерской и просветительской позиции христианских церквей. К сожалению - и тут была главная личная трагедия профессора Огорда - европейские церкви так не думали и постепенно переходили на все более внехристианские и антихристианские позиции тотальной политкорректности. Более того, его родная Датская лютеранская церковь занимала лидирующие позиции в этом направлении. Отношения лютеранина Огорда с церковью, все больше соглашающейся с размыванием своих основ, были сложными. Он прямо призывал своих коллег работать для церкви, за церковь, но не с церковью. По своим убеждениям он был человеком первой половины XX в., большая часть жизни которого пришлась на вторую. Он очень любил Православие и нашу Церковь, но при этом считал, что сам он должен сохранять верность своей церкви, как матери, которую не выбирают. Да, Православная Церковь гораздо более полно донесла до сегодняшнего дня первоначальное христианство, да она и сейчас не отступает от него, но его Датская лютеранская церковь является поместной церковью Дании, и какой бы она не была, он должен оставаться с ней, чтобы в ней свидетельствовать об Истине. При этом - и я свидетель тому - профессор Огорд рекомендовал многим искренне ищущим Бога молодым датчанам переходить в Православие. Он же сам хотел умереть в той церкви, в которой он родился, и к которой принадлежало бесчисленное число его предков.
Можно не соглашаться с этой позицией лютеранина Иоханнеса Огорда, но нельзя не уважать его за его веру и верность. И несомненно, что все время своей жизни профессор Огорд был одним из очень немногих, а возможно единственным публичным человеком, благодаря которому Датская церковь еще могла называться христианской.
Можно сказать, что он представлял собою очень редкий и реальной истории тип западного христианского воина - эпического рыцаря без страха и упрека, не щадящего своего живота в бою за Христа, за правое дело и за помощь обездоленным и несчастным. Он не боялся ни драконов, ни великанов, ни чудовищ, ни людоедов и дерзновенно бросал вызов им всем, воюя за порабощенные ими человеческие души.
Вспоминаю, что в доме Иоханнеса в обилии присутствовали различные страшноватые сектантские реликты: амулеты, сакральные объекты, статуэтки и пр., в том числе даже и остатки жертвоприношений. Я как-то спросил его, уютно ли ему жить со всей этой бесовщиной на виду? Он удивленно ответил, что все это предметы - его трофеи, не так ли, побежденные Крестом Христовым и более никакой власти и силы не имеющие. И верно - над всей этой нечистью были помещены кресты и иконы, которые и определяли характер его христианского дома.
В своей жизни профессор Огорд помог очень многим. Он лично вытащил из тоталитарных сект десятки европейских юношей и девушек, за многими из которых ему приходилось ездить буквально на край света. Благодаря его статьям и книгам, из сект вышли тысячи, а десятки тысяч туда не попали. Основанный им Центр "Диалог" многократно усилил его работу и распространил ее на многие страны. Благодаря его вдохновению и его видению, новые противосектантские христианские центры возникали во многих странах. Запущенная им программа по спасению европейской молодежи от индуистских (и псевдоиндуистских) гуру получила, на мой взгляд, самое высокое признание - правительство Индии, обеспокоенное оттоком иностранной молодежи (а, следовательно, и иностранных денег) из Индии объявило датского профессора персоной нон грата.
Секты ненавидели христианина Иоханнес Огорда лютой ненавистью. Одна только сайентология возбуждала против него и Центра "Диалог" около 15 исков (и проиграла все до единого). Не в силах победить его открыто, секты, как всегда прибегли к подлым методам, постоянно распространяя о нем потоки грязи и клеветы. Но и это не помогло им. Христианский воин Иоханнес Огорд, всегда воевавший честно и с открытым забралом, остался непобедимым.
Его победили только годы. Столь напряженный ритм жизни все же подорвал могучее здоровье потомка викингов. Последние несколько лет жизни Иоханнес тяжело болел. Но он воспринимал свои телесные немощи со смирением, готовясь к переходу в вечность.
Увы, он так и не стал православным - слишком он был привязан к своей земле, к своему народу и к тому, что он считал его христианской душой. Но мы, молясь за него, можем надеяться, что Господь Сам откроет нужный путь своему верному воину и введет его туда, куда он самостоятельно не смог прийти при жизни.
Взято с www.rusk.ru
Размещено 21.05.2007
в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ ||
на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ