|
В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
||||||
|
Сергей Антоненко
ОТВЕСТИ СМУТУ ОТ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
К этому стремился первый патриарх Московский и всея Руси Иов
С патриарха Иова начинается активное участие высших иерархов Церкви в делах государственных (церковные владыки стали постоянными членами Земских соборов и участниками еженедельных пятничных заседаний царёвой Думы). Патриаршая Церковь стала тем бастионом русскости, который сумел устоять среди исторических бурь. Как бы ни относиться к мечте о русской теократии, нельзя не признать, что во многом именно благодаря высокому общественному и государственному авторитету первосвятителя Русской Церкви была спасена национальная идентичность в Смутное время и восстановлено народное единство при первых Романовых.
Голос исторической совести
![]() | ||
На стыке эпох и династий
После смерти Иоанна Грозного в 1584 году на престол взошёл его сын Феодор Иоаннович, последний царствовавший Рюрикович. Источники представляют этого царя набожным, благочестивым, однако слабовольным. Некоторые позднейшие авторы пошли дальше и записали сына Грозного в слабоумные. В наш век всеобщего "активизма" похвалы удостаиваются скорее политики деятельные, чем богомольные. Однако для Московии той эпохи Феодор был близок к идеалу государя. В его пору обескровленные опричниной аристократические группировки на время поутихли и отложили выяснение отношений. Наш современник, историк В. Маландин так пишет об эпохе Феодора Иоанновича: "Новый курс на успокоение и умиротворение государства выразился, в первую очередь, в амнистии осужденных Иваном Грозным. Всё 14-летнее царствование Федора Ивановича было временем относительно спокойного и поступательного развития Русского государства". Политика Московии при Феодоре вовсе не строилась на началах "непротивленчества". Любивший набожного царя патриарх Иов вскоре после кончины Феодора Иоанновича составил его житие, в котором описываются важнейшие события царствования: усмирение Казанского края, вторичное покорение Сибири, отражение нашествия крымцев от стен Москвы, двукратная война со шведами. Между прочим, Феодор Иоаннович лично предводительствовал войсками, фактически установившими сегодняшние северо-западные рубежи России - тогда были взяты Ям (ныне Кингисепп), Ивангород, Копорье.
![]() | ||
Борис Феодорович Годунов | ||
От Старицы до Москвы
Биография Иова до поставления представляет нам типичный жизненный путь церковного деятеля старой Московии. Он родился в городе Старице, где родители его числились среди посадских людей, получил монастырское образование (обители тогда были практически единственными центрами просвещения на Руси). Затем - послушничество, монашеский постриг… Царь Иоанн Васильевич, посетивший Старицу, узнал и отметил Иова и велел произвести его в сан архимандрита. Скоро из скромной Старицкой обители Иов был перемещён в столицу, став настоятелем вначале Симонова, а затем царского Новоспасского монастыря. Следующим этапом восхождения Иова было посвящение в архиерейский сан - вначале он стал епископом Коломенским, затем - ростовским архиепископом.
Чем объясняется этот достаточно быстрый рост Иова по степеням церковной карьеры? Почему практически во всех источниках московский святитель оценивается положительно, несмотря на его близость к непопулярному в народе Годунову? В неспокойный век Иов являл собой своего рода "полюс позитива" - уравновешенный, склонный решать все вопросы миром, но твёрдый в отстаивании принципов, Иов был по своей личности и характеру как бы живой альтернативой надвигавшейся Смуте. К сожалению, современники не смогли разглядеть эту альтернативу. Биограф сообщает об Иове, что он был "собою весьма благообразен", "прекрасен в пении и во чтении"; имел необыкновенную память - знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие, Деяния и Послания апостольские, не заглядывая в книги, мог вести службу. При этом был великий постник и никогда не пил вина, а только воду. В жестокое время, обладая большой не только церковной, но и светской властью, он "никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал". Обладая значительными средствами, как пастырь Церкви, он употреблял имевшиеся богатства не для собственной корысти, а для щедрой милостыни. Иов не искал высокого сана, но нёс его бремя достойно. В своей духовной грамоте, написанной в 1604 году, он пишет: "Но один Бог ведает, сколько предавался я рыданию и слезам с того времени, как возложен был на меня сан святительства, ибо я чувствовал мои немощи, сознавал, что не имею довольно для того духовных сил".
Ещё когда Иов занимал Коломенскую кафедру, между Москвой и православным Востоком начались переговоры об учреждении патриаршества.
Летом 1586 года в Россию прибыл за милостыней Антиохийский патриарх Иоаким. Царь Феодор Иоаннович, согласно летописному сказанию, посоветовавшись с царицею и боярами, изложил своим приближенным своё желание об учреждении патриаршества. Это был редкий случай, когда царь сам выступал с инициативой - но сама мечта о русском патриаршем престоле уже давно вызрела между "книжными" людьми в России. Шурин и конюший царский Борис Годунов был направлен для переговоров об этом с Иоакимом. Архиерей, занимавший одну из древнейших кафедр (именно в Антиохии последователи Иисуса из Назарета стали называться "христианами", из Антиохийской церкви происходил и первый митрополит Киевский, крестивший Русь при Владимире - святой Михаил), согласился хлопотать о патриаршестве на Руси перед Цареградским патриархом и другими восточными святителями. Однако в бывшем Константинополе, ставшем Стамбулом, не слишком сочувственно отнеслись к просьбе Москвы (хотя принципиальных возражений не последовало). Дело затягивалось…
Неожиданно решение вопроса было ускорено одним историческим обстоятельством. Султан, не в первый раз нарушив обещание Мехмета II не вмешиваться в дела христиан, низверг константинопольского патриарха Феолипта и на его место возвёл в третий раз Иеремию II, прежде находившегося в заточении. Новый патриарх нашёл всё церковное достояние разграбленным. Для сбора средств на восстановление патриархии Иеремия отправился проторенным другими восточными архиереями путём - на Русь. Это был первый за 600 лет визит в русскую землю первого по чести православного патриарха.
Иеремию приняли роскошно и через некоторое время предложили остаться на Руси и занять патриарший престол - только с пребыванием не в Москве, а во Владимире. На московской кафедре оставался бы Иов. Измученный проблемами выживания под властью турок, Иеремия был готов поселиться в северной стране, но жизнь не в столице его никак не устраивала: "Только мне во Владимире быть невозможно, потому что патриарх при государе всегда. А то что за патриаршество, если жить не при государе? Тому статься никак невозможно". Тогда у Иеремии просили лично благословить и поставить Русского патриарха.
23 января 1589 года состоялись выборы патриарха и двух митрополитов из трёх кандидатов. Фактически, это было переутверждение святителей в новом сане: оставшись на своих кафедрах, они получили новые титулы. Через три дня, 26 января, в Успенском соборе совершилось торжественное возведение Иова в сан патриарха. На другой день, при встрече в патриарших палатах, Иеремия захотел первый просить себе благословения у новопоставленного Московского патриарха, сказав: "Во всей подсолнечной один благочестивый царь, а впредь что Бог изволит; здесь подобает быть Вселенскому патриарху, а в старом Цареграде за наше согрешение вера христианская изгоняется от неверных турок". Традиционно в христианском мире насчитывалось пять патриарших престолов: в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме. После "великой схизмы", церковного раскола 1054 года, воспринимаемого в православном мире как отпадение римского архиерея в ересь, единство и целостность сакрального "пятивластия" была нарушена. Русский патриарх восстановил полноту этой священной "пентархии".
На патриаршем престоле
![]() | ||
"…И после смерти слава"
Грамота Лжедмитрия повелевала держать узника "в озлоблении скорбнем". Но благодаря настоятелю Дионисию заточение Иова не было тяжким… Когда в конце 1606 года наступил некоторый просвет в горестных событиях Смуты, и многие надеялись, что пришло время очищения земли, воцарившийся по низвержении самозванца Василий Шуйский, посоветовавшись с новым патриархом Гермогеном и всем освященным собором, решил вызвать в Москву Иова, чтобы бывший патриарх простил и разрешил всех православных за совершенные ими нарушения крестного целования и измены. Иов, уже дряхлый и больной, решился "для государева и земского великого дела" ехать в столицу. 20 февраля 1607 года в Успенском соборе состоялся символический чин всенародного покаяния. "Отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с небом" (по словам М.В. Толстого) в облике простого инока стоял у патриаршего места, рядом с Гермогеном. В глубокой тишине всеобщего безмолвия и внимания Иову поднесли бумагу, которую затем с амвона прочитал патриарший архидиакон. В грамоте народ православный исповедовался бывшему патриарху в грехах своих клятвопреступлений и ослушаний и просил прощения и благословения. Затем была прочитана разрешительная грамота, составленная от лица Гермогена и Иова. Красноречиво описав все вероломства, не исключая и данной Лжедмитрию присяги, Иов именем небесного милосердия объявил народу прощение. Со слезами радости люди бросались к ногам Иова, целовали его руку, а старец убеждал всех никогда больше не преступать крестного целования…
Вскоре, 19 июня 1607 года, Иов скончался, не увидев повторения предательств и мерзостей московских, появления нового Лжедмитрия и очередного витка Смуты.
После окончательного избывания нестроений и мятежей, и на пороге новых испытаний "бунташного" века, весной 1652 года, состоялось торжественное перенесение мощей Иова из Старицы в Московский Успенский собор. Едва ли не всё население Москвы встречало некогда изгнанного святителя - толпа была настолько велика, что гроб патриарха лишь с трудом продвигался к храму. Среди встречавших особенно был счастлив старец-патриарх Иосиф, сказавший молодому царю Алексею Михайловичу: "Вот-де смотри, государь, каково хорошо за правду стоять: и после смерти слава".
Вероятно, самая точная оценка Иова принадлежит великому историку Церкви митрополиту Макарию (Булгакову): "…Если патриарх Иов столько содействовал избранию на царский престол Бориса Годунова, то ведь и по общему сознанию Борис был самый способнейший и достойнейший из всех соискателей престола, и от Бориса более, чем от всякого другого, можно было ожидать блага для государства. Если Борис запятнал потом свое царствование разными тайными злодеяниями, то ниоткуда не видно, чтобы Иов как-нибудь в них участвовал и даже знал об них… Да и каким бы ни казался Борис на престоле, патриарх более других обязан был помнить, что Борис - законный царь и помазанник Божий, которому должно повиноваться… Всеми мерами, которые находились в его власти, Иов старался предотвратить от своего отечества те страшные бедствия, какие нес ему Лжедимитрий. И если не имел успеха, если даже лишился своего святительского престола за свою непоколебимую ревность о правде и благе отечества, при всем том вполне заслужил имя истинного патриота".
Взято с stoletie.ru
Размещено 15.05.2007
в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ