|
В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь
|
|
|
|
|
|
|
Сергей Путилов
МАКСИМ ГРЕК – МУЧЕНИК ЗА РУССКУЮ СВОБОДУ
| | |
|
| |
| Максим Грек. Миниатюра XVI века. | |
| | |
3 февраля православные отметили день св. Максима Грека - человека, которого русский царь и митрополит четверть века ни за что продержали в узах. Свободомыслие на Руси часто было уголовно наказуемым деянием. Максим Грек (Михаил Триволис по рождению) благодаря России, прожил жизнь поучительную, сколь и печальную. Просвещенный человек своего времени он столкнулся с тяжелой русской державной-православной средой и пал ее жертвой. Половина жизни Максима Грека прошла в заключении. Единственной причиной этого стало желание ученого монаха говорить правду. Не взирая на лица, как и учил Христос.
На Руси это оказалось делом опасным. Российские власть имущие всегда отличались особой нетерпимостью к малейшей критике. И что самое прискорбное, Русская Церковь крайне редко возвышала свой голос в защиту свободы совести и свободомыслия, т.е. образа Божия в человеке. Куда больше было примеров преследований инакомыслящих с подачи церковной иерархии. Жертвой этого царско-церковного союза (противоречащего заповеди Христа о разделении Божьего и кесарева), и пал Максим Грек.
Он родился в греческом городе Арте около 1470 г. и происходил из знатного греческого рода, близкого к византийскому императорскому дому. Тринадцать лет он учился в лучших школах Флоренции, Болоньи, Падуи, Феррары, Милана. Несколько лет Михаил Триволис, провел на службе у итальянского гуманиста Пико делла Мирандола. Становится было католиком, но вскоре уходит из монастыря Святого Марка. В 1505 г. он уже обретается в качестве православного монаха на афонской Ватопедской обители, знаменитой своими книжными богатствами и учеными. Вскоре его отправляют к русскому царю для перевода церковных книг. Отправляясь в далекий путь с Афона через Константинополь в Москву, Михаил, прозванный на Руси Максимом Греком, рассчитывал вернуться домой очень скоро. Но жизнь сложилась иначе.
В это время на Руси еще не улеглись страсти порожденные спором между нестяжателями и иосифлянами. Максим оказывается в самом эпицентре жарких дискуссий. Основателем "нестяжательства" был св. Нил Сорский. Нищета, в глазах пустынника, была верным путем для достижения идеала духовной жизни. "Очисти келью твою, учил старец, и скудость вещей научит тя (тебя) воздержанию. Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение".
Возникновение "нестяжательского" течения церковной мысли связывают с собором 1503 г. Нил обличал греховность необъятных монастырских владений, (характерных, кстати, и для современной РПЦ). Будучи вызван Иваном III в Москву, Нил заявил: "Не достоит (недостойно) чернецем (монахам) сел (вотчин) имети". Он старался убедить монахов стать на путь спасения и добровольно отказаться от владения селами ради того, чтобы кормиться своим трудом и жить в нищете.
Максим Грек сближается с учеником Нила – Вассианом, в миру князем Василием Косым Патрикеевым. Последний выступил с резкими нападками на Иосифа Волоцкого - сторонника безудержного обогащения Церкви и жестокого преследования "еретиков". К которым, тогда причисляли вообще всех вольнодумцев. Ратуя за духовное возрождение общества, Максим выступил с яркой обличительной проповедью против монастырских стяжаний, ростовщичества, лихоимства. Максим Грек становится единомышленником Вассиана. Вассиан, критикуя современные ему монастыри, пытался устыдить их примером древних святителей, отличавшихся нестяжательностью, в т.ч. Василия Великого, который сказал грозившему ему императорскому чиновнику: "Что ты можешь взять у меня, кроме бедных одежд и книг моих, для тебя ненужных, а в них вся моя жизнь!" В противоположность этим примерам, Вассиан изображал современных ему святителей так: "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах, о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, - а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками". По мнению Вассиана, монахи, как люди, отшедшие от мира, должны жить в молитве и уединении, питаясь исключительно от трудов рук своих. Постепенно вокруг Максима Грека и Вассиана формируется кружок единомышленников, не боявшихся критиковать светские и духовные власти за злоупотребления. Максим Грек стал на сторону партии нестяжателей. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждали недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян.
В 1522 году митрополитом стал ученик Иосифа Волоцкого - Даниил Рязанец, который повел жестокую борьбу против "нестяжателей". В итоге, сначала осудили Максима Грека, а потом и Вассиана Патрикеева. Суд состоялся в 1531 году и по его приговору Вассиана, обвиненного в "нестяжательстве" и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он и погиб от рук "презлых иосифлян" уже через год.
Максима Грека на том же процессе обвинили ни много, ни мало в том, что он по злодейскому умыслу искажал суть Священного Писания, и осудили как еретика. "Богопротивного и мерзостного и лукавомудрого инока Грека Максима" по приговору церковного суда много лет держали на положении заключенного в Иосифо-Волоцком, затем в тверском Отрочьем монастырях, в сырой и тесной келье, где он терпел голод и холод, смрад, не позволяя даже на несколько минут выйти на свежий воздух. Кусочком угля на стене кельи замученный пленник написал прекрасный канон Утешителю Святому Духу Параклиту. Принятый впоследствии Церковью, он звучит сегодня во многих наших храмах в праздник Сошествия Св. Духа… Несмотря на многократное заступничество афонских монахов, и даже самого константинопольского Патриарха, просивших отпустить Максима из России, его мечта умереть на родине так и не сбылась. Иван Грозный, правда, позднее разрешил перебраться узнику в Троице-Сергиев монастырь к доброму игумену Артемию. Здесь Максим и скончался в 1556 году, по истечении почти тридцатилетнего пребывания в заключении.
Афонский инок, претерпевший в России тяжкие страдания, за свободу своей новой родины, был причислен РПЦ к лику святых только четыреста лет спустя, в 1988 году. Восстановление исторической справедливости совпало с падением жесточайшей политической диктатуры коммунистов. Казалось бы, крах СССР, отсутствие государственного диктата - давали РПЦ хороший исторический шанс вернуться к наследию мудрого грека, нестяжателей и прочих православных ревнителей, мечтавших еще в 16 веке об освобождения Церкви от пут кесаря, сребролюбия и невежества. Но был избран путь начертанный как раз теми, кто отправлял св. Максима Грека в заключение. В наши дни заветы св. Максима, Нила Сорского и Вассиана Патрикеева, как и во времена их жизни преданы забвению. Покрыв толстым слоем сусального золота иконописный образ св. Максима Грека русская Церковь к сожалению, замазала и его светлые свободолюбивые идеи, которых так не хватает в современной России.