Игумен Петр (Мещеринов)
О ПАТРИОТИЗМЕ
(из доклада)

Понятие «патриотизм» все больше наполняется языческим содержанием и это иногда поддерживается церковными СМИ. Основные тезисы, на которых держится этот вид патриотизма, таковы: развитию России мешают козни врагов, величие страны исключительно в земном благополучии, для улучшения жизни необходимо вернуться к военизации общества и сворачиванию гражданских свобод и т.д. Однако о христианских принципах речь не идет. В результате происходит подмена церковного сознания имперским, в котором христианским принципам отводится отнюдь не первая роль. Между тем такой патриотизм поощряет ненависть и гордость.

...Что такое патриотизм с церковной точки зрения? Патриотизм есть естественная любовь к Родине. Но любовь к земной Родине не является чем-то таким, что выражает суть христианского учения, или входит в его состав, как непременная и обязательная часть, без которой христианин - не христианин. Родина для христианина на небесах: наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20); вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3,3); мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13), ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14). Однако же Церковь, будучи богочеловеческим организмом, и проходя своё историческое бытие на земле, никак не является противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. Другое дело, что Церковь не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству...

...Патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к Родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих. Христианство не может быть в подчинении у патриотизма, исполнять его заказ. Церковь поэтому не является и не может являться идеологическим инструментом для «патриотического воспитания населения»; она не может благословлять никакие национально-общественные, а тем более политические, формы сами по себе, - но только под условием их христианского служения людям. Причём, именно людям – а не государственным институтам и идеологическим схемам...

...Нужно с сожалением констатировать, что существующий сегодня в российском обществе патриотизм – и тот, что тиражируется и насаждается властью, и, так сказать, «бытовой» - совершенно нецерковен. Во-первых, он не вытекает из цельного христианского мировоззрения, а существует как самостоятельная, даже абсолютная ценность. В такой системе координат не патриотизм служит вере, выявляя и осуществляя её соответствующими делами в отношении к нашему отечеству, но наоборот, вера является одним из служебных средств для укрепления патриотизма, а сам патриотизм приобретает религиозный характер языческого идолопоклонства. Во-вторых, такой патриотизм, переворачивая ценности, неверно трактует, что именно есть любовь к родине: вместо Христа и жизни вечной, достигаемой соблюдением заповедей Божиих, он ставит конечной целью земную Великую Россию. В-третьих, современный патриотизм указывает неверные причины неблагополучного состояния нашей страны: вместо нравственного упадка, зависящего от жизни каждого из нас, на первый план выставляются «козни врагов». В-четвёртых, такой патриотизм предполагает неправильный выход из положения: вместо нравственной евангельской деятельности каждого из нас, в особенности во власти сущих – военизация, сворачивание гражданских свобод, навязчивая пропаганда и т.п. И, наконец, в-пятых, плодом такого патриотизма является ровно то, что оценено Социальной Концепцией в качестве строго нецерковных явлений: агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, - а я добавлю к этому традиционный для нас зоологический антисемитизм, обскурантизм и мифологизацию сознания. Евангелие говорит: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16); плоды, увы, вовсе не добрые...

...Но что же делать? Критиковать легко; что можно предложить позитивного? – вполне законно спросите вы.

Выскажу своё мнение. Заботой Церкви должна быть прежде всего сама Церковь. В нашей современной церковной жизни масса проблем. Укажу некоторые: отсутствие системной молодёжной работы, катехизации, социальной работы, миссии... В этой области всё держится на энтузиастах, нередко несущих свой подвиг без какой бы то ни было поддержки со стороны церковных структур. Низок уровень образования духовенства. Не на высоте уровень преподавания в богословских учебных заведениях. В церковной жизни процветают магизм, старцепоклонничество, ужасающее невежество, доходящее до кликушества - достаточно вспомнить пресловутые ИНН... и прочее, и прочее, и прочее. Вот я перечитывал недавно материалы Архиерейского Собора 2000 года. Святейший Патриарх Алексий II говорил о необходимости создания литургической комиссии, об упорядочении богослужения, о том, что молодёжная и катехизационная работа должна быть приоритетной и со стороны внимания пастырей, и со стороны средств... вот 2005 год на исходе – а воз и ныне там. Соответствующие этим задачам церковные структуры работают более чем недостаточно. - Я говорю об этом безо всякого осуждения: я понимаю, что нет сил, нет средств, нет кадров... Но сложилась странная ситуация: на патриотические мероприятия и риторику силы (и даже средства) у нас есть. Но Церковь должна прежде всего проповедовать Христа и христианскую жизнь. Именно на это, а не на что другое, должны быть сегодня направлены все наши усилия и средства, пусть даже они скромны и недостаточны.

Прошу меня правильно понять. Я совершенно не выступаю против патриотизма; я лишь хочу, чтобы он был здравым и не подменял собою святое Православие…

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz