Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Священник Филипп Парфенов
О МОЛИТВЕ С ЕРЕТИКАМИ

Если современные борцы против экуменизма так упорно хотят держаться правила не молиться с еретиками, то тогда по большому счету им не следует ходить и в православные храмы! Поскольку там очень много либо начинающих, не сведущих в догматике, неправильно исповедающих Святую Троицу, либо находящихся еще ниже состояния ереси, ибо пребывающих в различных языческих суевериях и не читавших даже само Священное Писание. Это суровая правда жизни, как правда и в том, что многие еретики-протестанты по своему исповеданию веры во Христа находятся выше многих номинальных православных.

Возражение на это может найтись следующее. Инославные христиане не признают истинность нашего православного исповедания и так или иначе противятся ему, тогда как приходящие в наши храмы пусть и номинальные, невоцерковленные православные по факту крещения все-таки стремятся приобщиться к церковной полноте и не отвергают все то, чему учит наша православная Церковь. Однако и это может быть легко оспорено. Держащиеся всяких нелепых народных суеверий тоже могут противиться в той или иной степени церковному учению, поскольку держатся за эти языческие пережитки. "Ты, батюшка, хорошо говоришь, красиво, но молодой еще, жизни не знаешь, и в семинариях вас не всему научить могут... А нас так учили, и так было до нас". Если же не противятся глухо доводам священника, то все равно многое не вмещают из православной догматики, так или иначе. И могут сказать откровенно: "у меня своя вера". То есть, как выразился один религиовед-скептик из оппозиционеров нашему православию о таких "прохожанах" православных храмов: "У каждого из них, как правило, свое представление о христианстве (как учении и мировоззрении). Это представление основано на разрозненных исторических и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках (так, многие знают народные приметы, связанные с датами церковных праздников). Обычно они имеют слабое представление о церковном учении и догматах, а также о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей и три-четыре афоризма из Нового завета: "Бог есть любовь", "Не судите, да не судимы будете" и т.п. Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими источниками, а также с нехристианской исторической, философской и эзотерической литературой (и понимают под христианством свои философско-этические воззрения, сформированные осмыслением такой литературы)". Соответственно, и стиль, и дух молитвы у этих людей свой, отличный от православного. Вообще-то у каждого приходящего на исповедь к священнику батюшке следовало бы иной раз и поинтересоваться, знает ли пришедший Символ Веры (в самом чине исповеди предполагается, что пришедший и должен прочитать его). Но это вряд ли кто делает, да и мне самому приходят об этом мысли только вне храма, но никак не у аналоя...

А поскольку устойчивых церковных общин в наше время в городских приходах почти и не встретишь ("едиными устами и единым сердцем" славить Христа или быть "единомыслием исповемы" возможно именно при наличии дружной храмовой общины, где все друг друга знают и молятся друг за друга), то и получается, что на службах в больших храмах у нас чаще всего нет вовсе единства в молитве. И его может быть еще меньше, нежели оно могло бы быть между искренне верующими православными, католиками или протестантами. Неоднократно можно было слышать примечательные отзывы от разных людей: "Я не могу молиться, когда много народу... Душно, толкотня, суета. Люблю приходить в храм, когда никого нет". Характерная черта современного индивидуализированного благочестия, фактически вынужденного и во многом даже оправданного! Только ведь наедине с Богом можно быть везде - для этого вовсе не обязательно приходить в храм... А отзывы такие именно потому, что нет у нас часто подлинно соборной и единодушной молитвы, да и быть ей невозможно просто. И часто стороннему наблюдателю видится не дружная община в молитвенном единстве, а суетливая толкотня в толпе.

Такое положение могло быть, и было, скорее всего, и в древней Византии, уже после периода гонений (и наоборот, дружные и устойчивые общины существовали именно в условиях гонений). Впоследствии стали строиться храмы уже не для дружных общин семейного типа, а для торжественных многотысячных собраний, особенно во главе с византийским императором в Константинополе... В конце концов, и тогда сосуществовали тоже разные уровни воцерковленности и участия в общинах, начиная с оглашенных; кроме того, было 4 вида отпавших от Церкви. Но уж во все времена еретиков в ее лоне было куда больше, чем строго православных: отлучали от общения наиболее заметных и известных среди них. И вообще, как удачно однажды выразился архимандрит Софроний (Сахаров): "Никто не смеет назвать себя православным в строгом, абсолютном смысле слова, ибо быть православным означает знать Бога таким, каков Он есть, и служить и поклоняться Ему достойно Его святости". И в этом смысле мы все без исключения в пути, в научении, и первый признак духовной прелести считать себя уже достигшим и познавшим...

Размещено 27.06.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz