Протоиерей Александр Захаров
О КОРЕННОЙ ПРИЧИНЕ ПЬЯНСТВА
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры,
у садоводов есть обыкновение бороться на своих огородах с сорняками. При этом разные люди действуют по-разному. Опытные садоводы стараются вытаскивать сорняки с корнем. А неопытные или нерадивые просто обрывают зеленые побеги, оставляя корни в земле. И очень скоро сорняки опять появляются на их грядках. Они их опять обрывают - а те снова прут. И пуще прежнего.
Я это к тому, что и борьба с пьянством может походить на такую же бесплодную борьбу с сорняками - если не выяснить прежде: а что же является главной, коренной причиной пьянства? Почему люди пьют?
На этот вопрос мне доводилось слышать разные ответы. Один из наиболее распространенных - он и здесь, на съезде, присутствовал во многих докладах - люди не знают правды об алкоголе, не знают о всех губительных последствиях, которые влечет за собой употребление спиртного. Поэтому и пьют. В этом ответе есть доля правды. И большая. Действительно, узнав всю правду об алкоголе, многие люди ответственнее, серьезней относятся к употреблению спиртных напитков. Некоторые люди отказываются от них вовсе. Но только некоторые, далеко не все. Поэтому повторяю, в данном ответе лишь доля правды - но не вся правда.
Тут, может быть, уместно напомнить, что такой взгляд на причину распространения порока - как на отсутствие истинного знания о его вреде - это взгляд еще дохристианский. Его, в частности, придерживался Сократ. Он так именно и считал: люди творят зло и грешат - только потому, что не научены добру. Научи их жить добродетельно - и они перестанут жить порочно. Но христианство утверждает, что грех коренится гораздо глубже в природе человека, чем уровень его интеллекта, его знаний. Человек может прекрасно знать, "что такое хорошо и что такое плохо" - более того: может даже очень сильно желать хорошего - а поступать все равно плохо. Замечательны в этом отношении слова ап. Павла из его послания к римлянам: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Римл.7,18-19,22-.23).
Если же говорить о пьяницах, так и тут уместно спросить: они что, не знают о том вреде, какой причиняет им алкоголь? Не знают, что семья у них бедствует и дома непрестанные скандалы на этой почве? Не знают, что на работе у них неприятности постоянные из-за этого? Не знают, как они расшатали свое здоровье? Знают они обо всем этом лучше нас с вами. Прекрасно все знают и понимают - они же на собственной шкуре каждодневно испытывают все эти губительные последствия употребления алкоголя. Знают, и очень многие, поверьте, сами не рады этой своей пьяной жизни. Вида, может быть, не показывают, хорохорятся, но в душе-то тягостно, тошно, погано. А иной уж и не хорохорится, а прямо приходит на исповедь и плачет: "Батюшка, до чего все опостылело..." Вот ведь, какая история: и знает, что пить плохо, и хочет бросить - да не получается. Значит, одних знаний - мало. Коренная причина пьянства - не в отсутствии знаний. В чем же?
Один из выступавших передо мной докладчиков заметил, что употребление алкоголя в нашей стране резко возросло в годы правления Брежнева. В те годы мне доводилось слышать такое объяснение, почему люди пьют. Говорили: загнали нас всех в темный, глухой угол. Невозможно никакое творчество. Людям не дают реализовать себя, самовыразиться. Кругом сплошная ложь, фальшь, лицемерие... Вот люди и пьют. От безысходности. В этом ответе тоже есть доля правды - но опять не вся правда. Об этом убедительно свидетельствует сегодняшний день. Ведь мы с вами живем в уникальное время. Не было еще в России таких времен, с такой безбрежной свободой. Возможности для творчества и самовыражения - небывалые. У нас ведь теперь что хочешь, то и твори. Хочешь быть сатанистом - будь сатанистом, хочешь быть гомосексуалистом - будь гомосексуалистом, хочешь быть проституткой - будь проституткой. Как хочешь, так и самовыражайся. Хочешь дело свое открыть - занимайся бизнесом, коммерцией. И что же: получили возможность творчества, свободу самовыражения - и бросили пить? Если бы так. Но мы тут уже слышали статистические данные: пить-то ведь еще больше стали, чем при Брежневе. Значит, и не в этом коренная причина пьянства - не в отсутствии творчества. В чем же?
В годы засилья марксистко-ленинской идеологии у нас в стране был расхож лозунг, выдвинутый Марксом и подхваченный Лениным - лозунг, определяющий религию, как "опиум для народа". Выражение, конечно, грубое и неверное. Однако, автор этого выражения, очевидно, сам не подозревал, как бы он был близок к истине, если б переставил в этом выражении местами слова. Если б сказал не "религия - опиум для народа", а наоборот: "опиум - может являться в известных случаях заменителем, суррогатом, эрзацем религии".
Мы знаем, что есть вещи истинные и есть поддельные. Ярким примером таких подделок является современная мебель, стоящая в наших с вами квартирах. Она на вид кажется деревянною, и даже из дорогого дерева: черного или красного - но это только кажется. На самом деле это просто текстурная бумага, покрытая лаком, а под ней клееные опилки. И наша современная жизнь очень часто бывает похожей на нашу современную мебель...
Так вот, есть вещи истинные и есть поддельные. У них, однако, имеются какие-то общие свойства. Благодаря им, подделки и находят себе место под солнцем. Иначе они были бы просто никому не нужны. Что же общего, спрошу я теперь, может быть между религией и опиумом?
Сущностью религии является общение с Богом. Этой сущностью опиум, конечно, не обладает. Но вот плодом этого общения с Богом - не единственным, конечно, плодом - но одним из самых сладких плодов - является радость, которую Бог ниспосылает в душу человеческую. Испытавшие эту радость уже никогда и ни с чем ее не перепутают. Она несказанна. И если ее Бог дает - так ее уже никто и никакие обстоятельства отнять не в силах. Люди шли на смерть за Христа - и даже перед лицом смерти - куда страшней ситуация? - но даже перед лицом страшной, часто мучительной смерти люди продолжали радоваться.
Так вот, радость - это, на мой взгляд, и есть то свойство, благодаря которому опиум находит себе место под солнцем. Ибо и вино, как бы его ни проклинали и не ругали, но надо же сказать и правду, - и вино дает радость. А когда бы оно давало одно голое горе - кто бы его и пил? Вам, наверное, известны слова из Библии, слова псалмопевца, которыми любят оправдывать себя пьющие люди, слова о том, что "вино веселит сердце человека". Мне понятно, что очень уж абсолютному трезвеннику это выражение не веселит слух. И я согласен, что когда оно звучит в оправдание пьянства - так это просто кощунство и глумление над Словом Божиим. Но в сути своей это выражение - как и любое выражение Библии - сущая правда. И я здесь от себя ничего не сочиняю, а только повторяю то, что говорит Священное Писание. А в Нем - как бы этого кому-то не хотелось - но в Нем нет осуждения вина, как такового, и нет проповеди абсолютной трезвости. Слово Божие однозначно осуждает пьянство: "пьяницы Царства Божия не наследуют" (1 Кор.6,10). К вину же отношение двоякое. С одной стороны, премудрый Соломон советует: "не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид" (Пр.23,31-32). Но в другом месте тот же премудрый Соломон пишет: "дайте вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании" (Пр.31,6-7). Это - Ветхий Завет, это еще до Христа. После Христа - апостол Павел в послании к римлянам пишет: "Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Римл.14,21). Но этот же ап. Павел советует ученику своему Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим.5,23). Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, - если смотреть на Его действия глазами очень уж абсолютного трезвенника, - поступал порой странно. Представьте себе ситуацию: приглашают абсолютного трезвенника на свадьбу. Он заведомо знает, что там будут пить вино. Что он будет делать? Если он очень уж убежденный трезвенник - так он скорее всего и вовсе не пойдет на это мероприятие. Если же по каким-то причинам поддастся на уговоры и пойдет - так что он подумает, если к нему на этой свадьбе подойдут с сообщением, что вино кончилось? Наверное подумает: "Ну и слава Богу! Наконец-то они теперь перестанут пить..." Если же его попросят оказать какое-то содействие в том, чтобы еще добавить вина к столу - так он, думаю, с возмущением откажется. Сочтет, может быть, даже такую просьбу оскорблением для себя. А вот Господь не оскорбился и не возмутился и не отказал в просьбе... Те, кто читал Евангелие, очевидно уже поняли, что это я рассказываю о самом первом чуде Спасителя на браке в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино.
Хорошее дело - вода. Даже жизненно необходимое дело - вода. Без воды и жить невозможно. Однако, человеку мало - просто жить. Человеку-то, дорогие мои, нужна еще радость в жизни. А без радости ему и жизнь будет не в жизнь. И расстаться ему захочется с такой жизнью. Такая безрадостная жизнь кончается рано или поздно петлей или пистолетом у виска, или голова кладется на рельсы... И человек с этой жаждой радости - ищет ее, где может. Если не может найти в религии - находит в вине. Тем более, что человек ведь, дорогие мои, - это такое существо, которое чаще всего идет по пути наименьшего сопротивления: как проще. А ощутить радость от вина - куда проще? Не требуются для этого ни духовные подвиги, ни аскетизм, которых требует религия... Цена на спиртное теперь очень низка. Совсем легкий и дешевый источник радости получается. Да, радость эта мимолетна, скоропреходяща, искусственная, поддельная... Но лучше такая радость - чем никакой. Всякий здравомыслящий человек согласится, что лучше иметь мебель из черного дерева, чем из клееных опилок, но если нет стола из черного дерева, так приходится обедать и на столе из ДСП - и это все же лучше, чем обедать вовсе без стола.
Правда, эта радость винная оборачивается потом такими муками и скорбями, которых и не видывали многие аскеты, подвижники благочестия. Эта дешевая радость обходится часто человеку слишком дорого. Но это уже общее правило в науке о радости и скорби, из которого нет исключений. Святые говорят, что радость и скорбь сопутствуют и добродетели и греху. Но добродетельный человек - сначала скорбит, когда ведет духовную брань с искушающим его грехом - а потом радуется, когда превозмогает, с помощью Божией, этот грех. Грешник же наоборот: сначала радуется, когда предается любимому им греху - а потом скорбит. А если не покается - так и вечно уже будет скорбеть в аду. Но люди-то ведь сегодняшние, вместо того, чтобы читать и слушаться святых, слушают всякую дребедень из телевизора. Вот и попадаются в погоне за этой дешевой радостью на крючок дьяволу. А потом уже и рады бы с этим крючком расстаться - да не так-то просто... Однако, я отвлекся и увлекся.
Итак, я хотел сказать, что опиум, как и религия, способен приносить человеку радость, облегчение, утешение, ободрение в серой и непростой нашей жизни. В этом, я думаю, и заключается главная, коренная причина того, почему люди так тянутся ко всем этим одурманивающим веществам: табаку, алкоголю, наркотикам. И будут тянуться до тех пор, пока не будет устранена эта коренная причина, пока они не научатся отличать ценности истинные от подделок - пока радость истинная не засияет в их душе. Вот только тогда и только такой человек уже никогда, конечно, не променяет ее на радость поддельную. Если же не будет в душе радости истинной, человек непременно будет искать хоть какую-то радость. Ибо совсем без радости, повторяю, жить человек не может. Но это еще не все, что я хотел сказать.
Еще я хотел сказать, что человеку и радости в жизни - тоже мало, если это только земная радость, - получаемая от здешних земных удовольствий, увеселений.
В те годы, когда у нас в стране все газеты дружно ругали капитализм и восхваляли социализм, в одной из таких наших газет мне попалась на глаза коротенькая заметочка под рубрикой, кажется, "Их нравы". В ней сообщалось о самоубийстве сына какого-то их миллионера. Перед смертью он написал записку такого содержания: "Взял от жизни все. Ничего интересного в ней не нашел. Ухожу из жизни добровольно". Дальше, понятное дело, следовали страстные обличения их бездуховности и т.д. и т.п. Но меня поразила записка. Она меня уже тогда заставила о многом задуматься. В самом деле: чего не хватало этому молодому человеку? Каких удовольствий? Каких радостей? Он мог себе позволить в жизни все. И вот, испытав все, он пришел к такому страшному финалу. Выходит - и просто радости, здешней, земной - тоже недостаточно для человека. Чего же еще-то ему надо?..
Бога надо!
Блаженный Августин писал, что Бог создал нас для себя, и человек нигде не найдет покоя, пока не придет к Нему и не соединится с Ним. Поэтому мне сегодня хочется рассказать не только о первом чуде Спасителя - когда Он претворил воду в вино, - но и о последнем Его чуде - когда Он уже вино претворил в Кровь Свою... Было время, когда Он чудесным образом накормил пять тысяч человек пятью хлебами, дал людям хлеб. Было время, когда Он чудесным образом претворил воду в вино... И вот теперь, расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того, чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь - стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: "Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились". То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более, чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством. Св. апостол Петр пишет об этом во втором своем послании: "От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2Петра,1,3-4). "Соделаться причастниками Божеского естества", т. е. стать причастными к естеству Божию - это и значит: "обожиться"... Что-то я, однако, сбился уже на догматическое богословие. Боюсь, такой "догматический хлеб" будет для вас черствоват. Давайте тогда про обычные опять хлеб и воду.
Да, нужны для человека и хлеб и вода - средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость - расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение - освящающее, "обоживающее" жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая.
Вдумайтесь: что происходит во время праздничного богослужения на вечерне, на литии, когда освящаются хлеб, вино и елей? А потом, на утрене священник помазывает этим елеем чело молящимся и раздается им этот хлеб, окропленный этим вином?.. Тоже ведь, наверно, непонятные и странные действия, с позиций очень уж абсолютного трезвенника? Зачем освящать вино?.. А здесь ведь есть свой смысл и глубокая символика. Здесь ведь, под видом хлеба, вина и елея - и подаются человеку эти три составные, необходимые для полноценной его жизни. Хлеб - символ средств, необходимых для жизни, вино - символ радости, елей - символ святости. В древности елеем помазывали только царей, пророков, т.е. особо избранных Богом людей. Теперь помазывают всех чад Церкви - как "царственное священство", по слову апостола (1Пет.2,9).
И я совестью пастырской свидетельствую, что человек, имеющий в жизни эти три составные, в особенности последнюю: Богообщение - человек, живущий полнокровной церковной жизнью - участвующий в богослужении, в Таинствах церковных, регулярно исповедующийся и причащающийся, - такой человек не знаком с проблемой алкоголизма, она для него просто не существует. Поэтому-то, видимо, и не ставится так остро этот вопрос о борьбе с пьянством в церковной среде и у святых отцов. Не было среди святых отцов пьяниц. Многие другие пороки их искушали и с ними они вели борьбу и писали о них - но только не этот, не пьянство. Вино для них никогда не становилось причиной алкоголизма. Поэтому и относились они к нему достаточно спокойно. Хотя пьянство в народе, конечно же, их волновало и против него они поднимали свой голос, памятуя эти слова Священного Писания, о которых я уже сегодня вспоминал, что "пьяницы Царства Божия не наследуют".
В заключение скажу так. Если мы хотим всерьез искоренить из жизни пьянство - надо взамен пьяной жизни возрождать, устроять жизнь церковную. Без этого все наши усилия по борьбе с пьянством будут походить на ту борьбу с сорняками, о которой я говорил вначале. Больше того скажу: если отрезвлять людей без Церкви, не приводя их к Богу - для них такое отрезвление может пойти даже не на пользу, а во вред. В Евангелии говорится, что когда дух нечистый выходит из человека, то он не находит себе покоя. И снова возвращается туда, откуда вышел. И вот, если находит место незанятым, то берет с собою семь других духов, злейших себя, и они вселяются в этого человека все вместе. "И бывает, для человека того последнее хуже первого" (Мф.12,45). Когда уходит из жизни радость винная и не занимает ее место радость небесная - такой человек часто начинает искать радостей в еще горших грехах, чем пьянство: в разврате, в азартных играх... А если не находит нигде радости, так становится злым и угрюмым. И жизнь с таким человеком становится для домашних его сущим адом. Они даже иногда говорят: "Лучше бы уж пил..."
Заканчиваю. Простите, что занял так много Вашего времени. Спаси Вас, Господи, за то, что послушали меня, грешного.
Аминь.
Источник:
Сайт домовой церкви
св. Апостолов Петра и Павла
Санкт-Петербургского
Государственного Университета