|
В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь
|
|
|
|
|
|
|
Сергей Путилов
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-ФИНСКИ
Во время прогулки по озаренному светом рождественских гирлянд ночному Хельсинки, натолкнулся на странную компанию. Опершись спинами на желтый автомобиль с яркими надписями: "Иисус", "Иегова", "Аллах", оживленно беседовали старик в широкополой хасидской шляпе и молодой длинноволосый парень похожий на хиппи.
Странная машина с именами Бога христиан, мусульман и иудеев, как журналиста, пишущего о современных непростых межрелигиозных взаимоотношениях, меня сразу заинтриговала. Разговорились. Оказывается хозяин авто - финн по фамилии Израил, выставил его в центре Хельсинки в знак протеста против вражды между тремя родственными мировыми религиями. Сам он еврей и что ни на есть праведный иудей. Но, говорит: "у меня вызывает отвращение, когда мои единоверцы считают себя выше других людей, презирают или даже ненавидят арабов-мусульман. Иудеи, мусульмане, христиане должны жить в мире". Интересуюсь - "как в таком случае, быть с исламским терроризмом"? По словам Израила, в Финляндии эта проблема пока не чувствуется. Хотя недавно в Хельсинки открылась мечеть. Но местные спецслужбы не дремлют, следят за тем, чтобы там под видом религии там не велись проповеди разжигающие ненависть. Израил твердо убежден, что агрессивные проявления ислама такие, например как ваххабизм проистекают от неправильного понимания некоторыми мусульманами Корана, а порой и элементарного невежества.
Интересуюсь, а как коренные финны реагируют на усиливающийся приток в страну эмигрантов из Азии и Африки, скинхеды никого не убивают как у нас в России? Говорит, что живущие в Финляндии мигранты открывают свои кафе, работают уборщиками, как правило, на низкооплачиваемой работе - в сфере услуг. То есть не вызывают самим фактом своего присутствия недовольства местного населения, поскольку как и в России занимаются в основной работой, которая у местных жителей не престижна. Правда у нас в стране даже это не спасает приезжих от бейсбольных бит и кастетов расистов.
Мигранты, составляющие уже около десятой части миллионного Хельсинки, компактно селятся в основном в северной части города. Там открыто большое количество арабских, китайских, индийских, итальянских ресторанчиков. В глазах рябит от множества "этнических" сувенирных лавок с вывесками на арабском, индийском, персидском языках, магазинов дешевой азиатской оргтехники, продуктовых лавок, где можно купить, например, специфически мусульманскую (халяльную) еду. При этом, что, удивительно даже для Европы, преступность в районах, населенных темнокожими жителями, остается на низком уровне. В любое время безопасно можно ходить не только белому по афро-азиатским кварталам, но и тем более людям с темным цветом кожи по всему Хельсинки. То, что здесь не случаются такие эксцессы как в Париже, во многом объясняется высоким уровнем жизни населения и активной поддержкой государством эмигрантских общин путем трудоустройства безработных, образовательных программ для приезжих и высоких социальных пособий.
По возвращении из Хельсинки в Петербург, первое что увидел, была сцена, в привокзальном кафе, где тетка-цыганка и нищий таджик вцепившись друг другу в волосы выясняли, кто из них "коренной петербуржец" и кто должен убираться к себе домой из "его города". Остановил склоку только подошедший дюжий омоновец, который обозвав обоих "грязными обезьянами" приказал им немедленно заткнуться, если не хотят отведать его дубинки. Да, многонациональной России, похоже, еще есть чему поучиться у финнов тому, как всем нам жить в гармонии друг с другом - без мата, наручников и дубинок.