Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Владимир Пудов
МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ?

С большим удовольствием читаю на сайте “Религия и СМИ” небольшие заметки протоиерея Всеволода Чаплина – “Лоскутки” (См. данный материал в тематическом разделе Нелегкие думыМIРЯНИНЪ), размышления на разные темы вот и мне тоже захотелось последовать его примеру. Не только дурные примеры заразительны. В общем, о чем думал, о том и писал. На протяжении всей многовековой истории России ее отношения с Западом всегда были двойственны.

С одной стороны мы как бы явно входим в западное культурное пространство, а с другой стороны мы явно какие-то не такие как они. И Христианство мы приняли из Византии, которая вскоре после этого попала под турецкое владычество, как впрочем, практически и все остальные православные страны, которое продлилось до середины XIX века. Россия осталась единственной независимой православной страной, неожиданно для себя оказавшейся наследницей великого духовного наследия. Москва - третий Рим – это ведь не только амбиции грозного Царя, но и объективно сложившаяся реальность. Конечно, многие со мной не согласятся, но я думаю, Россия, вряд ли была готова в полной мере принять эту реальность, это духовное наследие и, тем более, на уровне западной теологии развивать его дальше и в XV веке, и в XVI, и в XVII; дай Бог, Россия в полной мере только в XIX веке стала осваивать то духовное богатство, которое досталось ей от Византийской Империи - Царьграда.

Для этого нужно было в первую очередь овладеть всей той мудростью, которая была создана за тысячелетнюю историю Православия, а это все было на греческом языке. В Европе такими центрами стали университеты и латинский язык, который должны были знать все образованные люди. Все наследие их предшественников было им доступно, и они между собой говорили на одном языке-латыни. В России не было подобных центров, основная масса духовного наследия Византии была не доступна, так как далеко не все переводилось на русский язык, и далеко не все православные священники свободно владели греческим, а тем более латынью. Чем Западная Европа начала заниматься еще в XIII веке, Россия к этому приступила только к XIX веку. Сейчас можно услышать: вот если бы Русь приняла Христианство с Запада, а не с Византии, то и у нас сейчас все было как в Европе. На что я могу ответить только, что случилось то, что случилось. Это был выбор наших предков, и я его уважаю, значит, Православие было им ближе и понятнее, а можно и сказать - роднее. Да и вряд ли бы у нас прижились западные университеты. Когда они стали образовываться в Европе, у нас случилось монгольское нашествие, которое на двести лет задержало развитие российского общества. Правда сейчас все больше появляется статей, что никакого монгольского ига не было, но с моей стороны я так понимаю, что бумага все стерпит, вот люди и упражняются в словоблудии. Да и дальше мы развивались очень по-разному.

Европа с ее большим населением и небольшой территорией была вынуждена развиваться по интенсивному пути развития. Если нагадили (в прямом смысле слова) приходилось за собой убирать, а то и до эпидемии не далеко. Крестьяне от феодальной зависимости бежали в города, где становились ремесленниками и торговцами. Оставшиеся на земле были вынуждены улучшать культуру земледелия, чтобы прокормить все увеличивающееся население. Конечно, были Крестовые походы, ну это в основном, чтобы сократить дворянство, вторых, третьих сыновей, которым не полагалось земельного надела и которых не знали куда девать. Есть такая версия, что Крестовые походы и затевались, чтобы избавится от излишнего количества дворян, ну не в города же их, право дело, отправлять. Кстати и крепостное право в Западной Европе отменили лет на 500 раньше, чем в России.

Ну, а на Руси всегда было много земли. Использовали одно поле, перешли на другое, нет туалета, можно и в огород сходить, и так было, а, может быть, и до сих пор есть в нашей глубинке. Есть хороший анекдот на эту тему. Едут россиянин и иностранец по российской дороге, вокруг лес, вдруг иностранец говорит: я в туалет хочу, - ну, россиянин останавливает машину и показывает в лес. Иностранец пошел, долго его не было, наконец, возвращается хмурый такой и говорит, нету. Россиянин спрашивает - чего нету, а тот и отвечает - туалета нету. И этот анекдот очень похож на правду, по крайней мере, хорошо показывает разницу в нашем менталитете. У меня есть друг - гражданин Германии, и я все пытался пригласить его к себе в загородный дом, но он все время отказывался и, наконец, признался почему: его шокируют наши деревенские туалеты. Как я уже писал выше, наиболее активная часть населения из деревни в Западной Европе уходила в города, которые и стали основой развития промышленности в городах, эти крестьяне принципиально меняли образ своей жизни, а в России крестьяне бежали на окраины, где, в общем-то, воспроизводили прежний жизненный уклад, но конечно уже без крепостного права. Так дошли не то, что до Аляски, - до Калифорнии. Да и в городах россияне сохраняли прежний уклад жизни, недаром до сих пор Москву иногда называют большой деревней. И в 50-х годах прошлого века, когда встал очередной продовольственный кризис, вместо того чтобы потратить средства на улучшение культуры земледелия, обучения крестьян новым технологиям, отправились осваивать целину. Зато размах какой: по-русски, по привычке.

В общем, так уж случилось, что мы разные. Западноевропейцы стали такими, какие они есть, по совершенно объективным причинам, и это не значит, что они лучше или хуже нас, - они другие. Все эти столетия мы жили рядом, но не вместе. Хотя еще с XVI века российское правительство стало активно приглашать иностранцев для работы в России, и они, конечно, оказывали огромное культурное влияние на россиян: к началу XX века на территории современной России проживало около полутора миллионов лютеран, как правило, немцев по национальности. В XV веке Россия вдруг, неожиданно для себя, осталась одна в своем культурном пространстве и, конечно, эта вынужденная самоизоляция не пошла ей на пользу. Написал и сам засомневался, а может у Господа действительно есть для России особое предназначение. Где-то года два тому назад я написал статью “Кризис Христианства”, где на примере Западной Европы пытался показать, к чему может прийти Христианство, если во главе всего стоит не Бог, а человек. Европа далеко продвинулась в признании общечеловеческих ценностей, стала очень толерантной. Главное - не нарушить права человека, и мы, конечно, для нее дикари, которыми впрочем, всегда для них были. За последние 15 лет мне много раз довелось бывать в Западной Европе, даже пожил там немного, появились там и друзья, с которыми у меня сложились хорошие отношения. Но и они любят мне рассказывать про Рождество, про елку, и я каждый раз должен слушать и удивляться, так как знать об этом я по определению не могу. Ну, да это ладно. А вот когда мне довелось учиться на заочном отделении лютеранской Семинарии в Новосаратовке под Санкт-Петербургом, то нам там, как правило, преподавали преподаватели из Западной Европы, которые, конечно, относились к нам, семинаристам, по-разному, но один случай запомнился мне на всю жизнь. Приехал к нам новый преподаватель (два раза в год по три недели мы слушали курсы лекций и сдавали экзамены) и на самом первом занятии начал с нами такой разговор. Вот он приехал к нам, нас совсем не знает, а должен нам рассказывать о Боге. Так вот он хочет нас спросить, что для нас самое главное, через что нам можно объяснить, кто такой Иисус Христос, что Он сделал для человека. Вот если бы он был на Гавайях, то там люди любят кататься на такой специальной доске на волнах, и вот он бы этим местным туземцам Иисуса Христа объяснял через эту доску, как доска держит человека на волнах, так и Иисус Христос держит нас по жизни, а как до Вас донести, кто такой для человека Господь, я не знаю, - взывал он к нам. Это к людям, большинство из которых уже помногу лет проповедовали слово Божье. Одно слово - обезьяны, только с дерева спустились.

Россия всегда шла своим путем, и национальные черты нашего характера сложились на этом пути. Уж правильно мы шли или нет, думаю, спорить, теперь не стоит. Не надо судить наших предков за то, что они сделали не так, не надо тревожить их могилы, все-таки после них нам осталась в наследство великая страна, а что останется после нас, которые сейчас, конечно, все правильно делают?

Взято с www.baznica.info
Размещено 18.05.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz