В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||||||
ИЗРЕЧЕНИЯ И ЦИТАТЫ
Евангелие от Матфея:
Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. [15:14]
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? [5:46-47]
Евангелие от Марка:
И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. [2:23-28]
Первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла:
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. [12:4-6]
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. [15:19]
Послание к филиппийцам Святого Апостола Павла:
Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. [1:21]
Древний патерик:
Брат вопросил старца: есть два брата, один безмолвствует в келии своей, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая себе трудов, другой же служит больным. Которого дело более приятно Богу? Говорит ему старец: хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравняться с тем, который услуживает больным.
Один брат после отшельничества, приняв иноческий образ, тотчас заключился в келлии, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, вывели его, и заставили обходить келлии монахов, приносить раскаяние и говорить: простите меня! я не отшельник, но монах новоначальный. И сказали старцы: если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу, и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно.
Блаженный АВГУСТИН Иппонийский:
Полюби Бога и делай, что хочешь.
Патриарх АЛЕКСИЙ II (Ридигер):
Решения соборов, Священного Синода, выступления предстоятеля Церкви по церковным вопросам - это официальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром для клириков, состоящих в ее юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере, должны воздержаться от публичного оглашения их.
Андрей АНИСИН:
Свобода есть самовластие личности. Но при этом бесконечно далеко отстоит она от самоволия, от эгоистической обособленности и от субъективизма, более того, – она прямо противоположна этим проявлениям, противоположна самому корню этих явлений, той сущности, которая в них проявляется. Самоволие есть такая подмена, которая уничтожает сам смысл свободы. Самоволие есть, по существу, капитуляция личностной воли перед натиском природных желаний, – когда человек позволяет себе делать то, что хочется, поддаваясь в качестве пассивного объекта этих хотений их увлекающему потоку. Самоволие основано на самолюбии, на любви к себе, которая есть вообще не любовь, а является прямой противоположностью любви как таковой.
АНТИСФЕН из Афин:
Добродетель - орудие, которого никто не может отнять.
Митрополит АНТОНИЙ Сурожский:
Действия Христовы рождаются изнутри глубинного созерцания, и только из глубин созерцания может родиться деятельность христианина.
Протоиерей Александр БОРИСОВ:
С молодежью нужно говорить на понятном ей языке. В первую очередь должно быть чувство меры... Ясно, что полное приятие, например, той музыки, которая молодежи нравится, было бы неправильным. Но неправильным было бы и полное ее отрицание. Мы имеем задачу преобразить мир, а не отвергнуть и зачеркнуть его.
Пьер БУАСТ:
Гораздо более достоинства в том, чтобы уметь побеждать пороки, нежели в том, чтобы не иметь их.
Исповедник ВАСИЛИЙ Кинешемский:
Когда человек весь проникнут любовью к Богу, когда каждая мелочь его жизни связана с мыслью о Боге, когда около себя он постоянно чувствует присутствие Бога, невидимо вездесущего, тогда, естественно, Бог является центром всех его устремлений, и каждый поступок определяется желанием угодить Богу и боязнью нарушить Его заповеди.
Священник Георгий ВАХРОМЕЕВ:
Человеку важно понять, что зло ему причинил не человек, а диавол (попущением Божиим). Что делать? Стать членом Христовой Церкви, прекратить поиски "врага" среди людей, внимательнее присмотреться к своей жизни.
Валентина ВЕТЛОВСКАЯ:
Бог никогда не повторяется, даже маленький талант, пусть он не так гремит и сверкает, как гении, — непременно вносит какой-то очень важный оттенок в общую картину мира.
ВОЛЬТЕР:
Я не согласен с вашими убеждениями, но готов
отдать жизнь за ваше право их высказать.
Махатма ГАНДИ:
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
Игумен ГЕОРГИЙ (Шестун):
Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если человека не обличает его совесть. Совесть не мучает человека, если он не переступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.
Святитель ГРИГОРИЙ Нисский:
Иные, вчера или позавчера оторвавшись от своих обычных трудов, внезапно стали учителями богословия, другие - может быть, слуги, не раз подвергавшиеся бичеванию, бежавшие от рабского служения, - с важностью философствуют у нас о непостижимом… Всё в городе полно такими людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это и торговцы одеждой, и денежные менялы, и продавцы съестных припасов. Ты спросишь об оболах, а он философствует перед тобой о рожденном и нерожденном; хочешь узнать цену хлеба, а он отвечает тебе, что Отец больше Сына; справишься, готова ли баня, а он говорит, что Сын произошел из ничего.
Преподобный ГРИГОРИЙ Синаит:
Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры - Троицу и Двоицу: Троицу неслиянно и нераздельно созерцать и ведать, Двоицу - два естества во Христе в едином Лице... исповедать.
Протоиерей Роман ГУЦУ:
Есть сейчас такие настроения кое-где: только наш храм хорош, только здесь обретается истинное Православие, а все прочие — чуть ли не еретики! И множатся такие приходы-секты, замкнутые в самих себе. Это настоящая беда, и с ней надо бороться...
Игумен ДАНИИЛ (Гридченко):
После адамова грехопадения человек рождается на земле не для того, чтобы навсегда на ней остаться. Посредством малых дел, а главное, внутренней молитвенной устремлённостью к Богу, он формирует свою вечную участь в новой, нездешней реальности. Но делает это уже здесь и сейчас. Уже здесь и сейчас возможно непритворное человеческое согласие и единство.
ДАНТЕ Алигьери:
Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства, самое глупое, самое подлое и самое вредное верить, что после этой жизни не будет другой.
ДЕМОКРИТ:
Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.
Джебран Халиль ДЖЕБРАН:
Любовь и сомнение никогда не уживутся друг с другом.
Святитель ДИМИТРИЙ Ростовский:
Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти.
Федор ДОСТОЕВСКИЙ:
Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно.
Разве можно видеть дерево и не быть счастливым?
Россия есть теперь по преимуществу то место в мире, где все что угодно может произойти без малейшего отпора.
Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью принимает за таковой нечто совсем неподобное.
Русский человек одной рукой молится, а другой задницу чешет.
Что такое развитая личность? Это личность, готовая безвозмездно поделиться с другой всем без остатка.
Андрей ЗУБОВ:
Никакое общество не является чужим, ни другой человек, ни другой народ, ни даже другая конфессия, потому что они все созданы Богом, они все образы Божии, и это Бог так устроил, что один говорит на ингушском, другой — на русском, третий — на армянском. Один исповедует Ислам, другой — Православие, а третий еще не обрел Бога.
Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев):
Наследие святых Отцов громадно. И всегда надо знать, в каких условиях было сказано то или иное слово, для кого, с какой целью. А просто начетническое цитирование может даже исказить смысл.
Предание нарастало из столетия в столетие, как снежный ком, и не все в нем применимо ко дню сегодняшнему. Конечно, стремление сохранить прошлое не так уж плохо, но ведь суть Предания именно в том и состоит, чтобы соединить вечное Божественное Откровение с условиями жизни каждого времени, каждой эпохи.
Фарисей живет в принципиально замкнутом мире. Таким человеком руководит не живая личность Христа, а свод законов, мертвая буква. И такой человек, в отличие от святого, который во Христе имеет свободу духа, страшно несвободен, зажат системой запретов. Но обычно он не видит своего бедственного состояния, пока Господь не смирит болезнью, несчастьем или даже каким-либо падением.
Святитель ИГНАТИЙ (Брянчанинов):
Наше время – это время жизни по совету, а не по послушанию.
Преподобный ИОАНН Дамаскин:
Не все в Боге познаваемо, но не все непознаваемо. Не все познаваемое выразимо, но не все непознаваемое невыразимо.
Святитель ИОАНН Златоуст:
Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить – и смерть станет для тебя желанной.
Никто бы не оставался язычником, если бы мы были христианами, как следует.
У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего.
Христианин, ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного.
Мученик ИУСТИН Философ:
Когда говорим, что все устроено и сотворено Богом, то окажется, что мы высказываем учение Платоново; когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков; и когда учим, что души злодеев и по смерти будут наказаны, а души добрых людей, свободные от наказания, будут жить в блаженстве, то мы говорим то же, что и философы.
Священномученик КИПРИАН Карфагенский:
Быть невинным среди виновных есть уже преступление: кто не подражает худым людям, тот уже оскорбляет их.
Александр КУПРИН:
Тихое оподление души человеческой ужаснее всех баррикад и расстрелов в мире.
КОНФУЦИЙ:
Человек, чтобы быть добродетельным должен поcтупать так, как поступает стрелок из лука: если он промахивается, то ищет причину не в цели, а в себе.
Диакон Андрей КУРАЕВ:
Как я могу считать себя неудачником, если у меня нет свободного времени? Я же вижу, что мой труд нужен людям.
Можно поститься, молиться и не приблизиться к Богу. А можно всю жизнь игнорировать обряды - и точно так же к Нему не подойти.
Не стоит спорить с таблицей умножения, даже если с ней согласен твой самый заклятый враг. Человеческий мир слишком сложен. И в этом мире у нас нет стопроцентных врагов. Нет таких людей, с которыми мы были бы несогласны абсолютно во всем. Расходясь в чем-то одном, мы высказываем схожие убеждения в других вопросах.
Нет в христианстве идеи о том, что человек рожден для счастья, как птица для полета. Он, конечно, призван к этому счастью, но к нему надо восходить с огромным трудом.
Ситуация внутреннего мира имеет своего двойника: вот мир во Христе, а вот двойник – душевный комфорт. И очень легко одно принять за другое.
Старец – это человек, с которым можно молчать.
Жан де ЛАБРЮЙЕР:
Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным - значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!
Николай ЛЕСКОВ:
Если верить, что Евангелие Божественно и открывает, как надо жить, чтобы уничтожить зло в мире, то надо все так и делать, как показано в Евангелии, а не так, чтобы считать его хорошим и правильным, а самим заводить наперекор тому совсем другое: читать "оставь нам долги наши, яко же и мы оставляем", а заместо того ничего никому не оставлять, а за всякую обиду злобиться и донимать с ближнего долги, не щадя его ни силы, ни живота.
Готхольд Эфраим ЛЕССИНГ:
Равенство - самая прочная основа любви.
Эдуард ЛИМОНОВ:
Я часто слышу от них выражение: "Это ваша проблема". Вполне вежливое выражение, но оно меня очень злит. Одно время мой друг мясник Саня Красный нивесть откуда выдрал выражение "Тебе жить!" - и по всякому поводу, там где нужно и не нужно, употреблял его, произнося его философски многозначительно. Но "Тебе жить!" все-таки куда теплее. Эти слова произносятся, когда человек отказывается от дружеского совета: - Ну что, смотри сам, я пытался тебе помочь, не хочешь слушать совета, я уступаю, тебе жить.
Дмитрий ЛИХАЧЕВ:
Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.
Клайв Стейплз ЛЬЮИС:
Чем сильнее бес овладел человеком, тем меньше человек его замечает. Принцип тот же, что с пьяницей: если вы знаете, что пьяны, значит, вы еще достаточно трезвы.
Борис ЛЮБИМОВ:
С какими только мелочами, пустяками и глупостями не лезем мы к священнику, обязанному заменять нам и Фрейда, и парторга.
Епископ МАРК (Головков):
Христианское смирение не является синонимом политической пассивности, эта пассивность – комплекс советского времени. Одна из задач Церкви – преодоление этого комплекса. Отношение к власти не должно быть безразличным.
МАРК Аврелий:
Никто на свете не может помешать тебе сделаться человеком свободным, честным, помогающим ближнему и признающим над собою власть Бога.
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.
Габриэль Гарсиа МАРКЕС:
Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
Не плачь, потому, что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде, чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
Карл МАРКС:
Человек есть высшее существо для человека, следовательно категорическим императивом ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощённым, обременённым, презренным существом.
Томаш МАСАРИК:
Самый глубокий аргумент в пользу демократии - это вера в человека, в его ценность, в его духовность и в его бессмертную душу. Этически демократия является политической реализацией любви к ближнему.
Михаил МЕНЬШИКОВ:
Если народ уже развращён до плачевной степени, то мировой Промысл непременно пошлет такому народу войну. Завяжется целый ряд войн, чтобы искоренить нечестие, чтобы очистить огнем и железом гангрену духа и вновь научить падший народ быть мужественным и достойным жизни.
Мы хорошо знаем, что эта святыня народная — Родина — принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы — всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть — в земле, третья — в небе, и так как те нравственно столь же живы, как и мы, то кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы — их оживлённое сознание…
Правительство у нас, бесспорно, плохо, но не тем, что мешает жить хорошо, а разве тем, что недостаточно мешает жить дурно. Мне ни разу не случалось видеть, чтобы власть препятствовала кому-нибудь быть честным; и я множество раз видел полное равнодушие к бесчестности.
Распустившийся, истрепавшийся, ослабевший народ уже не может пожелать чего-нибудь сильно — вот основная беда народная.
Протоиерей Димитрий МОИСЕЕВ:
Произнося правильные слова "послушание", "отсечение своей воли", необходимо дополнять их тем, что всегда подразумевалось, но ныне забывается: подчинение воле Божией, но не воле другого человека.
Равноапостольный НИКОЛАЙ Японский:
Не знают еще японцы истинного Бога, но "естеством законное творят". Три доселешние няньки японского народа, каждая воспитала в нем нечто доброе: синто — честность, буддизм — взаимную любовь, конфуционизм — взаимное уважение. Этим и стоит Япония.
Валерия НОВОДВОРСКАЯ:
Если кто-то хочет культивировать рабство, пусть живет в тех странах, что это рабство исповедуют.
Надо любить или евреев, или Розенберга. Третьего не дано.
Не надо отрубать людям ноги, крылья от этого у них все равно не вырастут, а ходить они не смогут, будут калеками.
Алексей ОСИПОВ:
Если ты не победил страстей в себе, как ты дерзаешь побеждать их в других?
Заповеди есть не что иное, как свойства нормального здорового человека. Они не извне данный мне закон, это – моя природа, ее здоровые свойства.
Прежде чем кому-то поверить, сам испытай и узнай человека. Искуси человека не в смысле лукавства какого-то, а в смысле опытной проверки в многократном общении, вопросах и ответах. Только тогда с полной благонадежностью можешь принимать его советы.
Святые Отцы предлагают разное. Одни говорят, что нужно причащаться часто, а другие, что нужно причащаться редко. Кому следовать? Преподобная Мария Египетская причастилась всего один раз, а праведный Иоанн Кронштадтский причащался каждый день. Пожалуйста, будьте осторожны в подобных вопросах, здесь нельзя взять одно мнение и ему следовать, нельзя взять одного святого и ему подражать, надо исходить из своих возможностей. Причащаться стоит столько раз, чтобы не остыть, не превратиться в холодный камень.
Чудес не хули, потому что они могут быть от Бога, и не принимай, потому что могут быть и от дьявола.
Священник Филипп ПАРФЕНОВ:
Далеко не всегда сомнение – грех или неуместное чувство. Нередко оно может быть очистительным и приводить на новую ступень веры. Главное здесь – ориентация самой воли человека; важно то, ради чего человек сомневается и куда, к чему он устремлен. Яркие примеры сомневавшихся людей в Священном Писании – многострадальный Иов или апостол Фома, чьи сомнения не только не были отвергнуты, но были вознаграждены.
Константин ПАУСТОВСКИЙ:
Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.
Игумен ПЕТР (Мещеринов):
Св. отцы писали каждый про себя, про свой путь к Богу, про свой опыт стяжания Святого Духа в своей жизненной ситуации. А нам нужно, внимательно изучая их творения, познавать - не формы внешние их жизни, а те принципы, которые облеклись в названные формы, те внутренние расположения, нравственные усилия их душ, которые позволили Духу Святому "прийти и вселитися в них".
Церковь всегда нова. В своем существе она всегда опережает время, ибо в ней уже совершено воскресение Христово, в ней люди уже обретают вечную жизнь.
Феликс ПОЛЬСКИЙ:
Человек стал человеком разумным, когда научился сострадать. До этого он был человеком думающим. И не более того. Жаль, что сегодня мы наблюдаем обратный процесс: от человека разумного к человеку думающему.
Протоиерей Александр САЛТЫКОВ:
Молодежь, в некотором роде, – другой народ, хотя это наши дети и внуки... Нужно тщательно изучать опыт православных, католических и протестантских миссионеров, которые попадали в совершенно иную и часто откровенно чуждую и враждебную культурную среду. И молодежная субкультура также часто не совпадает и противоречит общепринятым и традиционным нормам. Это часто совершенно иная система ценностей, другой язык и система общения, какая-то иная этика.. Volens – nolens, Церковь должна делать шаги навстречу, какой бы непонятной и шокирующей эта субкультура ни казалась. И поначалу какие-то искажения, к сожалению, почти неизбежны.
Луций Анней СЕНЕКА младший:
Если душа видит свои недостатки, которые прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему.
Мигель де СЕРВАНТЕС Сааведра:
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Преподобный СИЛУАН Афонский:
Драгоценнее всего на свете — знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его.
Когда благодать с нами, тогда мы сильны духом; но когда теряем ее, тогда видим свою немощь; видим, что без Бога мы и помыслить хорошего не можем.
Познавшая Бога душа — во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.
СОКРАТ:
Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить ее.
Владимир СОЛОВЬЕВ:
Истинное благо России состоит в том, чтобы ко всем общественным и международным отношениям применять начала истинной религии, решать по-христиански все существенные вопросы социальной и политической жизни.
Игорь ТАЛЬКОВ:
Может, вам и хотелось наладить все сразу,
Только спешка нужна при охоте на блох,
А природа не может творить по приказу,
И, совсем уж понятно, не может и Бог.
Лев ТОЛСТОЙ:
Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою. Одни люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями, как умственной игрой, обращаются с своим разумом, как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются чужим мыслям — обычаю, преданию, закону; другие же, считая свои мысли главными двигателями всей своей деятельности, почти всегда прислушиваются к требованиям своего разума и подчиняются ему, только изредка, и то после критической оценки, следуя тому, что решено другими...
Все дело в том, ...что люди эти признают законом то, что не есть закон, и не признают законом то, что есть вечный, неизменный, неотложный закон, Самим Богом написанный в сердцах людей. От этого‑то мне и бывает так тяжело с этими людьми, ...Я просто боюсь их. И действительно, люди эти страшны. Страшнее разбойников. Разбойник все‑таки может пожалеть — эти же не могут пожалеть: они застрахованы от жалости, как эти камни от растительности. Вот этим‑то они ужасны. Говорят, ужасны Пугачевы, Разины. Эти в тысячу раз ужаснее... Все дело в том, что люди думают, что есть положения, в которых можно обращаться с человеком без любви, а таких положений нет. С вещами можно обращаться без любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо без любви; но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Таково свойство пчел. Если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. То же и с людьми. И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой. Правда, что человек не может заставить себя любить, как он может заставить себя работать, но из этого не следует, что можно обращаться с людьми без любви, особенно если чего‑нибудь требуешь от них. Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, ...занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. Как есть можно без вреда и с пользой только тогда, когда хочется есть, так и с людьми можно обращаться с пользой и без вреда только тогда, когда любишь. Только позволь себе обращаться с людьми без любви, ...и нет пределов жестокости и зверства по отношению других людей, ...и нет пределов страдания для себя...
Нам всегда кажется что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят.
Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами‑ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было не правильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие. Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающихся своею ловкостью, проституток — своим развратом, убийц — своей жестокостью. Но удивляет это нас только потому, что кружок‑атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне ее. Но разве не то же явление происходит среди богачей, хвастающихся своим богатством, то есть грабительством, военноначальников, хвастающихся своими победами, то есть убийством, властителей, хвастающихся своим могуществом, то есть насильничеством? Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше и мы сами принадлежим к нему.
Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди, как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою. У некоторых людей эти перемены бывают особенно резки.
Отвратительна животность зверя в человеке, ...но когда она в чистом виде, ты с высоты своей духовной жизни видишь и презираешь ее, пал ли, или устоял, ты остаешься тем, чем был; но когда это же животное скрывается под мнимо эстетической, поэтической оболочкой и требует перед собой преклонения, тогда, обоготворяя животное, ты весь уходишь в него, не различая уже хорошего от дурного. Тогда это ужасно.
Размножение людей есть только низшая функция человека, высшая же состоит в служении уже существующему живому.
Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, вечно бороться и лишаться, а спокойствие - душевная подлость.
Иван ТУРГЕНЕВ:
О чем бы ни молился человек - он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: "Великий Боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре!"
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.
ФОМА Аквинский:
Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра.
Мы должны молиться так, как если бы все зависело только от Бога, а работать мы должны так, как если бы все зависело только от нас.
Священник Игорь ФОМИН:
Воцерковление новообращенных христиан часто проходило с искажениями, без осознания того, что главное в Православии – изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним.
Христианство не доказуется, а показуется. Нашей жизнью, поступками, нашим отношением к ближнему. А молитва, пост – это все дела, которые Сам Господь повелел совершать втайне от других людей. Меня часто спрашивают: "Батюшка, мы приглашены в гости, но сейчас ведь пост. Что нам можно есть?" Я отвечаю: "Все, что вам положат на тарелку. Попоститесь более строго потом, когда никто этого не увидит, а уж если пришли в гости – не смейте оскорблять отказом людей, которые от всей души желают порадовать вас своим угощением".
Виктор ФРАНКЛ:
У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека - выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.
Томас ФУЛЛЕР:
Где много любви, там много ошибок. Где нет любви, там все ошибка.
Гилберт Кийт ЧЕСТЕРТОН:
Наша вера - авантюра, она похожа на детектив, где главная разгадка - в конце.
Антон ЧЕХОВ:
Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались.
Русский человек любит вспоминать, но не любит жить.
Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.
Уильям ШЕКСПИР:
За каждой вещью в этом мире нам слаще гнаться, чем иметь ее.
Протопресвитер Александр ШМЕМАН:
В каком-то смысле ничего и никогда не нужно делать "ради Церкви", а только знать, что когда мы живем и поступаем ради Христа и по Христу, тогда мы – в Церкви и Церковь.
Нам нужно внутренне освободиться, отделаться в самих себе от страха, от казенщины, от лукавства. Только тогда мы снова поймем и ощутим, что Церковь – это не организация и не авторитет, а тело, напоенное Духом, в Котором нам дана потрясающая возможность верить друг другу в свободе.
Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не "освобождают" от мира и его соблазнов. Радость – основа свободы, в которой мы призваны стоять.
Бернард ШОУ:
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
ЭРАЗМ Роттердамский:
Любовь - это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.
"безымянное":
Бесплатно - это там, где бес платит.
Если человек беседует с Богом, то это молитва, а если Бог беседует с человеком, то это шизофрения.
Мое знание пессимистично, моя вера оптимистична.
Одного человека священник упрекнул в том, что он, занимаясь торговлей, работает в воскресные дни. "Как же мне быть? – спросил торговец. – Ведь в воскресенье больше всего покупателей, а значит и дохода. А у меня большая семья, дети есть…" "А ты не торгуй в воскресенье, ежели не хочешь Божью заповедь нарушать, и – точка!" – ответил священник… И вот, скрепя сердце, торговец перестал работать в воскресные дни, и … прибыль его увеличилась вдвое.
Стал волк христианином, ходит и говорит всем: "Простите, благословите." Идет мимо заяц, он ему: "Здравствуй, заяц," тот: "Здравствуй, волк." "Ну ты меня прости, заяц, я был не прав." "Бог тебя простит, волк." Идет дальше, навстречу ему гусь, он говорит: "Ну ты меня прости, гусь, я, может быть, когда-нибудь был не прав, родственников твоих обижал и еще что-то." Гусь ему: "Шшш." Волк ему говорит: "Гусь, ну ты не гневайся, я все-таки так вот и так, прости меня, я теперь другой стал, я христианин." А гусь опять: "Шшш." Волк взял его и съел. Ему говорят: "Ты что, волк, ты же христианином стал," а тот: "А что он на святого шипит?"