В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
ФИЛЬМ "ОСТРОВ" – ЭТО КИНО О ЧЕСТНОМ, А НЕ ЕЛЕЙНОМ ПРАВОСЛАВИИ, СЧИТАЕТ ДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ
Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.
"Остров" - это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики", - поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма в интервью "Интерфаксу".
Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало "низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от "церковно-китайского языка" терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация".
"И вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это - вместе", - отметил собеседник агентства.
Одним из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал "очень правильное понимание пути святости".
"Святой - это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми", - подчеркнул собеседник агентства.
Он не согласился с мнением, что фильм П. Лунгина может быть воспринят как "лубок о православии" для неофитов, светской невоцерковленной публики.
"Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает", - отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила "скромность некоторых сцен фильма", например, исцеления бесноватой девушки - "никаких лая, летающих теней - никакой готики в дурном смысле этого слова".
Снявшиеся в "Острове" актеры, которых большинство зрителей привыкло видеть в иных амплуа, по мнению А. Кураева, точно попали в монашеские образы.
"Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки", - заявил богослов.
Само по себе появление в российском кинематографе "такого точного" фильма о православном монашестве, как "Остров", и его успех у светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо "культурологических сдвигов в кинематографе - просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи".
На один художественный и духовный уровень с "Островом", по его словам, может быть поставлен фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин". Необычность же нынешней ситуации, считает отец Андрей, в том, что подобных фильмов появилось сразу два - почти одновременно с "Островом" на экраны вышел "еще более пронзительный фильм - "Живой".
"Живой" - это как раз пример совершенно удивительного православного кино, в котором святые ругаются матом. До сих пор только персонажи фильма "Догма" пробовали так делать в порядке стеба, но здесь это не стеб. Однако чтобы понять заложенные в "Живом" православные идеи, к примеру, мытарства сорокового дня, его следует смотреть очень внимательно", - отметил А. Кураев.
Взято с jesuschrist.ru