В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||||||
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ
Один еврейский законник спросил Иисуса Христа: «Учитель, какая наибольшая заповедь?» Иисус Христос сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душой твоей и всем разумением твоим. Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36-40). Какими же делами мы должны показывать любовь к Богу и ближнему – этому учат десять заповедей, которые Бог в ветхом завете чрез Моисея дал людям. Первые четыре заповеди содержат обязанности люби к Богу, другие шесть – обязанности любви к ближнему.
Десять заповедей:
I. Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им.
III. Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно.
IV. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, суббота, Господу Богу твоему.
V. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продолжались дни твои на земле.
VI. Не убивай.
VII. Не прелюбодействуй.
VIII. Не кради.
IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
X. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его; ничего, что у ближнего твоего.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
Первой заповедью повелевает Бог познавать и почитать Его одного, веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему. Познавать Бога следует из Священного Писания, которое должно читать с благоговением как слово Божие и с молитвой об уразумении его. Изъяснять Св. Писание должно, строго сообразуясь с учением Церкви.
Грехи против первой заповеди: безбожие (кто не верит, что Бог существует), ересь (кто проповедует или принимает учение, противное учению истинной Церкви), раскол (кто не повинуется Церкви и явно отделяется от нее), богоотступление (когда отрекаются от истинной веры для житейских выгод), суеверие (кто верит в гадание, приметы и проч.), человекоугодие (когда угождают людям больше, чем Богу), человеконадеяние (когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога) и леность (особенно же к службам церковным и к молитвам).
Почитание Богоматери, ангелов и святых не противно первой заповеди, ибо мы почитаем их не как богов, но как друзей и служителей Божьих, и они своей молитвой могут испросить много благодати у Бога.
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им.
Второю заповедью запрещает Бог делать кумиров или идолов и покланяться им, как делают это язычники. Но и по отношению к нам эта заповедь имеет глубокое значение, ибо идолослужением по справедливости можно назвать всякое излишнее пристрастие к предметам, вредным для души и тела: гордость, тщеславие, сребролюбие, объядение, пьянство – все это грехи против второй заповеди, ибо гордый выше всего ценит себя и сам для себя есть как бы идол; тщеславный желает, чтобы другие его почитали больше, чем нужно; сребролюбивый все свои заботы и труды устремляет к наживе, и деньги для него – кумир, и проч.
Поклонение святым иконам и мощам не противно второй заповеди, ибо:
а) в иконах мы покланяемся не дереву, не краскам, не искусству, но изображенным на иконах ликам, возносясь мысленно к Богу и святым Его,
б) перед святыми мощами мы преклоняемся, вознося молитвы к святым, которых тела сохраняются по воле Божьей нетленными, и к Богу, прославившему их.
Иконы учреждены Самим Богом и есть изображение истинного Бога и святых Его, тогда как идолы есть изображения ложных богов и злых сил.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно.
Третьею заповедью повелевает бог почитать, как святыню, имя Его и произносить его с величайшим благоговением.
Запрещаются этой заповедью грехи: богохульства или дерзкие слова против Бога, ропот на Него, кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или поругание, ложная клятва, нарушение обетов, данных Богу, и божба.
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, суббота, Господу Богу твоему.
Четвертой заповедью повелевает Бог один день в неделю святить, т.е. проводить свято, в таких делах, которые служат только к прославлению Бога. Таким днем для евреев была суббота, что значит «покой», «отдых». Бог, окончив творение мира в шесть дней, в седьмой почил от дел Своих и людям повелел оставить на этот день все житейские дела и заботы.
В христианской Церкви празднуется как день покоя и отдыха не суббота, а воскресенье в память славного воскресения Спасителя. Шесть дней должно работать на себя и делать свои дела, а в воскресенье следует делать дела Божии: сходить в церковь, потом дома заняться молитвой и чтением священных книг, уделить из своих средств что-нибудь для бедных и в церковь, посетить больного; подобным образом нужно проводить другие праздники церковные, а также необходимо соблюдать посты.
Против четвертой заповеди грешит тот, кто в будни не делает дел своих и работает лениво, а в праздники не делает дел Божиих и проводит время бесчинно: в невоздержании, объядении, пьянстве и проч.
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продолжались дни твои на земле.
Пятой заповедью повелевает Бог почитать родителей, т.е. почтительно обходится с ними, питать и покоить их во время болезни и старости, молиться за них при жизни и поминать их по смерти. Пятая заповедь касается и всех тех, кто в каком-либо отношении заступает место родителей. Поэтому следует также почитать священников и христианских учителей, потому что они научают нас, как нужно жить, чтобы быть хорошими людьми; всех старших, ибо у них есть большой жизненный опыт, и они могут дать нам добрый совет; воспитателей и благотворителей за заботу о нас; начальников и правителей, за которых следует молиться, чтобы они руководствовались не корыстными интересами, а заботились об общем благе, исполняя волю единого Владыки мира – Бога.
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ
Не убивай.
Шестой заповедью запрещает Бог:
а) убивать, т.е. насильственно отнимать жизнь у себя (самоубийство) или другого (убийство),
б) содействовать убийству каким бы то ни было образом: приказанием, советом, помощью, укрывательством, а также невоздержанностью и другими пороками сокращать собственную жизнь,
в) вообще приносить вред ближнему делом или словом, следовательно: питать гнев и ненависть, заводить ссоры, примером или советом склонять других к греху.
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ
Не прелюбодействуй.
Седьмой заповедью запрещает Бог любодеяние или преступную плотскую любовь между мужчиной и женщиной. Этой же заповедью запрещает и все, что располагает к этому греху, например: неумеренность в пище, пьянство, бесстыдные песни, чтение дурных книг и тому подобное. Чтобы не нарушать этой заповеди, живущим в супружестве нужно быть верными друг другу, а прочим – вести целомудренную жизнь. Нарушение заповеди этой приводит к горькому извращению земной жизни и мукам в жизни вечной.
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ
Не кради.
Восьмой заповедью запрещает Бог кражу, т.е. присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другому.
Грехи против этой заповеди:
а) грабительство или отнятие чужой вещи насилием,
б) воровство или похищение чужого тайно,
в) обман, когда, например, продают худой товар под видом хорошего, скрываются от долгов, не исполняют обещанного и проч., а также укрывают вора,
г) святотатство или похищение церковной вещи,
д) тунеядство, когда получают жалование, а дела не исполняют, или когда могут трудиться, а просят милостыню, или живут за счет чужого труда, свою жизнь проводя в безделии,
е) лихоимство, когда, пользуясь затруднительным положением ближнего, берут с него больше, чем следует.
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Девятой заповедью запрещает Бог ложное свидетельство на ближнего, а также и всякую ложь: заочную клевету, несправедливое порицание ближнего, наклонность всякое дело и слово перетолковывать в худую сторону, пересказывание чужих слов с целью ссорить или смущать ближних.
Бывает ложь для шутки, когда говорят неправду не для того, чтобы повредить кому-либо, но чтобы посмеяться. И эта ложь – недоброе дело: привыкнув лгать для забавы, легко привыкнуть лгать и для того, чтобы повредить другим.
Самый же тяжкий вид лжи есть ложная присяга, ибо здесь нарушаются две заповеди: третья и девятая. А злостная клевета на человека делает часто клеветника и убийцей.
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ
Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его; ничего, что у ближнего твоего.
В предыдущих трех заповедях запрещалось самим делом вредить жизни и чести ближнего, десятою же заповедью запрещает Бог даже желать вреда ближнему, ибо от худых мыслей легко могут родиться и худые дела.
Грех против десятой заповеди называется завистью. Поэтому мы должны быть доброжелательны к ближнему и довольны своим положением, благодаря Бога за все.
Десять заповедей закона Божия нужно знать каждому истинному христианину и по ним проверять каждый день свою жизнь. Если найдем, что в течение дня мы не сделали ничего противного заповедям Божьим, то должны благодарить Бога и молить Его, чтобы Он подал нам сил и впредь не грешить; если же окажется, что мы в чем-либо нарушили заповеди, то следует принести Господу искреннее раскаяние и молить Его о прощении согрешений наших.
Всякое раскаяние должно завершаться исповедью и Св. Причащением.