В ГЛАВНОМ — единство В СПОРНОМ — свобода ВО ВСЁМ — любовь |
|||
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МИТРОПОЛИТА ЛЕНИНГРАДСКОГО И НОВГОРОДСКОГО НИКОДИМА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
(Из книги «Человек Церкви»)
Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролово Кораблинского района Рязанской области, куда незадолго до его рождения семья Ротовых переехала из Рязани, чтобы провести лето. Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем. Мать, Елизавета Михайловна, до 1927 года работала учительницей. К этому времени у них была маленькая дочь Елена. При крещении сына в Тихвинской церкви села Пехлец ему было дано имя в честь святого благоверного князя Бориса. В детские годы на воспитание Бориса оказала влияние бабушка по материнской линии Елена Николаевна, которая была замужем за протоиереем Михаилом Сионским. По окончании средней школы Борис Ротов два года обучался в Рязанском педагогическом институте. Уже в ранней юности он почувствовал призвание к церковному служению. 17 августа 1947 года Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) рукоположил его во диакона. 19 августа того же года, в день Преображения Господня, Архиепископ Димитрий совершил его пострижение в монашество с именем Никодим в честь праведного Никодима, тайного ученика Христова. Иеродиакон Никодим был причислен к Ярославскому архиерейскому дому. Впоследствии свое иноческое имя митрополит Никодим оформил и как гражданское.
20 ноября 1949 года Архиепископ Димитрий рукоположил иеродиакона Никодима во иеромонаха. Начавшееся с этого момента почти тридцатилетнее пастырское служение митрополита Никодима прошло в самых различных церковных послушаниях. В Ярославской епархии, где начинал свою службу двадцатилетний пастырь, он был священником в небольшом деревенском приходе в селе Давыдове Толбухинского района, затем служил в Переславле-Залесском и древнем Угличе.
В январе 1952 года иеромонах Никодим был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского. Через некоторое время ему определено было быть ключарем собора, а в декабре 1954 года он становится исполняющим обязанности настоятеля собора. Повседневные пастырские труды иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он заканчивает заочное обучение в Ленинградской Духовной Семинарии, а в 1955 году - также заочно - полный четырехлетний курс Академии по первому разряду. В 1959 году за представленное им курсовое сочинение на тему «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» Советом Ленинградской Духовной Академии ему присуждена ученая степень кандидата богословия.
20 февраля 1956 года иеромонах Никодим был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где вскоре стал заместителем начальника, а 25 сентября 1957 года - начальником Миссии. 31 марта 1957 года он возведен в сан игумена, а 3 ноября того же года - в сан архимандрита. С периода служения в Миссии начинается интенсивная внешнецерковная деятельность Владыки Никодима.
20 октября 1958 года начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никодим был освобожден от занимаемой должности в связи с назначением его в Управление делами Московской Патриархии. По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен Заведующим Канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня того же года одновременно и Заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений. 21 июня 1960 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод определили ему быть епископом Подольским и Председателем Отдела внешних церковных сношений. 9 июля 1960 года в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение архимандрита Никодима во епископа Подольского. Чин наречения совершали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Высокопреосвященный митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийская Православная Церковь), Преосвященные епископы - Сергиопольский Василий (Антиохийская Православная Церковь), Дмитровский Пимен и Можайский Стефан. На следующий день в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Алексием в сослужении тех же иерархов он был хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. 28 августа 1960 года Владыка Никодим назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям.
19 сентября того же года Священный Синод определил епископу Никодиму быть Председателем Издательского отдела Московского Патриархата; этот пост он занимал до 14 мая 1963 года. Вскоре, 6 октября, он назначается также Председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» и трудится на этом посту до 7 октября 1967 года.
Распоряжением Святейшего Патриарха Алексия от 22 октября 1960 года епископу Никодиму было поручено совершить отпевание почившего епископа Исайи и временное управление Ярославской епархией.
23 ноября 1960 года епископ Никодим назначается на Ярославскую кафедру. Владыка Никодим по должности Председателя ОВЦС имел также в своем архипастырском окормлении благочиния Русской Православной Церкви в Венгрии и Финляндии.
16 марта 1961 года Преосвященный Никодим становится постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 10 июня он возведен в сан архиепископа.
11 июня 1963 года архиепископ Никодим был награжден правом ношения креста на клобуке.
3 августа 1963 года - назначен Председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита.
4 августа того же года он назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября - Ленинградским и Ладожским.
С 7 октября 1967 года он носит титул митрополита Ленинградского и Новгородского.
3 сентября 1974 года к его прежним обязанностям прибавилась должность Патриаршего Экзарха Западной Европы.
В своем пастырском служении митрополит Никодим проявил себя как ревностный пастырь, с любовью заботящийся о духовном воспитании своей паствы, будь то в пределах сельского прихода, митрополии или Экзархата. Этому святому делу служат постоянно произносимые проповеди во время часто и благоговейно совершаемых богослужений, а также его архипастырские послания к клиру и пастве. Одним из примеров глубокого благочестия было его ежегодное участие в чтении и пении на клиросе вместе с духовенством за богослужениями Страстной седмицы и предпразднства Рождества Христова.
В заботе о подготовке образованного и преданного пастырскому долгу духовенства митрополит Никодим много внимания и сил отдавал Ленинградским Духовным школам. Он часто выступал перед их учащимися с лекциями по различным вопросам современной церковной жизни. Он никогда при этом не обращался к записям, и здесь сказалась его феноменальная память. В последние годы митрополит Никодим приступил в академии к систематическому чтению лекций по истории Русской Православной Церкви новейшего периода.
Занимая посты Председателя Отдела внешних церковных сношений и Председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, митрополит Никодим добился значительного углубления межправославных связей, усиления сотрудничества Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами по актуальным вопросам современной церковной жизни.
Он уделял серьезное внимание подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви и многое для этого делал.
Митрополит Никодим возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961,1963,1964 и 1968 годов.
После разработки в сентябре 1961 года на Всеправославном Совещании на острове Родос (Греция) каталога тем предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви митрополит Никодим был назначен Священным Синодом Председателем комиссии, которая на протяжении нескольких лет интенсивной работы подготовила позиции по всем темам этого каталога.
В июне 1963 года он возглавлял делегацию Московского Патриархата на праздновании тысячелетия монашества на Святой Афонской Горе.
Исключительное значение имели труды митрополита Никодима по развитию братских отношений Константинопольской и Русской Церквей.
Неоценима заслуга Владыки Никодима в спасении русского Афона. Он добился допуска в численно оскудевшую братию русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе иноков из монастырей Русской Православной Церкви.
Митрополит Никодим многое сделал для преодоления средостения между Матерью - Русской Православной Церковью - и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке (Митрополичий округ). Личным участием в переговорах между сторонами он проложил дорогу к провозглашению 10 апреля 1970 года автокефалии Русской Православной греко-кафолической Церкви в Америке, ныне Автокефальной Православной Церкви в Америке. Такова же роль митрополита Никодима в подготовке и провозглашении 10 апреля 1970 года автономии Православной Японской Церкви.
По предложению митрополита Никодима, изложенному им в докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, отцы Собора определили:
1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от23 апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшие.
Митрополит Никодим был Председателем Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, и он же председательствовал на торжественном заседании, посвященном этому знаменательному юбилею. Это было последнее участие митрополита Никодима в праздновании выдающихся событий в жизни Русской Православной Церкви.
Митрополит Никодим придал творческий динамизм экуменической деятельности Русской Православной Церкви, инициировал двусторонние богословские диалоги Русской Православной Церкви с Евангелической Церковью Германии (ФРГ), с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, с Церквами англиканского исповедания, с Римско-католической Церковью.
Получившие с 1958 года широкое развитие непосредственные отношения Московского Патриархата с Всемирным Советом Церквей в ноябре 1960 и марте 1961 года завершились переговорами Председателя Отдела внешних церковных сношений с генеральным секретарем ВСЦ доктором В. А. Виссерт-Хуфтом о вступлении нашей Церкви во Всемирный Совет Церквей. На Третьей Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года архиепископ Никодим возглавил делегацию Русской Православной Церкви. На этой Ассамблее наша Церковь была принята в члены Всемирного Совета Церквей, а архиепископ Никодим избран членом его Центрального Комитета. На III, IV и V Ассамблеях Всемирного Совета Церквей он возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 год он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов Всемирного Совета Церквей, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.
Свою архипастырскую, межправославную и экуменическую деятельность митрополит Никодим неразрывно сочетал с миротворчеством, будь то в отношениях Русской Православной Церкви с Поместными Православными и неправославными Церквами или с экуменическими советами.
Активна была роль митрополита Никодима в становлении и развитии Христианской Мирной Конференции - движении, в деятельности которого он принимал участие с 1960 года.
Митрополит Никодим многое делал для развития сотрудничества в патриотической и миротворческой сторонах деятельности Церквей и религиозных объединений СССР. Он был Председателем Подготовительного комитета Конференции последователей всех религий в СССР «За сотрудничество и мир между народами», имевшей место в Троице-Сергиевой Лавре 1-4 июля 1969 года, и руководил работой этого межрелигиозного форума.
Время руководства митрополитом Никодимом внешней деятельностью Русской Православной Церкви было периодом ее бурного развития. Своей творческой энергией и неутомимым трудом, опираясь на святоотеческие традиции и церковно-исторический опыт и получая вдохновение из глубин своей веры, митрополит Никодим создает новую динамичную модель внешних церковных сношений. Яркую оценку этой его деятельности дал Святейший Патриарх Пимен в своем письме митрополиту Никодиму от 15 апреля 1976 года в связи с тридцатилетием образования Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Сердечно приветствуя митрополита от имени Священного Синода и своего, Святейший Патриарх особо отметил, что предметом неустанных трудов и попечений Владыки было созидание и укрепление всеправославного единства, того единства, без которого невозможна жизнь Православных Церквей и подлинная любовь и единомыслие в их служении разделенному миру. «Тот авторитет, - продолжал Святейший Патриарх, - которым Вы пользуетесь в православном мире, является признанием Ваших трудов и заслуг». Далее Святейший Патриарх подчеркнул, что митрополит Никодим «в своих многочисленных встречах и дискуссиях с нашими инославными братьями» всегда проявлял «открытость к диалогу любви при терпеливом подходе, вместе с тем проявляя присущую ему православную принципиальность». Касаясь патриотической и миротворческой деятельности митрополита, Святейший Патриарх заявил: «В этом служении Вы являете собой пример последовательного и мужественного проповедника идеалов мира, справедливости и сотрудничества». С особой благодарностью Святейший Патриарх отметил, что митрополит Никодим всегда был мудрым наставником, воспитателем и руководителем многих молодых тружеников на ниве церковной, в своем служении Святой Церкви зажигающихся его примером. За период своей архипастырской деятельности митрополит Никодим участвовал во многих епископских хиротониях, а также и сам возглавлял их. Знаменательно, что первая архиерейская хиротония, которую он возглавил в сане архиепископа Ярославского и Ростовского, была совершена 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском соборе, когда архимандрит Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) был посвящен во епископа Таллинского и Эстонского.
Труды митрополита Никодима неоднократно были отмечены Священноначалием Русской Православной Церкви дарованием ему высших иерархических отличий. 12 апреля 1970 года он удостоен права ношения второй панагии, 17 июня 1971 года - права служения с предносным крестом. Он был награжден церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени.
Его деятельность была отмечена орденами многих Поместных Православных и инославных Церквей, ему были пожалованы также государственные ордена Греции, Ливана и Югославии.
Митрополит Никодим активно участвовал в работе светских миротворческих организаций. Он являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Он участвовал в Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе, имевшей место в Брюсселе в июне 1972 года.
Даже простое перечисление этапов деятельности Владыки Никодима вызывает удивление: как это все было под силу одному человеку, сочетавшему обширнейшую внутри- и внешнецерковную деятельность с богословскими трудами?
15 апреля 1970 года за диссертацию о понтификате папы Иоанна XXIII, защищенную им в Московской Духовной Академии, митрополиту Никодиму была присвоена степень магистра богословия, а 6 февраля 1975 года Советом Ленинградской Духовной Академии -степень доктора богословия за совокупность его богословских работ. Отмечалось, что «все произведения автора отличаются широтой диапазона в раскрытии исследуемых вопросов, а его богословские концепции и суждения свидетельствуют об огромной эрудиции и высоком уровне его богословского потенциала» («ЖМП», 1975, № 6, с. 8). Его богословские труды систематизированы в еще не изданном «Собрании сочинений» в пяти томах.
Следует добавить, что любовь митрополита Никодима к церковному гимнотворчеству отразилась в составлении им нескольких последований святым угодникам Божиим.
Научные заслуги митрополита Никодима признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. Почетной докторской степени он удостоен Софийской Духовной Академией имени святого Климента Охридского. Он являлся почетным членом Ленинградской и Московской Духовных Академий, а также ряда зарубежных духовных академий и богословских факультетов. Митрополит Никодим был также доктором богословия нескольких экуменических протестантских богословских факультетов.
Не следует забывать, что весь этот титанический труд совершал человек, страдавший тяжелым сердечным недугом. Глубокое благочестие и твердая вера митрополита Никодима нашли выражение во время его болезни в решительном нераспространении предписанного ему врачами строгого лечебного режима на богослужения. Сразу же после первого инфаркта в келий митрополита Никодима был сооружен престол. Болящий ежедневно участвовал в богослужениях и причащался. Когда же он смог возобновить активную деятельность, то каждый день начинал с совершения Божественной литургии в своих Крестовых храмах в Москве или Ленинграде, а во все свои поездки брал с собой запасные Святые Дары, черпая силы в причащении Святых Тайн Христовых.
В 1972 году после перенесенного инфаркта митрополит Никодим подал прошение Святейшему Патриарху и Священному Синоду об освобождении его от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Эта просьба Владыки была уважена. Однако он продолжал труды на посту Председателя комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Вместе с тем состояние здоровья митрополита Никодима продолжало ухудшаться.
После перенесенного в октябре 1975 года пятого инфаркта врачи категорически потребовали от митрополита Никодима резко сократить объем работы.
В ноябре 1976 года Священный Синод удовлетворил просьбу Высокопреосвященного Никодима, назначив ему в помощь в должности заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы епископа Выборгского Кирилла. Одновременно Владыка Никодим направил просьбу руководству Христианской Мирной Конференции об ограничении круга его обязанностей в этой организации, которая была удовлетворена на заседании рабочего комитета ХМК 22 апреля 1977 года. Но и после этого митрополит Никодим продолжал интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управляя Ленинградской и Новгородской епархиями и Западноевропейским Экзархатом, окормляя Ленинградские Духовные школы.
В последние годы жизни, невзирая на недуг, митрополит Никодим также участвовал и в различных богословских собеседованиях, осуществлял широкую переписку.
В связи с кончиной Папы Павла VI решением Священного Синода от 7 августа 1978 года было решено на его погребение направить делегацию Московского Патриархата во главе с митрополитом Никодимом.
9 августа митрополит Никодим прибыл в Рим, 12 августа он вместе с представителями других Поместных Православных и инославных Церквей присутствовал на отпевании Папы Павла VI.
Митрополит Никодим и архимандрит Лев (Церпицкий), входившие в состав делегации согласно определению Священного Синода от 29 августа 1978 года, должны были представлять Русскую Православную Церковь и на торжествах интронизации нового Предстоятеля Римско-католической Церкви.
3 сентября митрополит Никодим вместе с представителями других Церквей присутствовал на интронизации Папы Иоанна Павла I.
5 сентября Папа Иоанн Павел I принимал делегации некатолических Церквей и христианских организаций. В этот день во время приема у Папы Иоанна Павла I последовала кончина митрополита Никодима.
8 сентября гроб с телом усопшего был доставлен в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где 10 сентября совершено отпевание покойного.
Погребен митрополит Никодим на братском кладбище Александро-Невской Лавры.
Взято с www.vladimirsobor.spb.ru