Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Александр Пономарев
ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА

Чтобы совершилось всеобщее воскресение людей в бессмертных преображенных телах - для этого должно придти второй раз Христу (Второе Пришествие). Пришествие Христа, сроки коего знает только Отец (Мф. 24; 36), знаменует собою конец истории (Мф. 25; 31). Христос же придет, когда Его не будут ожидать (Мф. 24; 42-44), "как тать ночью" (1 Фес. 5; 2- 3). Чтобы осуществился Суд (Ев. 9; 27), необходимо воскресить умерших на тот момент; посему, при Пришествии Господа умершие воскреснут в бессмертных телах (1Кор. 15; 53) при гласе Архангела (1 Фес. 4; 16) и при последней (1 Кор. 15; 52) трубе Божией (1 Фес. 4; 16). Сразу после того, как воскреснут мертвые, преобразятся в мгновение ока (1 Кор. 15; 52) еще на тот момент живущие (1 Фес. 4; 17). Все это - и воскресение умерших, и преображение еще живущих - произойдет после того, как вострубит последняя труба (1Кор. 15; 52). Предсказание Господа: "и пошлет [Сын Человеческий, т.е. Христос] Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Мф. 24; 31) дает краткую общую картину этого момента.

Апостол Павел так напряженно ожидал Второго пришествия, что считал, что он не успеет умереть к тому времени. "Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15; 52). "Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не упредим умерших" (1 Фес. 4; 15). "Мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых" (1 Фес. 4; 16-17). Это напряженное ожидание было таким сильным, что Павел даже призывает тех, кто может откликнуться на его слово, не жениться: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я" (1 Кор. 7; 8). "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие" (1 Кор. 7; 29), ибо "женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7; 33), а "неженатый заботится о Господе, как угодить Господу" (1 Кор. 7; 32).

Чтобы осуществилось воскресение тела (нетленного), необходима смерть тленного тела (1 Кор. 15; 36). Мы будем носить в преображенных телах образ небесного, т.е. воскресшего Христа, как ОН явился апостолам (1 Кор. 15; 47), как до воскресения мы носим образ перстного, т.е. Адама (1 Кор. 15; 48). Воскресение необходимо, чтобы "наследовать" Царствие Божие, ибо тление (т.е. наша плоть до преображения) не наследует нетления (т.е. Царства Божия // 1 Кор. 15; 50). Итак, если наши тела не воскреснут, то и дорога в Царствие Небесное нам закрыта. В Царствии Небесном воскресшие люди не женятся, не выходят замуж, а пребывают "как ангелы на небесах" (Мф. 22; 30) - т.е. ведут совершенно иной образ жизни.

По воскресении будет суд над всеми людьми (Мф. 25; 32 // От. 20; 11-15), после чего воскресшие преображенные будут восхищены "в сретение Господу на воздухе", т.е. в Царствие Божие (конечно те из людей, кто удостоится этого), где и будут всегда с Ним (1 Фес. 4; 17). Христос, "когда одолеет всех врагов (1Кор. 15; 24-5) и последнего врага - смерть" (1 Кор. 15; 26), "передаст Царство Отцу" (1 Кор. 15; 24). Это и будет подлинный конец истории (1 Кор. 15; 24). И Сам Сын "покорится" Отцу и "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15; 28) - т.е. наступит Царствие Небесное - конечная цель существования человека.

Второе пришествие Господа, воскресение мертвых и преображение живых будет сопровождаться вселенской катастрофой: "Придет же день Господень как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3; 10), [новый перевод[1] дает более яркое представление: "стихии же раскаленные будут расплавлены, и земля и все дела на ней будут сожжены"; Господь в беседе с учениками о конце мира дал такие подробности, по-разному передаваемые евангелистами: "И будут знамения в солнце, и луне, и звездах" (Лк. 21; 25), а именно: "солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба" (Мк. 13; 24) и "силы небесные поколеблются" (Мф. 24; 29), и "море восшумит и возмутится" (Лк. 21; 25)], а пока что "нынешние небеса и земля…сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков" (2 Пет. 3; 7). Эта катастрофа увенчается преображением вселенной: "По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (1 Пет. 3; 13).

Таким образом, Воскресение - это не только воскресение и преображение тела человека, предполагающее сначала его смерть (преображение живущих вероятно будет в виде мгновенного умирания и такого же мгновенного воскрешения), но и воскресение, и преображение земли и неба, всей вселенной вообще, которая также должна предварительно погибнуть.

Итак, катастрофа приведет к новому небу и новой земле: "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба" (Отк. 21; 1-2). "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Отк. 21; 5).

Апостол Павел, будучи восхищен до "третьего неба" (2 Кор. 12; 2-4), не может передать словами, что он там видел. Мы же знаем лишь то, что в раю не будет ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (От. 21; 4), и ничего уже не будет проклятого (От. 22; 3); а "побеждающий" будет сыном Самому Богу (От. 21; 7). О содержании вечной жизни в воскресении можно получить некоторое представление из других слов апостолов: "Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Ин. 3; 2). "И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их" (Отк. 22; 4). "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13; 12). Сам Господь определяет вечность как богообщение: "Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17; 3). Естественно мыслить Царствие Небесное как Новый Иерусалим в Откровении Иоанна Богослова: "Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец [т.е. Иисус Христос]" (Отк. 21; 22).

В Откровении Иоанна Богослова упоминается еще "воскресение первое" (От. 20; 5) - до прихода диавола, до Суда и до воскресения всех умерших. Говорится, что при этом "ожили" те из умерших смертью первой (т.е. смертью тела; тайнозритель видит души), кто был "обезглавлен" за свидетельство Иисуса и за слово Божие (От. 20; 4). "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (От. 20; 4-5). Первое воскресение имеет место до прихода сатаны в мир, ибо тот будет освобожден на малое время (От. 20; 3) после окончания "тысячи лет" (От. 20; 7).

"Тысяча лет", согласно (древнейшему из дошедших до нас) толкованию Андрея Кесарийского, означает время от Рождества до прихода Антихриста[2]. Таким образом, воскресение первое, по-видимому, символизирует предрайское состояние душ умерших - до всеобщего воскресения тел, до Суда и наступления Царствия Небесного (ибо, как уже было показано, нельзя войти в рай не воскреснув). Они записаны в книге жизни; это - живые для Христа, ищущие Его. Души прочих, не имеющих участия в воскресении первом, по-видимому, находятся в предадовом состоянии. Они называются "не ожившими", ибо не имеют жизни в Боге, не стремятся к Нему, не любят Его, в течение "тысячи лет" блюдутся ко дню Суда (2 Пет. 2; 9) и на Суде отойдут в смерть вторую (2 Пет. 2; 3 // От. 20; 13-15). "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти" (От. 20; 6).

"И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (От. 20; 12). Противоположность Царствию Небесному составляет "озеро огненное и серное", куда повергается даже "смерть и ад" (От. 20; 14) и сам сатана (От. 20; 10). Это ад в бесконечности, "в квадрате" - смерть вторая. Слово "ад", греческое <…>, происходит от <…> и <…> (вид, видимость[3]) - место, лишенное света, мрачное, в котором ничего не видно[4]. В ветхозаветной части Библии "ад" передается словом <..> "шеол", от корня <..> "шаал" /"спрашивать", стоящем в форме отглагольного существительного, буквально "вопрошание". Отсюда же и имя Шауль (в русской традиции Саул или Савл), "испрошенный". Шеол, таким образом, это место, где задают вопросы… "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (От. 20; 15).

Впечатляет в этом отношении сошествие Христа в преисподнюю и Его проповедь там умершим: "ОН и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал" (1 Пет. 3; 19). "Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Пет. 4; 6). Господь озаботился, чтобы и умершие к тому времени смертью тела, смертью первой, получили возможность избежать смерть вторую и, таким образом, присоединиться к Церкви небесной, царствующей с Ним "тысячу лет", уже находясь по ту сторону, т.е. можно утверждать, что Евангелие было донесено до всего человечества в целом. Мы, живущие, слышим благую весть при жизни в этом мире - а дальше все зависит от нашего выбора - в воскресение второе или вторую смерть. У них тоже была возможность выбора дальнейшей участи - все справедливо. Это очень важное догматическое место в Писании, на котором отчасти основываются молитвы Церкви земной за усопших, и промышление Божие открывается с новой стороны. Итак, всякий человек проходит через смерть первую - но не всякий избегает смерть вторую.

Отец Георгий Флоровский однажды задался вопросом: "что войдет в "вечность" (т.е. "рай") из истории. Я установил принцип: человеческая личность в полноте ее конкретных данных и, стало быть, все личные соотношения: дружба, любовь. В этом смысле и культура, так как отпадение культурного облика в человеке его бы обезличило. Личность без конкретного культурного облика была бы только обломком человека. С другой стороны, ничто "объективно-историческое" в вечность не войдет: нация как таковая, демократия, социализм - поскольку они неличны или безличны… У меня из всех "социальных категорий" в вечность входила только Церковь"[5].

Как видно из самого замысла о воскресении тела, вне тела, без тела невозможно и помыслить человеческую личность. Поэтому "мы не даем названия "человек" отдельно душе или телу, но тому и другому одновременно, ибо весь человек был создан по образу Божию", - говорит великий святой Григорий Палама (XIV век). "Тело призвано вместе с душой участвовать в неизреченных благах будущего века… ибо и у тела есть опытное постижение вещей божественных, когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены".

В воскресении человек получает новое - духовное, преображенное - тело, которого свойства известны по сопоставлению с телом воскресшего Христа: оно не подчинялось законам этого мира (голод, хотя Господь и вкушал пищу для убеждения апостолов, усталость, разложение), Господь мог проходить сквозь стены - и тем не менее, оно оставалось реальным телом, апостолы могли прикоснуться к нему и даже к его ранам. В воскресении не будет времени ("и ночи там не будет" От. 22; 5) и пространства - старых земных условий - и поэтому не будет разницы возраста, если вообще понятие возраста здесь уместно. Надо полагать, люди будут "одного возраста". Естественно сохранится и пол каждого человека, так как понятие личности напрямую связано не только с телом, но и с тем или иным полом.

Итак, "жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (От. 22; 17), а "неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится" (От. 22; 11). "Аминь, гряду скоро!" (От. 22; 20).

Аминь, гряди, Господи Иисусе!

__________
Примечания:

[1] Перевод группы еп. Кассиана, (1970): «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа», М, РБО, 2001.

[2] Лев Тихомиров «Религиозно-философские основы истории», М, 1998, с. 552.

[3] Greek-English dictionary of the New Testament, UBS, Stuttgart, 1993, p.

[4] Преподобный Иустин (Попович) «Догматика Православной Церкви: Эсхатология», М, 2005, с. 55.

[5] Протоиерей Георгий Флоровский «Восточные отцы IV-VIII веков», ТСЛ, 1999, приложения, с. 36.

Взято с www.rusk.ru
Размещено 24.05.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz