Юзеф Дремлюг
СЕКТЫ: УГРОЗА РЕАЛЬНА

Сегодня можно часто встретить мнение, что все религиозные течения в равной степени способствуют духовному и нравственному оздоровлению общества. Сторонники неограниченного "религиозного плюрализма" выступают за создание для всех без исключения религиозных групп равных возможностей в распространении учения и привлечении новых последователей. При этом любая попытка помешать пропаганде даже наиболее одиозных сект воспринимается как ущемление свободы совести (если эта попытка исходит от светских организаций) или как борьба с конкурентами (если антисектантскую деятельность осуществляет религиозное сообщество). К сожалению, подобные взгляды существуют и в христианской среде.

Несомненно, религиозная свобода должна присутствовать во всяком обществе, желающем называться демократическим. Однако следует помнить, что любая, в т. ч. религиозная свобода вовсе не равняется анархии и беспределу. В этом вопросе мы выступаем не только с христианских, но и с общечеловеческих позиций.

Так, противники любого ограничения религиозной (в т. ч. сектантской) пропаганды нередко забывают о самих сектантах – людях, обманом вовлеченных в секты, чьи судьбы искалечены благодаря неправильно понятой религиозной свободе. Сколько сотен жизней унесли преступные организации, действующие под религиозными вывесками! Секта "Народный храм" 18 ноября 1978 года погубила 900 своих последователей. "Ветвь Давидова" 9 апреля 1993 года обрекла на смерть 90 сектантов. "Храм Солнца" в 1995 году толкнул на самоубийство 25 своих членов. А секта "Аум Синрике", устроившая газовую атаку в токийском метро? Примеры можно продолжить...

Так существует ли проблема сект? Или это лишь выдумка фанатичных последователей ортодоксального христианства? На наш взгляд проблема сект и нетрадиционных религиозных течений существует вполне реально. И эта проблема как нельзя более остро стоит сейчас в России. Подтверждением этому является повсеместное распространение сект на всей территории бывшего Советского Союза. Помимо сект иностранного происхождения, таких как "свидетели Иеговы", "мормоны", "мунисты" и др., развернувших в России небывалую по масштабам пропаганду, по всей стране постоянно возникают свои доморощенные секты, не уступающие западным и восточным по активности вербовки новых адептов. Многолетнее господство государственного атеизма породило духовный вакуум, который теперь стремятся заполнить представители всевозможных сект, нетрадиционных религиозных и парарелигиозных группировок. "Белое братство", "Богородичный центр", "Община единой веры" Виссариона и другие подобные им организации стремительно расширяются, распространяя свои идеи преимущественно среди молодежи и подростков. Это становится возможным благодаря почти полной неинформированности большинства населения в вопросах религии. Играет свою роль также склонность нашего общества впадать в крайности, когда запрет на всякую религиозную деятельность сменился поощрением полного религиозного хаоса. Этим активно пользуются сектантские "миссионеры" – ведь, прикрываясь лозунгом свободы совести, любая, даже самая изуверская секта, может заниматься вербовкой новых членов на улицах города, у стен школ, а иногда и в самих школах, организуя беседы и уроки "религиоведения", "духовности" и т. п. В результате мы видим разрушенные семьи, переполненные психиатрические лечебницы и слезы матерей, чьи дети ушли из дома под влиянием различных псевдорелигиозных группировок.

Секты опасны прежде всего тем, что разрушают человека как личность, превращая его в послушного исполнителя воли руководителя группы. Человек, попавший в зависимость от секты, совершенно отрывается от своей семьи, друзей и общества в целом, ибо в представлении секты, все, что находится вне ее является дьявольским, греховным и нечистым. Настраивая неофита против привычного уклада жизни, руководители организации стремятся к тому чтобы человек отрекся от всего, что связывает его с внешним миром, и существовал только в замкнутом мирке секты. Постоянное психологическое давление, оказываемое на членов данной группы превращает их в фанатиков, неспособных самостоятельно мыслить, принимать решения, адекватно оценивать приказы "наставников". Такие люди не просто вычеркиваются из жизни общества – они могут представлять серьезную угрозу для окружающих, ибо даже преступление, освящаемое и благословляемое главой секты, перестает быть для них преступлением. Напротив, каждый сектант почтет за благо исполнить любой самый извращенный каприз своего "гуру", будучи уверен, в том, что исполняет "Волю Бога" (История изобилует подобными примерами).

Не приходится уже и говорить о том, что психическое и физическое здоровье самих сектантов постоянно находится под угрозой. Постоянное недоедание, ограничение сна и отдыха, многочасовые медитации, проповеди, "миссионерские задания" истощают членов секты физически и духовно и способствуют еще большей зависимости от руководителя группы.

Возрастные особенности психики облегчают вовлечение в секты детей и подростков. Подросток с еще несформировавшимися убеждениями, доверчивый, лишенный доли здорового скепсиса, присущего взрослым людям, может стать легкой добычей сектантских проповедников. Особенно же это относится к педагогически запущенным детям, чувствующим себя лишними и ненужными. Сектантские "агитаторы", уверяющие такого ребенка, что он избран для великой миссии, имеют все шансы на то, что он последует за ними.

Несомненно, задачей каждого порядочного человека (а особенно христианина) является противостояние злу, каковым являются и секты. Для этого необходимо вести просветительскую работу, проводить беседы со школьниками об опасности подобных групп, разъяснять различия между традиционными религиями и сектантскими псевдодуховными течениями...


(Полностью статья опубликована
в Информационном Вестнике
Общества "Militia Dei" № 4, апрель 1996 г.)

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz