Примечания:

[1]..Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 54.

[2]..Слово "миро" имеет несколько значений. Одно из них обозначает искусственный состав из различных благовонных веществ, который после освящения употребляется в церковном таинстве миропомазания. Другое значение - маслянистая влага, образующаяся сверхъестественным образом на иконах или святых мощах. Лабораторные анализы показывают, что это жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что "это самые настоящие слезы." Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней "из ничего." В широком смысле слова в современной литературе под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах.

[3]..[Евгений Поселянин]. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому: [В 2 кн.]. Коломна, 1993. Кн. 1. С. 385-388.

[4]..Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд. Западноевропейского экзархата. М., 1989. С. 410.

[5]..Он описан, в частности, в книге архиеп. Харбинского Мефодия (Герасимова) "О знамении обновления святых икон" (Харбин, 1925; М., 1999).

[6]..К настоящему времени сделаны попытки обобщить этот опыт, собрать и систематизировать свидетельства, рассказать о наиболее впечатляющих случаях. См., например: Любомудров А.М. "Знамения Божии от святых икон. 1991-" (СПБ., 1997); цикл статей В.А. Саулкина ("Православная беседа, 1997, № 1, 2, 3), А.Г.Вигасиной ("Даниловсий благовестник, 1997, №9) и др. В 1999 г. в Москве при Православном университете создана группа по изучению чудесных явлений от икон, а 27-28 января 2000 г. в рамках VIII Рождественских чтений состоялась конференция, специально рассматривавшая данную тему.

[7]..Чудо мироточения нужно воспринимать в связи другими знамениями, происходящими в эти же годы. Это обновления икон, их чудесные обретения (тема, заслуживающая отдельного интереснейшего исследования); чудеса от мощей святых; знамения стихий (например, гроза с градом на Пасху 1993 г. (в этот день в древнейшей обители России, Оптиной Пустыни, были убиты три монаха), ураган в Москве в ночь на праздник всех российских святых 21 июня 1998 г.).

[8]..Михаил Помазанский, прот. О вере. Апологетические заметки // Град-Китеж. М. 1992. № 7 (12). С. 28.

[9]..Мефодий (Герасимов), архиеп. О знамении обновления святых икон. М.,С. 180.

[10]..Again. Изд. Антиохийской Православной Миссии. Бен Ломонд (Калифорния). 1995. Т. 18. № 3. С. 16-18.

[11]..The Jerusalem Post. . 26 нояб.; Православный мир. 1997. № 1. С. 41-43.

[12]..Православный мир. 1997. № 2. С. 42-43.

[13]..См., например, кн: "Светильник веры и благочестия. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Житие. Новые чудеса. Акафист" (СПБ., 1998) и др.

[14]..Мелешко Кирилл, прот. Новое чудо Богородицы // Православная Москва. . № 9. С. 1.

[15]..Мы оказались недостойны этого чуда... Из интервью Иосифа Муньоса журналу "Православная Русь" (1992) // Вертоград-Информ. 1998. № 10. С. 14-15.

[16]..Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им. М., 1993. С. 132-133.

[17]..Вязовский И. Знамение в Иваново // Вера-Эском.№ 335; 337.

[18]..Там же. № 337. С.9.

[19]..Там же. С. 11.

[20]..Там же. № 335. С. 11-12.

[21]..Стенограмма телевизионной программы "Вести" 4 марта 1999 г., адрес в Интернете www.indi.ru/private/RTR/V_03.htm.

[22]..Инокиня Марина (Смирнова). Чудо в монастыре // Ревнитель Православного Благочестия. Барнаул,№. 12.

[23]..В периодике, в том числе православной, уже высказывались опасения по поводу тенденции, наблюдающейся в связи с Ивановским феноменом (Вертоград-Информ.№ 4. С. 34; Народная газета. 2000. 10 февраля. С. 3).

[24]..Духовная брань. С. 113

[25]..Цит. по: свт. Игнатий (Брянчанинов). О чудесах и знамениях. СПБ., 1990. С. 20-21.

Hosted by uCoz