В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Владимир Крупин
РУССКИЕ ЗЛАТОУСТЫ

Светильник не скроешь - эта евангельская истина невольно вспоминается при мысли о судьбе недавно почившего схиархимандрита Иоанна (Маслова). Совсем молодой по возрасту, отец Иоанн был одним из старцев Глинской пустыни. Когда при хрущёвских гонениях на Церковь пустынь закрыли, отец Иоанн преподавал литургику и пастырское богословие в московских духовных школах. Окончил земной путь в Сергиевом Посаде, и только после кончины стало известно, что он был схимником. Он был великим молитвенником, опытным путём прошёл путь духовного постижения Божественных истин.

Одна из его духовных дочерей принесла в дар журналу "Москва" прекрасно изданную Московским патриархатом книгу отца Иоанна "Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении". Но прекрасно издана - это одно, а каково содержание? На титуле значилось, что это магистерская диссертация. Что и говорить: слово "диссертация", да еще и "магистерская", повергало в уныние. Уж настолько мы приучены к тому, что если что-то научное, особенно в гуманитарных науках, то обязательно скучно. Тем более не могла не возникнуть известная фраза: "Не хочу о Чехове, дайте Чехова!" Ведь сейчас творения святителя Тихона переизданы и стали доступными для широкой читательской аудитории.

Но стоило раскрыть тяжелые створки книги отца Иоанна, как все возражения улетучились и наступило благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников - святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало наследие задонского святителя.

Перед нами не научный труд - перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами. Путь святителя Тихона описан так увлекательно, будто видишь его детство и отрочество, присутствуешь при его пастырских беседах. Вот он оставляет архиерейскую кафедру и добивается перевода в монастырь. А там выдерживает несправедливые притеснения и всё-таки не уходит. Он сам рубил дрова, топил печь, косил траву, копал грядки, и дела эти были радостны ему. "Кто в праздности живёт, тот непрестанно грешит", - повторял святитель. Вспомним и самого отца Иоанна, великого труженика.

Но возьмём для себя сегодня раздел о страстях человеческих.

Цитата из труда отца Иоанна: "Человек, попавший под влияние какой-либо страсти, становится неспособным владеть самим собой: она парализует все силы его души. Грешник подвергается духовному ослеплению и доходит до того, что уже не замечает в себе этого опасного состояния, почему и не заботится, чтобы избавиться от него".

Заслуга отца Иоанна в том, что он привёл в систему высказывания святителя, разбросанные по разным источникам, записанные и переданные различными людьми. Более того, он осовременил труды святителя Тихона. Это тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранён смысл высказывания и он сделан более доступным для понимания современников.

Грех гордости "сделался всеобщим и глубоко вкоренился в природу человека… Опасность этого греха заключается ещё и в том, что он скорее других грехов удаляет человека от Бога… самообоготворение в человеке сочетается с полным непослушанием и противлением Творцу…". Как бороться с грехом гордыни? Человеку, пленённому гордостью, следует искать избавления от этого только в познании самого себя и в христианском смирении.

Грехом зависти "смерть вниде в мир". Отец Иоанн пишет: "Приводя слова блаженного Августина: "Зависть есть дщерь гордыни; умертви матерь, и дщерь её погибнет", Святитель говорит, что человек, подверженный зависти, в то же время бывает одержим и гордостью, потому что таковой не может терпеть, дабы кто был равен ему по достоинству…

Любовь, которая, по словам апостола Павла, "не завидует", способна искоренить зависть. В ком есть любовь к Богу и людям, "в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть".

Исследуя тяжкий грех сребролюбия, все святые отцы Церкви повторяют вслед за Иоанном Златоустом: "Сребролюбие все беды в свете производит". Если страсть сребролюбия не пресечь, "она опустошит и уничтожит в душе все добрые и богоугодные начинания, а водворит в ней всё извращённое и мерзкое". Отрезвляющим средством против пагубного сребролюбия может служить память о том, что никто не может взять с собой что-нибудь в вечность: "гроб нищего так же мал, как и богатого".

Всё исследовано святителем Тихоном и всё в данной книге изложено отцом Иоанном ясным, простым языком, безо всякого нажима, без тенденций, с той степенью правоты, когда она бесспорна и спасение единственно только в истинах, выстраданных самой жизнью, прожитой по Божиим заповедям.

Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой душевное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается ясностью. Кроме исследования трудов и дней святителя Тихона включает и статьи отца Иоанна (Маслова), служащие образцом соединения научного анализа, практической необходимости данной книги для повседневной жизни и занимательности чтения.

Взято с www.lgz.ru
Размещено 06.03.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz