Протоиерей Всеволод Чаплин
РОССИЯ НЕ ДОЛЖНА СТЕСНЯТЬСЯ СВОЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Из выступления на Международной конференции "Русская политическая культура и формирование политических культур стран Евразии" в рамках Летнего интеллектуального Форума, Волынское, 30 июня 2006 г.

В русской политической культуре есть одна очень важная составляющая, которая в некотором смысле отличает ее от пока еще доминирующей в мире западной культуры и сближает с некоторыми другими политическими культурами. Идеал единства народа и власти, единого народа и единой власти. Разделение на партии, коммерческая и политическая конкуренция и даже разделение властей в каком-то смысле для нашей политической культуры, как я считаю, является достаточно чуждым. Можно сказать, что идея балансирования расходящихся интересов через их столкновение и через их взаимоисключающее подчеркивание, сама идея конкуренции, как двигателя прогресса, свойственная не для большинства политических культур мира, а максимум для десяти процентов населения планеты. И все это происходит на фоне того, что эти десять процентов населения планеты теряют власть - в силу того, что остальная часть этого населения начинает осознавать свои интересы, свою инаковость. И все более и более настойчиво требует своей доли в разделе мирового пирога.

Это требование достигло своего апогея в 2000 году, мы знаем о некоторых процессах, которые происходили в ВТО, которые происходили в ООН, когда требования третьего мира практически дошли до уровня требования смены власти в этих организациях. Ситуация немножко изменилась после 11 сентября 2001 года, но, так или иначе, к этой ситуации мир будет вновь и вновь возвращаться. Поэтому вопрос о том, какая культура является нормативной, какая культура является доминирующей, какая культура является эталонной для тех или иных частей мира, все чаще и чаще будет вставать. И я думаю, что в течение ближайших пяти - десяти лет этот вопрос будут решаться иначе, чем он решается сейчас. Он не будет решаться явочным порядком. Нам не нужно стесняться своей политической культуры. Нам не нужно бояться декларировать какие-то вещи, даже если они не совпадают с уходящей политической культурой, доминирующей из единого центра. При этом, конечно, никто не должен утверждать, что в нашем обществе или в любом обществе нет равнодействующих интересов, но у нас есть своя система гармонизации этих интересов.

Мы говорим не о противостоянии, а именно о гармонизации, о том, что, в отличие от западной культуры, мы не стремимся к вечному столкновению, а стремимся к примирению на основе консенсуса, когда общество вместе с властью могут сказать себе и друг другу: мы отставляем в сторону наши интересы, ради того, чтобы служить более высоким идеалам и ценностям национального уровня и планетарного уровня. Мне кажется, что это ощущение важности единства единого народа и единой власти, это то, что до сих пор абсолютно ясно присутствует в культуре всех народов, которые составляют историческую Россию, и которые сегодня живут в новых государствах, возникших на месте Советского Союза. При максимальном уважении к независимости этих государств, следует учесть, что православная и исламская составляющая русской политической культуры, светская составляющая русской политической культуры, сама природа и история этих народов сформировали, действительно, некоторое ощущение, которое предпочитает единство разделения. Предпочитает единство народа и власти, единство социума всем тем искусственно порождаемым и искусственно примиряемым расхождениям интересов, вокруг которых строится западная политическая культура.

Развитие наших стран, стран постсоветского пространства показывает, что это ощущение влияет и на политическую систему. Политическая система может называться по-разному, она может называться самой демократической, она может быть скопирована один в один с политических систем Франции или Соединенных Штатов Америки, но мы знаем, что на уровне политической практики, и чем дальше, тем больше, и на уровне закона, политическая жизнь стран постсоветского пространства становится все больше основанной именно на уходе от идеи конкуренции и столкновения интересов и приближается к идее идеала, единства народа и власти. И России, и всем странам СНГ необходимо использовать эту близость политических интуиций, для того чтобы помогать друг другу решать общие задачи, не только в рамках отношений внутри СНГ, но и в рамках общего влияния на такие механизмы, как Евросоюз, Совет Европы, реформирующееся ООН, организации, объединяющие исламские страны. Нам нужно актуализировать свою политическую культуру в законах, в действиях власти в просветительской работе, в интеллектуальном влиянии, в том числе, на те центры мировой власти, которые я сейчас перечислил. И для этого не нужно много денег, не нужно много конференций, для этого нужно, прежде всего, актуализировать нашу политическую культуру через СМИ, через школу, через распространение книг в библиотеках стран СНГ. Причем это должен быть взаимообразный обмен.

Чудовищно то, что мы сегодня практически ничего не знаем, не слышим и не видим из примеров культуры Украины, культуры Грузии, культуры Азербайджана, стран Средней Азии. Вот этот взаимообмен культурный и идейный, который существовал в годы Советского Союза, очень обогащал все народы, в том числе, народы Российской Федерации. Я думаю, к этому взаимообмену нужно вернуться. Опять же, прежде всего, через школу, через СМИ, через культурное пространство и через обмен культурными акциями, в том числе литературой, которая находится в наших библиотеках. И в конце я сказал бы два слова буквально о церкви и обо всех тех сообществах, которые остались едиными на пространстве бывшего Советского Союза, это единство, думаю, что вряд ли будет нарушено. Мы научились отторгать те импульсы на разрушение, которые шли извне. Я думаю, что после 15 лет можно достаточно уверенно говорить, что, несмотря на любые политические изменения в тех или иных странах, единство церкви является важной константой. Точно так же единым является во многом культурное пространство, информационное пространство. Мы знаем это очень хорошо из жизненных примеров, которые видим, путешествуя по пространству СНГ. И это единство религиозного, культурного пространства, даже пространства массовой культуры, нам нужно поддерживать сознательными усилиями, направленности которых нам не нужно стесняться, как и не нужно стесняться собственной политической культуры.


Отец Всеволод Чаплин,
Глава отдела межхристианских связей
Московского Патриархата


Источник:
Kreml.org

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz