Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь


PRO ET CONTRA
Марк АВРЕЛИЕВ "Епископ Диомид изобличает"
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, обвинил руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". Более того, священнослужитель через СМИ написал Предстоятелям РПЦ, открытое письмо...
Патриарх АЛЕКСИЙ II (Ридигер) О Распутине, Иване Грозном, Пелагее Рязанской и др.
У многих вызывает недоумение, что в некоторых храмах за церковным ящиком продаются книги о Григории Распутине, изображающие его как святого человека...
протопресвитер Николай АФАНАСЬЕВ Una Sancta
Решение папы Иоанна XXIII о созыве нового Ватиканского Собора сразу пробудило давние надежды на воссоединение христианского мира, и сейчас, по окончании первой сессии Собора, надежды эти пребывают нерушимыми...
Елена БАРАНЧЕЕВА У кого хранятся ключи от Рая?
Для большинства людей образ Ватикана связан с огромным кругом римской площади перед собором Св. Петра, забранной в беломраморные объятия колоннады Бернини, откуда Папа Римский каждое воскресенье благословляет многочисленных верующих. Согласно традиции, он является наместником Бога на земле, местоблюстителем кафедры апостола Петра, у которого, как известно, хранятся ключи от Рая и к статуе которого в соборе притрагиваются многочисленные туристы...
Алексей БОГДАНОВСКИЙ В Греции первый день Великого Поста отмечают пикниками
Греция отмечает начало православного Великого поста - Чистый понедельник - как национальный праздник. Этот день в Греции и на Кипре является выходным...
протопресвитер Виталий БОРОВОЙ Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX века
Спасибо за предоставленную мне возможность кое-что сказать. То, что я сейчас скажу, не будет историей в том смысле, в каком подразумевается настоящая история. Сейчас - не время еще. Должно пройти еще лет пять или десять, и тогда, может быть, опубликуют все архивные данные и материалы о деятельности правительства, партии и, так сказать, госбезопасности. Когда настоящие историки, объективные, конечно, с критическим подходом, изучат этот материал и увидят истинное положение Русской Церкви и подлинные действия иерархов - патриархов, митрополитов и т.д., тогда можно будет узнать всю правду. Но правда и то, что я сейчас скажу...
протоиерей Сергий БУЛГАКОВ Основания экуменизма
Движение, направленное к "соединению Церквей", представляет собой некоторый догматический парадокс. Оно исходит из предположения, что существует единая святая Церковь, Una Sancta, и притом не как нечто только искомое, но как высшая, превозмогающая действительность - не только идея, но и факт. В то же время оно предполагает наличие ряда Церквей (или исповеданий), из которых каждая обладает атрибутом церковности, есть Церковь, по крайней мере, в смысле принадлежности к Una Sancta...
игумен ВЕНИАМИН (Новик) Архетипы православного сознания
К. С. Льюис прибегает к такому образу для пояснения роли догматики в религиозной жизни. Он ее сравнивает с географической или морской картой, с помощью лаконичной и суховатой схемы которой можно, преодолевая наполненные жизненными энергиями стихии и штормы бытия, достигнуть желанного и спасительного берега, что без карты было бы почти невозможным...
Премудрость человеческая отражает премудрость Божественную
Часто можно услышать мнение, что верующему человеку философия не нужна, что вера и есть та самая евангельская жемчужина, ради которой можно и нужно от всего другого отказаться. Философия же идет путем естественного, поврежденного первородным грехом разума, путь ее долгий и запутанный. Сколько разных философий существует, поди разберись! Вера же проста и ясна, основана на Божественном Откровении, которое следует принимать всем сердцем и не мудрствовать лукаво. Тем более, что у нас перед глазами примеры святых простецов, достигших высоких степеней совершенства и святости путем веры и благодати Божией, а не сидением в библиотеках.
Вывод отсюда один: надо верить по-настоящему, а не философствовать!
Уже хочется согласиться с подобными рассуждениями, но не все так просто...
митрополит ГЕОРГИЙ (Ходр) Православная Церковь в плену у имперской мистики
Государство господствует в этом мире, оно склонно к тотальности, к поляризации сил, особенно если ему случается сочинить себе философию, прикинуться системой, будто бы несущей спасение. В таких случаях государство начинает высоко мнить о себе, оно пыжится, как отвратительный идол...
священник Андрей ДУДЧЕНКО Надо ли нам каяться в убийстве российского Императора?
Вчера в мой почтовый ящик пришло письмо. В нем меня пригласили принять участие во всеукраинском "покаянном крестном ходе", который организовывает в Киеве Союз православных братств. Крестный ход приурочен к годовщине убиения семьи последнего российского Императора Николая Романова...
священник Александр ДЯГИЛЕВ Обсуждаемые предложения относительно возможных практических литургических изменений для более доступного понимания Божественной Литургии мирянами
Прежде, чем всерьёз говорить о каких-то Литургических реформах, или, даже о том, возможны ли они, и какие, следует отметить два момента...
протоиерей Александр ЗАХАРОВ Молитвами их мы живы
Не такой уж я давний почитатель Царской Семьи, я шел к этому очень непростым путем.
Как и все советские дети, я учился в советской школе, где меня учили, что наш последний Царь был угнетатель народа, эксплуататор, "кровавый" и тому подобное. Хотя Государыню и Царских Детей мне всегда было искренне жаль. Достаточно было посмотреть на их фотографии, чтобы понять - только законченный изверг может как-то оправдывать их убийство.
А потом так получилось, что прежде я стал монархистом, а потом почитателем нашего последнего Царя...
Слово о внутренней и внешней сторонах религии
...B философской терминологии есть понятия: "содержание" и "форма". Первое относится к внутреннему, к сущности предмета. Второе - к внешнему виду предмета. Из этих двух понятий главнее, ценнее, конечно, первое: содержание. Взять, к примеру, человека. Что в нем важнее: сам человек, или одежда, в которую он одет? Конечно, человек ценнее. Наливаете вы в бутылку святую воду. Что важнее: вода или бутылка? Конечно, святая вода.
Есть, правда, такая пословица: "встречают по одежке - провожают по уму". Она говорит о том, что и одежда все же что-то значит: богато одетого человека встречают более почтительно, чем одетого в рванье...
архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) Этюд о толерантности
В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности, и, как правило, толерантности поется хвалебная ода. Но всегда ли хороша толерантность? Обычно считается, что толерантность - это жизнь в ладу с другими. Но где кончается этот лад? Есть ли границы толерантности?..
архимандрит ИОАНН (Крестьянкин) Об ИНН
В нынешние дни, когда небо и земля ликуют о неизреченной милости Божией - о рождении в мире Спасителя его, когда Православная Церковь 2000-летним своим страдальческим стоянием в истине и спасительными своими трудами утверждает, что с нами Бог, когда сонм российских прославленных новомучеников заложил в фундамент Церкви плод своего красного сеяния, и Божией милостью народ России начал вспоминать свое славное христианское прошлое и находит теперь дорогу в храм Божий к Богу, - радоваться бы нам и жить живой верой и несомненной надеждой на Бога и на Его Святую Церковь. Жить и ежедневно помнить, что печать дара Духа Святаго, полученная нами в святом крещении, соделала нас чадами Божьими и благодарить Бога.
Но нет, в эти духоносные и святоносные дни мрачная тень духовного возмущения взволновала умы и сердца верующих и лишает их не только радости всемирного и вечного торжества, но и самой веры и благонадежия...
Николай КАРПИЦКИЙ Сектантское и открытое понимание Церкви
В традиции сосуществуют два понимания границ Церкви – узкое и широкое. Я бы заострил это противопоставление в виде дилеммы сектантского и открытого понимания Церкви. Границы Церкви можно истолковать как границы действия спасительной благодати. Сектантское понимание Церкви предполагает, что спасительная благодать распространяется только на членов одной из церковных конфессий. Открытое понимание Церкви предполагает, что спасительная благодать подается всем независимо от их отношения к религии. Ведь Христос принял искупительную жертву за всех людей, а не только за будущих членов одного из церковных течений...
митрополит КИРИЛЛ (Гундяев) "Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти"
На протяжении всей истории Церкви ее отношения с государством были одним из самых важных, если не сказать самым важным вопросом. Разумеется, основное для Церкви - дело человеческого спасения. Ничем другим она не занимается. Поэтому все проблемы, что ей приходится решать, должны рассматриваться с этой точки зрения...
П. КЛЕВЦОВ Является ли западная цивилизация "абсолютным злом"?
Вопрос, конечно, глупый. Однако именно к такой формулировке я, в конечном итоге, пришел, желая высказать некоторые свои сокровенные мысли на эту тему...
В. КОВАЛЬДЖИ Нормально, Григорий? Отлично, Гай Юлий!
Проблема церковного календаря (точнее, календарей), несомненно, существует и требует обсуждения. Однако, дискуссии по этому вопросу почти нет, а есть только навешивание ярлыков...
диакон Андрей КУРАЕВ Жизнь в Церкви (о пути не-монашеском)
Главный итог размышлений русских философов на тему "Церковь и государство" состоит в том, что этот разговор надо вообще перевести в другую плоскость - не Церковь и государство, а Церковь и общество, Церковь и люди...
Имеет ли курение какой-то мистический смысл или это просто страсть?
Я имел возможность наблюдать в действии рекламный слоган "Курить — бесам кадить". Дело было в Китае. Меня завели в один даосский монастырь. И там была часовня с некоей "черной бабушкой". Никто толком не смог сказать мне, что за миф с ней связан. Просто женская фигура, вырезанная из черного дерева... перед идолом была коробка с песком. Это обычно на Востоке: в этот песок втыкают палочки, называемые благовонными (а эти ароматные палочки делаются из коровьего навоза). Но в данном случае роль этих "вонючек" выполняли зажженные сигареты. Их закуривали и втыкали в песок фильтром вниз, и так они догорали. Это было буквально: курить — бесам кадить...
Александр КЫРЛЕЖЕВ Либеральные тенденции в Русском Православии: к постановке проблемы
За последние более чем десять лет свободной общественной дискуссии не только в пространстве светской культуры, но и в церковной и околоцерковной среде обозначились и получили развитие самые разные идеологические направления по всему спектру возможных позиций. Совершенно естественно, что крах советской идеократии дал импульс к формированию таких идейных комплексов, которые могли бы претендовать на замещение пресловутого идеологического вакуума, то есть быть достаточно "тотальными", так сказать, всеобъясняющими. Понятно, что на эту роль никак не подходила ни утилитаристская идеология "государства благоденствия", ни идеология правозащитного движения. Тягаться с коммунистической квазирелигией может только идеология религиозного типа, то есть построенная на некоем "предельном основании". А поскольку в российской традиции не было аналогов того, что называется "секулярной религией" (которая сформировалась в США), источником могла быть только религия в собственном смысле, а именно - Русское Православие...
Грета ЛАРСОН Проявление практики культа в Православии
Предлагая к осмыслению материал этой веб-страницы, мы воспользовались характеристиками псевдо-религиозного культа, предложенными католическим священником J. Mahoney. Такие аспекты Православной традиции как монашество, послушание старцам, пост, практика частой исповеди и особенности Литургической жизни могут искажаться лицами, которые хотели бы создать культ внутри Православной Церкви...
Аркадий МАЛЕР Открытие Политического Православия
В современном обществе давно и прочно укоренился миф о том, что русскому Православию, в отличие от западно-христианских конфессий, свойственны глубокая интровертность и принципиальная социальная пассивность, вплоть до полной асоциальности. Причем в этот миф верят не только сторонние Церкви люди, но и некоторые православные, оправдывая это состояние особой "созерцательностью" и "неотмирностью" самого Православия в противовес "суетности" и "приземленности" Запада...
Владимир МАХНАЧ Постный Устав существует только для монастыря
За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный Устав...
протоиерей Александр МЕНЬ Экклезиологические тезисы
Некоторые православные, знакомясь с документами II Ватиканского Собора и находя в них ответы на многие вопросы современной христианской жизни, оказываются перед трудной дилеммой: либо считать эти документы "чуждыми нам, не имеющими к нам никакого отношения", либо черпать из них все необходимое, но в таком случае, не будет ли это "переходом в Католичество"?
Следующие краткие тезисы есть попытка сориентировать православного читателя в данной проблеме, причем автор излагает в них лишь свое частное мнение...
Виктор МИЛИТАРЕВ Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?
Прошло уже более 15 лет с тех пор, как закончились коммунистические гонения на Церковь. Все эти годы идет активное храмовое строительство. Успешно работают православные книжные издательства, газеты и журналы. На праздники храмы полны верующих. Миллионы людей реально воцерковились. На порядок большее число людей называют себя православными. Это заметно даже в повседневной жизни...
Однако, несмотря на все эти зримые знаки православного возрождения, голоса православных людей в стране практически не слышно...
архиепископ МИХАИЛ (Мудьюгин) Богослужение
Перед ревнующим о славе Божьей православным христианином, молитвенно участвующим в богослужении, неизбежно возникает тревожный вопрос: совершается ли это богослужение в соответствии с реальными духовными нуждами его самого и стоящих вокруг собратьев по вере? Совершается ли оно так, что может служить и служит средством миссионерского воздействия на тех, кто, будучи ещё от Бога далёк, пришёл в храм впервые, движимый не столько влечением сердца, сколько познавательным интересом или даже просто любопытством? Нет ли в самом богослужении, в его совершении и внешнем оформлении чего-либо, что вызывает отталкивание, что исключает возможность восприятия, понимания и тем более молитвенного соучастия?..
Кафолики и католики
Летом 1975 года гостем Русской Православной Церкви был тогдашний глава Евангелическо-Лютеранской Церкви архиепископ Финляндский Маррти Симойоки. Когда он в сопровождении русских и финских церковных деятелей выходил из храма Киевского Покровского женского монастыря, его внимание пыталась привлечь одетая во все черное средних лет женщина. Стоя в монастырском дворе, она с горящими от возбуждения глазами, указывая на выходящего высокого представителя одной из протестантских Церквей, воскликнула: "Не слушайте его, он католик и приехал сюда, чтобы поработить нас Римскому Папе!.."
Описанное здесь происшествие не заслуживало бы внимания,.. если бы оно не было ярким показателем того извращенного представления, какое имеет большинство наших соотечественников о Церкви, к которой сами они принадлежат, также о Церкви, в лоне которой чтут Единого Бога во Святой Троице около восьмидесяти процентов крещеных христиан...
Путь любви светел
Экуменизм - очень неудачное название, потому что в нем ничего не говорится ни о Христе, ни о христианских ценностях, говорится только о масштабе распространения веры. Экумена - это вселенная. Т.е., экуменизм - это стремление ко вселенному масштабу. Но это можно было бы отнести к любому занятию, например к обществу по улучшению методов рыболовства.
Экуменизм - это попытка восстановления в Церкви евангельского отношения к инакомыслящим, к инославным, предписанного нам Христом. Это терпимость к тем людям, которые отличаются от нас по взглядам на те или иные вопросы вероучения или церковной жизни...
... О "Дневниках" отца Александра Шмемана
Дневники отца Александра Шмемана обращают нас к проблематике, которая остается актуальной и сегодня, то есть спустя практически тридцать лет с его смерти, проблематике его книг, статей и докладов. Ценность дневника в том, что в нем проговариваются некоторые идеи, которые отец Александр или не успел, или не счел возможным и своевременным изложить в своих трудах, окончательно оттачиваются формулировки, кристаллизуется тем самым "основной миф" его мировоззрения, его восприятие Христианства...
... Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их
Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их...
Дмитрий ПАПЕТА Можно ли служить Богу и маммоне одновременно?
Достаточно актуальным вопросом для любого времени, и в любой религии является вопрос финансового благосостояния. А попросту все хотят знать, можно ли служить и Богу, и мамоне одновременно. То есть, возможно ли, скажем, совместить бизнес и Православие в обычной реальной жизни. Этот вопрос очень актуален именно в наше время, время, когда почти у каждого десятого есть своё дело, а каждый третий работает в частных структурах имеющих самое прямое отношение к бизнесу...
священник Филипп ПАРФЕНОВ "На нас надвигается новое Средневековье…"
Выход толстого тома "Дневников 1973-1983" прот. Александра Шмемана именно в 2006 году и их живое, неравнодушное обсуждение в российской церковной и околоцерковной среде никак нельзя назвать чистой случайностью. "Всему свое время, и время всякой вещи под небом" (Еккл. 3, 1), в том числе и время появлению новой книги. Ведь никак невозможно себе представить, что эта книга могла быть издана и обсуждаема еще хотя бы лет 10 назад, при захлестнувшей тогда церковно-общественное сознание мощной волне охранительной реакции!..
О молитве с еретиками
Если современные борцы против экуменизма так упорно хотят держаться правила не молиться с еретиками, то тогда по большому счету им не следует ходить и в православные храмы! Поскольку там очень много либо начинающих, не сведущих в догматике, неправильно исповедающих Святую Троицу, либо находящихся еще ниже состояния ереси, ибо пребывающих в различных языческих суевериях и не читавших даже само Священное Писание. Это суровая правда жизни, как правда и в том, что многие еретики-протестанты по своему исповеданию веры во Христа находятся выше многих номинальных православных...
Охранительство и свобода
"Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1). Вся двухтысячелетняя история Церкви на земле - это не только история святых ее, максимально возможно явивших миру образец стояния в Христовой свободе, но это и история непрестанных поисков этой свободы, как на индивидуальном уровне, так и на общественном, и, увы, история непрестанных ей измен. Ибо - "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8, 34). Поэтому чтобы идея охранительства в Церкви могла бы найти реальное воплощение и приносить плодотворные результаты, необходимо уяснить и уточнить, что нуждается в охранении и какими средствами охранять. Чисто человеческими усилиями это охранение заранее обречено на неудачу - оно всегда приносило только разделения, или же, в лучшем случае, вырождалось в музейный консерватизм и многовековое археологическое консервирование...
Илья ПЕРЕСЕДОВ Вражда в сердце их
Для анализа современного Христианства, на мой взгляд, не хватает такого важного понятия, как "внутриконфессиональный экстремизм". В общих чертах я определил бы его как деятельность формальных адептов религии, направленная на возбуждение внутриконфессиональной розни...
игумен ПЕТР (Мещеринов) О патриотизме
Понятие "патриотизм" все больше наполняется языческим содержанием и это иногда поддерживается церковными СМИ. Основные тезисы, на которых держится этот вид патриотизма, таковы: развитию России мешают козни врагов, величие страны исключительно в земном благополучии, для улучшения жизни необходимо вернуться к военизации общества и сворачиванию гражданских свобод и т.д. Однако о христианских принципах речь не идет. В результате происходит подмена церковного сознания имперским, в котором христианским принципам отводится отнюдь не первая роль. Между тем такой патриотизм поощряет ненависть и гордость...
О ценностях имперских, либеральных и других
Меня часто упрекают в том, что я критикую и отвергаю традиционные для нашего отечества так называемые "имперские ценности". Но что они такое, на чем основан "имперский" строй мыслей, который, надо отметить, разделяется значительным количеством православных христиан? Весьма обстоятельно это изложил один уважаемый историк в недавнем эфире известной православной радиостанции (тем, кому это потребуется, я готов предоставить все ссылки). Я изложу ход мыслей этого историка, а затем прокомментирую его...
Даниил ПИВОВАРОВ Рейнхольд Нибур о христианском пацифизме
Рейнхольд Нибур (1893-1971), влиятельный американский богослов, сторонник диалектической теологии, автор более 20 книг и многих сотен статей. Наиболее известны его книги "Моральный человек и аморальное общество" (1932) и "Природа и судьба человека" (1941, 1943). В 1915-1928 гг. служил пастором в Детройте, с 1928 г. – профессор теологии в федеральной теологической семинарии в Нью-Йорке. В 20-е годы признавал себя пацифистом и до 1934 года занимал пост национального председателя Общества Примирения. Нибур никогда не считал себя фанатичным пацифистом, но его пассионарное миролюбие было вполне искренним...
Владимир ПУДОВ Москва – Третий Рим?
С большим удовольствием читаю на сайте "Религия и СМИ" небольшие заметки протоиерея Всеволода Чаплина – "Лоскутки", размышления на разные темы вот и мне тоже захотелось последовать его примеру. Не только дурные примеры заразительны. В общем, о чем думал, о том и писал. На протяжении всей многовековой истории России ее отношения с Западом всегда были двойственны...
Сергей ПУТИЛОВ О противлении злу насилием
Христианство всегда было учением о любви - даже к врагам. Однако, на постсоветских просторах учение Иисуса подверглось необычайной ревизии. Нередко приходится сталкиваться с мнением, что для расширения Царствия Божия на земле, вполне допустимы наручники и полицейские дубинки против геев, иммиграционный контроль инородцев и иноверцев, даже вооруженное сопротивление "нечестивцам". Одним словом, в христианской упаковке предлагается теория о противлении злу насилием. Насколько это совместимо с учением Христа?..
Переписка об экуменизме с ревнителем благочестия
Хотя Христос и заповедал Своим ученикам "быть едино", как и Он - с Отцом (Ин. 17:11), далеко не все христиане готовы на деле исполнить экуменическую заповедь Господа. В создании межхристианского журнала, учрежденного на днях в Финляндии участвовали православные, католики, лютеране, пятидесятники, баптисты. Так вот, первыми всколыхнулись мои родные православные единоверцы. Сразу же получил головомойку от своего коллеги по цеху - редактора одной московской газеты...
... Святые Отцы о кафедре апостола Петра
"А для нас показалось благовременным писать к Римскому Епископу, чтобы обратить внимание на здешние дела, и подать ему мысль, чтобы по затруднительности послать кого-либо из тамошних по общему и соборному определению, сам себя уполномочил в этом деле, избрав людей, которые были бы способны… привести в разум совратившихся у нас"...
Патриарх СЕРГИЙ (Страгородский) Есть ли у Христа наместник в Церкви?
Господь наш Иисус Христос пред Своими страданиями засвидетельствовал об апостолах в молитве к Своему Отцу: "Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое; ихже дал еси Мне, сохраних и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется писание. Ныне же к Тебе гряду. И ктому несмь в мире, а сии в мире суть" (Ин. 17, 12, 13, 11). Как теперь быть этой пока ничтожной кучке безхитростных людей, вооруженных лишь "словом Твоим" (ст. 14). Но за это именно слово мир со своим князем и возненавидит их и всеми силами обрушится на них, чтобы потушить едва загорающийся на земле светоч Христовой истины...
Николай СИМАКОВ Современный радикализм стремится соединить религию и революцию
В начале необходимо отметить, что в докладе речь пойдет не о спасительном евангельском радикализме ("Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... (Мф., 6:4)"), а о соблазне русского политического и религиозного радикализма, который не раз порождал в истории нашей страны смуты, церковные расколы и разрушение государственности...
архимандрит СИМЕОН (Брюшвайлер) Слушание Бога и послушание
Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию — это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества...
протоиерей Димитрий СМИРНОВ "Я некоторым запрещаю исповедоваться в монастырях"
Во-первых, я просто счастлив, что эта тема обсуждается. И что есть желание обсуждать такие актуальные темы здесь, за Круглым столом в Даниловом монастыре.
Хочу рассказать о двух эпизодах...
... Совместная Декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия анафем
1. Благодарные Богу за то, что по благости и милосердию Своему Он дал им встретиться на той священной земле, где смерть и воскресение Господа Иисуса совершили тайну нашего спасения, и где излияние Духа Святого породило Церковь, Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I, твердо решили не упускать ни одной возможности к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые могли бы содействовать развитию начавшихся братских отношений между Римско-Католической Церковью и Константинопольской Православной Церковью. Они убеждены, что отвечают таким образом на призыв благодати Божией, ведущей как Церковь Римско-Католическую и Церковь Православную, так и всех христиан к преодолению разногласий, дабы они вновь стали "едиными", как молил о них Господь Иисус Своего Отца...
священник Андрей СПИРИДОНОВ "И хотящих войти не допускаете..."
Далеко не секрет, что в современной церковной жизни принято различать представителей некой консервативной мысли, а также и так называемых модернистов или либералов, хотя и подобное деление достаточно условно. Однако такого рода классификация активно используется в той или иной полемике – так, что уже становится не ясен сам предмет спора, но – важна сама борьба, зарождающаяся и получающая развитие вокруг той или иной проблемы. В современном споре о Таинстве Причащения в роле охранителей истины в настоящий момент выступают те, кто являются сторонниками своего рода практики синодального периода нашей церковной истории, то есть – умеренного или не частого причащения для мирян, в то время как сторонники более частого причащения заведомо помещаются "консерваторами" в лагерь "модернистов" и "обновленцев"...
Лев ТОЛСТОЙ Письмо Махатме Ганди о непротивлении
Чем дольше я живу, и в особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другим то, что я так особенно живо чувствую и что, по моему мнению, имеет огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но что в сущности есть не что иное, как учение любви, не извращенное ложными толкованиями.
святитель ФЕОФАН Затворник О частом причащении
Много вас теребят по поводу частого причащения. Не смущайтесь. Присмотрятся — перестанут. И всем следовало бы так делать; но не вошло это у нас в обычай. На Востоке христиане часто причащаются, не в одни великие посты, но и кроме их. Первоначально же в церкви Христовой за всякою литургиею все причащались. Еще во время св. Василия Великого, одна барыня спрашивала его, можно ли часто причащаться, и как часто? Он отвечал, что не только можно, но и должно; а на то, как часто, сказал: мы причащаемся четыре раза в неделю — в среду, пятницу, субботу и воскресенье...
Александр ХРАМОВ Призрак монархизма
Нельзя без улыбки подумать о том, что в начале XXI века такая статья о монархизме может быть актуальной. Это всё равно, что спорить на предмет того, плоская Земля или круглая, и как учение о круглой Земле соотносится с Христианством. Но кто-то заинтересован, чтобы тень безвозвратно ушедшего в прошлое Самодержавия будоражила православные умы...
Петр ЦЮКАЛО Человечество погибнет из-за евреев. Точнее - из-за ненависти к ним
Библия предсказывает две грандиозных катастрофы, которые приведут к гибели, в первом случае множества людей государств севера и востока, а во втором - к уничтожениям в глобальных масштабах и, в конечном счете, исчезновению земли в том виде, как она есть. Обе эти катастрофы будут связаны с войнами против Израиля. Речь идет о войне, описанной пророком Иезекиилем в VI в. до н.э. под названием войны Гога, и о сражении в долине Мегиддо, более известном широкой публике под апокалиптическим названием Армагеддон...
Михаил ЧЕРЕНКОВ Диалог конфессий как социально-политический фактор
Крах тоталитарных режимов и победа либеральной демократии под занавес XX столетия открыли новую эпоху для мирового Христианства. Многие мыслители всерьез полагают, что с падением Берлинской стены началась эпоха зрелого постмодернизма, бросившего новые вызовы христианам Запада и Востока...
священник Георгий ЧИСТЯКОВ Наследие христианского Запада и православный Восток
Отношения между латинским Западом и православной Русью существовали всегда, хотя не всегда были заметны, а поэтому описаны далеко не во всех аспектах. Писатели XIX века либо хвалили (Чаадаев, Вл. Соловьев), либо, наоборот, ругали (Самарин, И.С. Аксаков) латинский Запад, занимая достаточно последовательно филокатолические или соответственно антикатолические позиции. На наш взгляд, такой подход к проблеме отношений между Западом и Востоком устарел...
Откуда эта злоба
Православная религиозность сегодня включает в себя в качестве какого-то почти неотъемлемого компонента борьбу против католиков и протестантов, разоблачение их как врагов нашей веры и России, а также полное неприятие экуменизма и вообще какой бы то ни было открытости по отношению к иным исповеданиям. Само слово "экуменизм" стало восприниматься как бранное, как главная ересь XX века, а обвинение в причастности к этому явлению – как свидетельство полной неправославности, Разумеется, наши отношения с христианами других конфессий складываются гладко далеко не всегда, не во всем мы понимаем друг друга, какие-то моменты богословия католического или протестантского нам представляются неприемлемыми, но это не значит, что мы должны друг друга ненавидеть и считать всех, кто не принадлежит к Православной Церкви, чуть ли не слугами диавола, как об этом заявляют авторы книг, газетных статей и ведущие телепередач...
Максим ШЕВЧЕНКО Католическая Церковь с точки зрения России
Римско-Католическая Церковь имеет давнюю историю взаимоотношений с Россией. У этой истории существуют три измерения – церковное, государственное и цивилизационное...
Александр ШТИЛЬМАРК Иван Грозный и Григорий Распутин. Святые или нет?
Подобных писем приходит в редакцию много. Почему-то людей очень волнует - святые данные исторические личности или нет. Скажите честно... Вам легче станет жить, если их канонизируют? Вам что, молиться некому? Святых на Руси маловато? Или народ после прославления Распутина перестанет пить и материться и бросится каяться в храм Божий?..
архимандрит ЭМИЛИАН (Вафидис) Православная духовность и "революция технологий"
В наши дни часто говорят о технологическом перевороте с разных позиций – одни выступают в его защиту, другие произносят анафемы...
.

на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.


Hosted by uCoz