В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Михаил Черенков
БОГ ЯВЛЯЕТ СЕБЯ МЕЖДУ МНОЙ И ТОБОЙ



      Свидетельствуя о своей вере, христиане любят прибегать к ссылкам на мнения известных ученых. Такие мыслители как Августин, Паскаль, Кант в равной степени авторитетны и для верующих, и для неверующих. Однако логические аргументы вряд ли могут убедить в существовании Бога, если они не подкреплены духовной интуицией и сердечным предчувствием Бога, изначальным доверием и глубинной любовью к благому Началу мира.
      Интересно, что Блез Паскаль первую часть своих «Мыслей» посвятил естественному откровению – свидетельствам о Боге в природе и разуме человека. Сам Паскаль назвал эту часть «Человек, не обретший Бога», подразумевая, что рациональные доказательства лишь подводят к вере, но ее смысл открывается лишь в соприкосновении человека с Богом. Для Паскаля, как и для всякого верующего Бог, – не бог философов, но Бога Авраама, Исаака и Иакова. Что это значит? Именно то, что приходит сразу на ум – Бог открывается как Бог обычных людей, а не мыслителей, как Бог, возлюбивший меня и тебя, а не Первопричина или Разумный Замысел.
      Паскаль-ученый смиренно признает: «Метафизические доказательства бытия Божия так не похожи на привычные для нас рассуждения и так сложны, что, как правило, не затрагивают людские умы, а если кого-то и убеждают, то лишь на короткое время, пока человек следит за ходом развития этого доказательства, но уже час спустя он начинает с опаской думать, — а не попытка ли это его околпачить. Так происходит с каждым, кто пытается познать Бога, не воззвав к помощи Иисуса Христа… Как это замечательно, что канонические авторы никогда не доказывали бытие Божие, черпая доводы из мира природы. Они просто призывали поверить в Него. Никогда Давид, Соломон и др. не говорили: «В природе не существует пустоты, следовательно, существует Бог». Они несомненно были умнее самых умных из пришедших им на смену и постоянно прибегавших к подобным доказательствам».
      Бог открывается человеку как премудрость, могущество, смысл. Но главным свойством, в котором наилучшим образом проявляется Его природа, есть любовь. Божественная любовь проявляется во всем творении, но ее средоточие – человек, для которого и создан весь мир и задумана вся история.
      Даже любовь между людьми – несовершенная и изменчивая – выражает безусловную и вечную любовь Бога к человеку. Михаил Пришвин лучшим доказательством бытия Бога считал любовь, которую каждый хотя бы иногда чувствует в своем сердце. «Отойди от меня. Сатана! Единственный и настоящий Бог живет в сердце моей возлюбленной, и от Него я никуда не пойду. Когда я полюбил Л., то на вопрос о том, существует ли Бог, отвечаю: раз Л. существует, то, значит, и Бог существует. Я могу еще лучше ответить на этот вопрос: раз я в любви своей к Л. чувствую вечность, значит, Бог существует».
      Можно доказывать существование Бога, опираясь на очевидную законосообразность мира, но гораздо действеннее чудеса, которые окружают нас повсюду. Чудо – и в том, что закон существует, и в том, что есть Некто выше закона. Любовь выше закона. В мире, где по закону, нам за наши проступки не положено ничего, Бог дарит нам любовь и любимых. Верить в Бога - значит верить в возможность чуда – неоправданного законом и незаслуженного морально. Любовь не продается и не приобретается в обмен, но приходит свыше как чудо в одинокое и страдающее сердце.
      В мире природной необходимости законы справедливы, но настолько жестоки, что могут говорить скорее об отсутствии Бога, чем о Его присутствии, скорее о злом, нежели о добром Господине вселенной. Убеждает в существовании Бога не закон, а любовь, не разумный анализ жизни, а принятие ее как дара Божьего. В последнем женщины интуитивно более правы, чем мужчины – прагматики и рационалисты. По Пришвину, «Вся разница в нас, что я чувствую Бога больше как Творца видимых и невидимых, она же - как Бога человеколюбца. И замечательно, как соответствует то и другое понимание полу мужскому (творчество) и полу женскому (собственно любовь)».
      На рациональном уровне большинство людей верят или, по крайней мере, признают высший разум и смысл, лежащие в основе нашего мира, но это не делает их верующими. Вера означает такое принятие мира, когда видишь и понимаешь не только сотворенную реальность, но и ее Творца, Автора. «Многие верят и потому только, что страшно не верить и остаться ни с чем. Вера в живого Бога у них давно перешла в привычку, охраняющую личное спокойствие. Им кажется - невозможно остаться без Бога, и они не видят, что живой Бог только и ждет, чтобы они вышли из пут своих привычек и стали к Нему лицом», напишет под занавес жизни в своем дневнике Пришвин.
      Сегодня люди уже не боятся Бога, как в прежние века. Идея Бога нужна им не для того, чтобы возложить на него все страхи и слабости, а чтобы потребовать выполнения всех своих желаний, оправдать свой образ жизни. Немецкий пастор Дитрих Бонхеффер утверждал: «Бог, который позволил бы нам удостовериться в своем существовании, был бы не Богом, а идолом». Т.е. живой Бог не можем быть приручен, присвоен, объясним человеческим разумом. Тем более не может выполнять сиюминутные желания человека и угождать его любопытству.
      Одинаково далеки от подлинно религиозного чувства трепет дикаря перед силами природы и наглость современных людей-потребителей. Помещая Бога на далекое небо и при этом превращая церковь в супермаркет, человек создает ложные образы, идолы, порождает призраки собственного воображения.
      Нет другого слова, которое так точно и содержательно передавало бы природу Бога и способ Его присутствия в нашей жизни, чем любовь. В любви я и ты становятся близкими, но не поглощают, не присваивают друг друга. В любви относительное вырастает в абсолютное. В любви мы приняты во всем несовершенстве, но любя, совершенствуемся и преображаемся. В любви мы не должны друг другу, но дарим себя другому, отдаем без остатка, находя в отдаче радость и счастье.
      Пять доказательств бытия Бога ничто по сравнению с любовью, в которой Бог являет себя между людьми. Чем больше мы растем в нашей любви к другому человеку, тем больше между нами проявляется Бог, становится зримым Его везде- и всегдаприсутствие.
      Увидев мир глазами любящего человека, можно увидеть Бога в мире. Бог являет себя между мной и тобой, говорит на языке любви и открывается под этим именем. В знании Он объект внимания и исследования. В любви Он личность, близкая и понятная нам.
      Богословие и философия XX в. совершили своего рода коперниканскую революцию, открыв для себя другого человека и Бога в этом другом. Другой это не враг в борьбе за существование, но мой ближний, за которого я отвечаю. В моем отношении к другому проявляется и отношение к Богу.
      Ближний, в котором я смог рассмотреть образ Божий, открывает мне Бога. Принимая другого, я принимаю Бога. Тем самым мы не только любим людей и прославляем красоту этого чувства, но восходим от относительного к абсолютному, от человеческого к Божественному в человеческом. Если Бог присутствует между нами, насколько же дорог для меня каждый человек. В каждом ловлю отражение Его образа. Встреча с каждым убеждает: Бог есть. Но видеть это можно лишь силой любви. Любовь делает невидимое видимым, восстанавливает искаженный образ Божий в человеке, принимает и преображает всякого.
      Чудеса внешнего мира, шедевры первых пяти дней творения лишь приближают нас к тайне мире, которая сокрыта в человеке. Лучшим свидетельством бытия Бога является бытие человека. В нем смысл мира и его оправдание. И когда человек пробуждается для любви и открывает свое сердце для единственного, когда преодолевает эгоцентризм и принимает ближнего, в нем проясняется образ Божий.
      Религиозный философ Владимир Соловьев иронизировал над сторонниками теории эволюции: «Человек произошел от обезьяны, поэтому давайте любить друг друга». Т.е. на самом деле именно то, что мы любим и любимы, говорит о надприродном, сверхъестественном, Божественном в нас. Скажем проще: если мы любим, значит есть Бог.




Размещено 11.03.2008
ссылка на источник

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ
на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz