В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Игумен Петр (Мещеринов)
«КРИК ДУШИ», ИЛИ О НЕКОТОРЫХ ЦЕРКОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ

Недавно на Форум Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре пришло письмо. Его автор – один из активных участников клуба православной молодёжи г. Самары. Называется письмо «Крик души!!!! Ситуация с православной молодёжью».

Хотел бы узнать, как обстоит ситуация в других городах, и что с этим можно сделать. У нас ситуация такая (Самара):

Православная молодёжь (16-30 лет) - в целом максимум человек 200-300 на весь город. Беру приблизительно, на вскидку. Рано или поздно они приходят в клуб православной молодёжи и можно их посчитать. Не знаю, сколько из них "сознательных".

Харизматская община "Дерево жизни" - более 200 человек. 85% - молодёжь. Всего харизматских общин в Самаре 10 - несколько примерно такого же размера, остальные меньше. Кроме того, большая община баптистов, методисты, лютеране (немного) и т.д. Католиков у нас мало, человек 200 - и то на 90% это поляки, немцы и т.д. Соответственно народ достаточно замкнутый на себе, на своей общине.

В каждой протестантской общине обязательно существует молодёжный пастор, или человек, который занимается исключительно молодёжью - чаще всего это целая группа. Некоторые общины практически целиком ориентированы на молодёжь (харизматы). Баптистские миссионеры едут к нам из США для того, чтобы работать и евангелизировать молодёжь. Баптисты вообще ориентированы на евангелизацию и проявляют в этом большую активность - ходят по общежитиям, разговаривают с интересующимися о Боге и т.д. Результаты очень неплохие. (К сожалению, про других я не знаю) В массовом порядке, они, конечно, не обращают, но обращают самых лучших - тех, кто задумывается о Боге, о смысле жизни. Организация их общинной жизни поставлена на хорошем уровне - туда не стыдно приводить друзей.

Такие дела. У нас молодёжью занимается священник, который, кроме того, является настоятелем храма, имеет 2-х маленьких детей, преподаёт в семинарии, выступает в передачи на радио и является епархиальным судьёй. Денежной помощи от епархии - 0, все эти вопросы, опять же, решаются за счёт того же самого священника.

Я когда осознал всю ситуацию, мне стало очень грустно. Ну, вот ни за что не поверю, что у нас настолько бедная епархия, что не могут выделить одного (хотя бы) священника чисто для занятий с молодёжью... Такое ощущение, что священники нужны для обслуживания бабушек и атеистов... а молодёжь деньги не приносит - поэтому и заниматься с ней невыгодно. Обидно за нашу Церковь...и не знаешь, как можно повлиять на такую ситуацию…


То, что это – не частный случай, не «отдельный недостаток», но общецерковная проблема, говорит и Священноначалие нашей Церкви. Архиерейский собор 3 – 8 октября 2004 г., в частности, определил:

«Заботу и тревогу Церкви вызывает духовное состояние молодого поколения. Собор указывает, что работа с молодежью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности.»

Надо сказать, что проблема эта касается не только молодого поколения, она более глубока. Заботу и тревогу вызывает состояние многих аспектов вообще всей современной церковной жизни; на примере молодёжи они лишь наиболее отчётливо выявлены.

Что же это за проблема? Вот два взгляда на неё. Один – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В слове при вручении жезла новопоставленному епископу Якутскому и Ленскому Зосиме Предстоятель нашей Церкви сказал:

«В настоящее время богоборчество разума и своеволие в жизни всё сильнее обостряется в мире. В жизни самой Церкви во многих видим оскудение духа и упадок благочестия».

Другой взгляд – человека внешнего, к Церкви относящегося весьма критически. В недавно вышедшей книге социолога Николая Митрохина (Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004) анализируется общественное положение нашей Церкви. Анализ в данной книге нередко основан на недостоверных слухах, сплетнях и проч.; автор, очевидно, мало знаком с внутренней жизнью Церкви. Но вывод, к которому приходит г-н Митрохин, основываясь на собственно научных социологических методах исследования, очень даже заслуживает нашего внимания. Он пишет:

«При антидемократическом направлении российской политики РПЦ может стать важной составляющей консервативной государственной националистической идеологии. Однако пока её путь таков же, как у других больших исторических конфессий в Европе, - становиться прибежищем для людей с низким уровнем образованности и «традиционалистским» мировоззрением, выглядеть «пустым местом» для среднего класса, превращаться в объект насмешек для интеллектуалов и молодёжи, а главное – быть наблюдателем и критиком, но не участником текущих политических и социальных процессов». (стр. 580)

В середине февраля Синодальный отдел по делам молодёжи и Патриарший центр духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре провели совместную конференцию «Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения». Участники конференции, обсуждая актуальные вопросы сегодняшней церковной жизни, пришли ровно к таким же выводам: вызывает тревогу оскудение духа внутри Церкви, маргинализация её внешней жизни.

Итак, проблема определена. Как её решать?

Разумеется, я не могу давать никаких рецептов, - это дело Церковной Полноты. Но вот некоторые «размышления частного лица» на эту тему.

1. Свт. Игнатий (Брянчанинов) в своё время писал, что на состояние Церкви очень сильно влияет состояние общества. В самом деле, мы живём не в безвоздушном пространстве, в Церковь приходят и Церковь составляют люди, не с Луны прилетевшие, а члены того социума, какой есть. Мало того, объём этого социума значительно перекрывает количественный объём Церковного организма, - в отличие от прежних времён, когда эти объёмы почти совпадали. Многие проблемы Церкви, если внимательно анализировать их, оказываются на деле проблемами именно общества: менталитета, традиций, духа жизни, культуры, особенностей мировосприятия и проч. В числе вещей, определённым образом влияющих на сегодняшнюю церковную жизнь, мне видится следующее.

Мы все происходим из Советского Союза, большевистской антихристианской России. Мы часто употребляем выражение: «вера отцов». Но нужно отдавать себе отчёт, что как раз «отцы наши» веровали в безбожный материализм, и стремились создать на земле безбожное же царство человека. «Святая Русь» для нас объективно менее жива, она скорее литературно-мечтательна, чем жизненна; она не «вера отцов», а прерванная традиция ушедших поколений. Менталитет нашего общества всё же советский (и пост-советский); и это факт, с которым нельзя не считаться.

Важнейшим стержнем, на котором держалась советская идеология, были – ложь и обман. Эта идеология сформировала общество лицемерия и пассивности. Ярким проявлением этого в позднесоветский период были многочисленные съезды, собрания, конференции, речи, меморандумы, коммюнике, заявления, борьба за мир, деятели культуры против чего-то там… и т.д. На этих собраниях ставились вопросы, принимались резолюции, решения, критиковались недостатки (отдельные), и проч., и проч., - люди постарше помнят, наверное, это же всё невозможно забыть, - а жизнь шла своим чередом… Мы привыкли к разрыву между словом и делом, это стало для советского народа почти естественно, как климат. – С большою скорбью я наблюдаю в нашей сегодняшней общественно-политической жизни некое возвращение этой самой советской эпохи… Нам, христианам, необходимо беречься растлевающего советского духа. Есть опасность, что действия по решению поставленных проблем по привычке подменятся собраниями, речами и резолюциями – совершенно, может быть, правильными… но дальше слов дело опять не пойдёт. Сейчас у многих церковных людей наличествует некая эйфория, что Церковь не гонят, что власти заговорили о её значении в истории России, о патриотизме… но как бы нам не подменить самовосхвалениями и говорильней живую церковную жизнь, требующую от каждого из нас трезвости и подвига …

2. Для того же, чтобы не впасть в эйфорию, необходимо осмыслить одну вещь. Дело в том, что нам выпало жить в переломный момент церковной истории, какого раньше никогда не было. А именно: закончилась эпоха «симфонии». 1700 лет Церковь осуществляла свои задачи в симбиозе с государством, с империей. Огромный пласт церковной традиции возник на этой почве; идеология «симфонии» почти срослась с церковным учением. Сила исторической инерции принуждает и нас «рассчитывать» на государство в решении сегодняшних сложностей церковной жизни. Но время империй ушло. Общество расцерковилось. Церковь неизбежно возвращается к образу существования, похожему на период до 313 года – к жизни христиан в языческом окружении и решении всех церковных вопросов силами исключительно самой Церкви. Если мы этого не поймём, не почувствуем, то никаких наших проблем мы решить не сможем.

Разумеется, это вовсе не значит – не сотрудничать с государством. Наоборот, сотрудничать там, где есть к тому хоть малейшая возможность. Но при этом ясно осознавать, что Церковь и государство – вещи разные, что люди, ради которых мы идём на сотрудничество с властью, и государство – вовсе не одно и то же. Нынешнее государство прагматично и цинично, ему нужны от Церкви внешние вещи. Например, обоснование патриотической идеологии, или иногда чувствуемое стремление переложить на плечи Церкви то, ради чего, собственно, и существует государство – социальную заботу о людях (при том, что реальной помощи в этой области Церковь от государства не очень-то получает). Но Христова правда, Евангельская нравственность – то, что составляет смысл, суть Церкви – сегодняшнему государству совершенно не нужна.

Господь вернул Церковь нам же в руки; мы оказались не готовы к этому. Мы ностальгически вцепляемся в церковно-имперскую идеологию, подменяя ею собственно церковное самосознание, - в чём и заключается одна из причин вышеупомянутой маргинализации. Когда Церковь становится самою собой – она сама и говорит за себя; её привлекательность неотразима; люди видят её добрые дела и прославляют Небесного Отца (ср. Мф. 5, 16). Когда же Церкви уготована роль идеологического придатка государства, отношения Церкви и власти становятся взаимно-потребительскими, - тогда Церковь теряет внутренние силы и может даже компрометировать себя в глазах внешних. История десятки раз показывала это; однако современное церковное общество не осмыслило этого. Иногда кажется, что не очень-то и хочет осмысливать.

3. Осмысление это – не самоцель. Оно приводит нас к практическим шагам. Когда мы увидим, что мы не можем рассчитывать на «доброго дядю» - императора, президента, губернатора, зав. РОНО, налогового инспектора, директора колхоза и проч., когда мы поймём, что, как я уже сказал, Господь дал нам нашу Церковь в наши руки, и ответственны за неё мы, каждый из нас, а не только церковное начальство или государство, - тогда нам неизбежно придётся что-то делать, чтобы Церковь жила полноценной жизнью… Давайте и начнём с того, что мы можем уже сейчас –творить маленькие дела на своих маленьких местах. Не ждать, когда начальство даст нам «отмашку», а самим осуществлять Евангелие Христово. Начнём хотя бы с того, чтобы преодолевать свою эгоистическую разобщённость, быть именно Церковью; помогать друг другу, быть милосердными, сострадательными; проповедовать Христа жизнью и словом; не мириться с ложью, безнравственностью… да хотя бы вслух называть вещи своими именами. Тогда, я думаю, помощь Божия будет сопутствовать нам, да и людские сердца (в том числе и начальственные) развернутся к нам.

4. Но на этом пути есть одно важное препятствие. О нём во всеуслышание сказал Святейший Патриарх Алексий. Вот выдержки из его обращения к духовенству г. Москвы 15 декабря 2004 г.: «Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является всё усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность всё чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая всё живое и духовное». «Все люди, и особенно молодёжь, удивительно чутки ко всякой фальши. Если священник говорит о Христе, а сам думает о деньгах, о комфорте, об удовольствиях, то эту ложь… сразу чувствуют, и это обесценивает все остальные труды, предпринятые ради Церкви».

Одним из следствий этой коммерциализации является и отмеченная Патриархом утрата единства Тела Христова, выражающаяся в противопоставлении духовенства мирянам, когда в сознание христиан постепенно проникает мысль о том, «что Церковь состоит исключительно из духовенства, а роль мирян сводится лишь к материальному обеспечению церковной организации и стороннему наблюдению за жреческой деятельностью посвящённых. Я убеждён (говорит Патриарх), что одна из самых насущных задач современности, в том числе и в миссионерском контексте, - это восстановление той живой связи между иереем и народом Божиим, которая всегда была характерна для Православия».

Живая связь, о которой сказал Предстоятель Русской Церкви, предполагает не только духовное, но и всецелое взаимообщение, взаимопомощь, доверие, уважение. Не исключается из этого и материально-финансовая сфера церковной жизни. Если её исключить, то – возвращусь к письму «Крик души!!!!» - создаётся отмеченное и автором письма, и Святейшим Патриархом Алексием «ощущение, что священники нужны для обслуживания бабушек и атеистов… а молодёжь денег не приносит – поэтому и заниматься с ней невыгодно». На упомянутой мною молодёжной конференции заинтересованно обсуждался и этот деликатный вопрос. Отмечалось, что за более чем 15 лет возрождения Церкви главное внимание было обращаемо (и это естественно) на материальную сторону, обустроение храмового и внехрамового быта церковной жизни. Однако нередко при этом собственно духовный христианский смысл церковной деятельности оставался «на заднем плане». Сегодня такое положение вещей не может устраивать церковный организм: говоря химическим языком, «раствор уже приблизился к насыщению». Жизнь настоятельно диктует, что уже необходимо при рассчёте сил и средств переносить акцент с хозяйственно-бытовых, престижных, представительских и прочих целей на сугубо пастырские. Пусть епархия, приход, община, братство имеют немного денег; но при их распределении приоритетными должны быть именно пастырские, миссионерские, катехизаторские, молодёжные задачи. Материальному пора перемещаться на второе место; к этому нас совершенно недвусмысленно призывает Священноначалие нашей Церкви. Да, между прочим, Сам Христос обещал приложить нам всё, в чём мы имеем нужду, если мы будем искать Царства Божия и правды Его (Мф.6, 33). Поверим нашему Господу?

В заключение скажу, что изложенные здесь мысли, возникшие при чтении письма «Крик души!!!!», я с радостью предложил бы для общей дискуссии и церковного обсуждения.

Взято с www.radonezh.ru
Размещено 23.11.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz