Александр Александрович Александров
ХУДОЖНИК СТОЛБОВОЙ ДОРОГИ

"Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку..."
И.Н. Крамской

При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца - "Явление Христа народу". Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни".

Вехи биографии - скупы и, казалось бы, тепличны. Учился в качестве "вольноприходящего" художника в петербургской Академии художеств, у своего отца А.И. Иванова в классе у А.Е. Егорова. В 1830 году - пенсионер Общества петербургских художников в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831-1858 годах жил в Риме, общался с Николаем Гоголем. В 1857 году ездил в Лондон для встречи с Александром Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма. И вдруг там, вдали от родины, он начинает торить огромную просеку русского реализма, о которой и сказал Крамской, проникается осознанием величайшей миссии художника. Настоящий подвижник, Иванов работает стоически, напряженно. Свою жизнь целиком посвящает искусству во имя будущего. Называет себя переходным художником. "Мы живем в эпоху приготовления для человечества лучшей жизни... Мы должны быть добры и достойны этого трудного переходного времени".

Куда привела эта просека сегодня, к чему мы скатились в новое, очередное переходное время? Вот какие мысли будит прежде всего его гигантское полотно - развернутая философская поэма и бессмертная метафора. О великой картине "Явление Христа народу" написано много трудов. Рискну утверждать, что никто сегодня не поймёт её во всей полноте - нет высокой веры самого автора. Свидетельство тому - убежденные высказывания художника, те сокровенные мысли, которые он доверял только Гоголю или своему дневнику. Ведь он на полном серьёзе пишет: "Рассмотрите краткость времени, и вы уверитесь, что быстрые успехи русских во всех отраслях просвещения ясно показывают, что мы щедро наделены природой способностями. Как художник, в подтверждение сего скажу, что в нашем холодном к изящному веке я нигде не встречал столь много души и ума в художественных произведениях. Не говоря о немцах, но сами итальянцы не могут равняться с нами ни в рисовании, ни в сочинении, ни даже в красках, они отцвели, находясь между превосходными творениями славных своих предшественников. Мы предшественников не имеем, мы только что сами начали - и с успехом! Чего же должно ждать, если каждый из нас обойдет критическим образом лучшие произведения великих живописцев? Мне кажется, нам суждено ступить еще далее!!!"

И сам он, и его последователи ступили, безусловно, далее, создали всемирную славу русской художественной школы. Недаром Александр Герцен, которого у нас только в западники и социалисты записывают, восторгался подвигом Иванова: "...Вы подаёте не только великий пример художникам, но даёте свидетельство о той непочатой, цельной натуре русской... за которую... мы так страстно любим Россию, так горячо надеемся на ее будущность!" Какие свидетельства о цельной русской натуре мы имеем сегодня - "Культурную революцию" Швыдкова, галерею Гельмана, выставку "Осторожно, религия!" Конечно, это всё провокационные политиканские крайности, но не слишком ли они легко и разнузданно творятся в России!

Иоанн Креститель на переднем плане - высокохудожественный и выразительный образ. Он призывает не только приветствовать идущего издалека Христа, но и предсказывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: "Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской...".

А дальше - следующие поколения, а наше - детей Победы, а идущие следом?

Нет ясного ответа. Стою у великого, не по размерам, а по бескрайности, замысла и гениальности полотна в тихом зале Третьяковки в родном Замоскворечье.



Источник:
Журнал «РУССКИЙ ДОМ»

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz