Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Протоиерей Павел Вейнгольд
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Сегодня все говорят о глобализации, о том, что это процесс неизбежный, правда, расходятся в оценках этого явления – одни рассуждают о пользе глобализации и необходимости скорее интегрироваться в мировое сообщество, принимая на себя предлагаемые им нормы и стратегию бытия. Туда, где главным является единство в потреблении и отсутствие абсолютных истин, что предполагает полную свободу человека. Туда, где либерализм проникает во все сферы жизни и деятельности человека. Другие, напротив, с печалью судят об эсхатологичности происходящего, скорбят об Антихристе, становятся замкнуты и мрачны, видя все более и более знамений его грядущего пришествия в актуальных событиях.

Новости, действительно, внушают серьезные опасения – мы помним, что стало с Сербией, Ираком, Палестиной, что происходило во Франции минувшей осенью, когда сбылись фантастические предположения Елены Чудиновой с её "Мечетью Парижской Богоматери". Мы не понаслышке знаем, что такое терроризм, межнациональная вражда и ненависть. Все это характеризует времена "егда оскудеет любовь". Может быть, действительно нужно позаботиться об "удерживающем теперь", имея ввиду "новый мировой порядок", новое мегаобщество, идеалы которого и выражаются глобализацией? Между прочим, для православного человека являются приемлемыми нормы, позволяющие обуздывать грех, распущенность, и он в поисках свободы от греха не борется с государством, но стремится поддержать его. Но вот вопросы, которые возникают по поводу услышанного и увиденного, внушают тревогу: не пытается ли кто-то поставить под контроль всю систему международных связей, чтобы утвердить господство одного мировоззрения, одной идеологии, одной группы стран? Например, известно, что президент США избегнул сейчас в своих поздравлениях упоминания о Рождестве, в Конституции ЕС нет упоминания о христианских ценностях, наследуемых нынешней Европой. И Европейский же парламент отклонил кандидатуру итальянца Рокко Буттильоне на пост комиссара юстиции и внутренних дел Европейской комиссии по причине неприятия им гомосексуализма в качестве нормы межличностных отношений. А в юбилейном 2000-м году многие политики заговорили о наступлении постхристианской эры, эпохи Водолея, где будет покончено с религиозными химерами, разделяющими народы. Далее, не приведет ли развитие глобальной экономики к тому, что богатые народы станут ещё богаче, а бедные – беднее? Не создаст ли тотальный сбор информации о людях, равно как и требование их повсеместной идентификации угрозы идеологического контроля над ними? Сумеют ли люди и народы сохранить свою духовную свободу, сможем ли мы, православные нестесненно руководствоваться религиозным идеалом не только в личной, но и в общественной практике? Разумеется, не лишним будет напомнить слова ап. Павла о свободе: "К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5, 13). Именно в таком контексте понимания свободы мы должны говорить о свободе личности.

Глобализация понимается большинством исследователей (будь-то богословы, политики или экономисты) как процесс естественного сближения разных народов на основе экономического, культурного и политического сотрудничества. Некоторые западные богословы имеют ввиду еще и укрепление связей с родственными конфессиями, борьбу с индивидуализмом и материализмом, укоренившимися в западном мире.

Так или иначе, совокупность процессов, объединенных термином "глобализация" имеет, очевидно, две стороны: положительным является то, что создаются невиданные возможности для экономического и научно-технического прогресса, для обмена информацией, культурными и духовными ценностями; информационная революция позволяет трансформировать пространственно-временную организацию социальных связей и отношений – возникает мир без границ, где утрачивают былое значение территории и расстояния; отрицательным является то, что реальна угроза размывания цивилизационного многообразия современного мира, утраты национальной самобытности, растворения её в массовой культуре. Возникает опасность глобализма – насаждения определенных эталонов культуры, миропонимания, этики, поведения. Церковь должна противостоять ложно понимаемому единству в идеологии потребления, основанного на принципе равнозначности и относительности любых ценностей, подменяющих собой традиционный духовный стержень общества, отсутствующие абсолютные истины.

Человек православный в этих условиях утрачивает свою свободу, ибо унификация, происходящая вне онтологической сущности человека – обладания им бессмертной души – приводит к утрате духовных ориентиров нравственных и общественных идеалов и самой возможности оставаться православными, русскими людьми.

Свобода личности находится под угрозой также в связи с использованием различных технологий для установления тотального контроля и возможности в этой связи влиять на религиозный и мировоззренческий выбор личности.

Недавно Госдума в первом чтении большинством голосов приняла закон о персональной идентификации граждан. Возражения против подобных технологий были зафиксированы в письме, принятом в адрес Президента на Епархиальном совете и поддержанном депутатами Областной Думы ещё в марте 2004 г. Таким образом, нынче мы получили ответ на свое обращение. Вместе с тем ещё 2 года назад Владыка Иоанн предупреждал о том, что ввод таких документов может спровоцировать раскол, нестроения в среде церковного народа и предложил другую систему учета, например, по единой карточке социального страхования. Разумеется, всем понятно, что введение электронных паспортов, вживляемых чипов не повысит нашей безопасности -преступники и террористы наверняка найдут и в этой электронной системе уязвимые места, а то, с какой настойчивостью и пренебрежением к мнению и опасениям некоторой части граждан нашей страны новые документы будут внедряться, действительно способно всколыхнуть и панику и эсхатологические ожидания, связанные с "числом зверя" – вспомните, как это было с ИНН. Жириновский сказал, что "Россия должна принять эту систему потому, что она уже существует на Западе" – вот вам и ключ к пониманию происходящего. Это уже не событие нашего маленького мира, которое мы считаем вселенским по масштабу, а отражение тенденций, вводящих нашу страну в процесс глобализации.

Угроза нашей свободе проистекает из того, что глобализм и нравственный релятивизм вызывает у людей стремление защитить свою веру и культуру. Экстремисты могут воспользоваться свободной волей тех, кто не может смириться с нравственной распущенностью, атеизмом, социальной и экономической несправедливостью. Такие предпосылки приведут к тому, что требования о тотальном сборе информации, повсеместной идентификации несомненно будут связаны с ограничением духовной свободы граждан и идеологическим контролем над ними. Верующие опасаются потери религиозной и национальной идентичности, что и является существенным выражением свободы их личности. Да, глобализация раскрепощает человека, делает возможным выбрать индивиду многообразные жизненные стратегии.

Но человек может потерять себя в поисках места в мире, где его жизнь утрачивает основной смысл – спасение души.

Таким образом, свобода и нравственность – это взаимозависимые и взаимосвязанные категории и выбор человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит финал человеческой истории – каждый из нас, избирая зло, приближает приход Антихриста, оставаясь верным добру – не дает ему воцариться. Потому венцом человеческой истории будет не царство Антихриста, а второе пришествие Христа.

В заключение, в этой связи, уместным почту сделать следующее замечание о некоторых особенностях нынешнего церковного сознания, когда либерализм поразил самые, казалось бы, его основы – демократия в аду, а на небе – Царство. Почему сейчас возникает ситуация, когда в православной среде есть группы, не доверяющие иерархии, пастырям, богословам? Почему авторитет церкви подменяют "местночтимым" авторитетом младостарца или сомнительного "старчика"? Почему голос "старчика" более значим, чем голос епископа? Потому, что мы стали забывать о том, что богословие без Церкви есть не что иное, как болезненный опыт, направленный на тщетное решение проблем человечества. Потому сопротивление нарастающему в мире греху должно быть не в митингах и прокламациях, а в исполнении заповедей Божиих, молитве и покаянии. Сопротивление злу состоит не в том, что мы должны заражать друг друга обоснованными или необоснованными страхами, а в том, чтобы действовать, укрепляя веру и помогая ближнему "так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5, 16). Как заметил святейший патриарх Алексий II "выход – не в безумном потребительстве, не в отчаянном протесте, как у нынешних антиглобалистов. Выход другой, и он единственный – возвращение к Православию".

Взято с seminaria.bel.ru
Размещено 23.05.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

.
Hosted by uCoz