Вадим Владимирович Балытников
ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ДОЛЖНО БЫТЬ ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАРОДА РОССИИ

«Русь была крещена, но не была просвещена». Этот верный диагноз нашему духовному состоянию в XIX веке выставил выдающийся русский христианский писатель С.Н. Лесков.

Причины этого диагноза почти одновременно с Лесковым обозначил Святитель Феофан Затворник, писавший, что «священники не учат. Народ отшатнулся от иереев. Они стоят у него наряду с помещиками и чиновниками».

Все мы помним, чем кончилось это страшное состояние. Революция 1917 года, разорение Российской Церкви, жесточайшие, не имеющие аналогов в истории, гонения на православную христианскую веру, отпадение от неё подавляющего большинства населения. В 1917 году наша Церковь имела около 50 тысяч храмов. Двадцать лет спустя незакрытыми остались около 500. Таким образом, действовать продолжал один храм из ста.

Так, по словам святых новомучеников и исповедников Российских, наказал нас Бог, ибо «когда христиане не живут по-христиански, тогда у них отнимаются христианские храмы».

Сейчас христианская вера и Православная Церковь в России как будто бы возрождаются. Кровь мучеников (а за годы советской власти было уничтожено более двухсот тысяч одних только священнослужителей) исходатайствовала к нам милость Христову. Уже почти пятнадцать лет, как прекратились не только государственные гонения, но и вообще какие-либо дискриминационные ограничения государством свободного исповедания христианской веры. Возобновились богослужения почти во всех сохранившихся храмах (их почти 25 тысяч), воссоздано немало разрушенных (ярчайший пример – Храм Христа Спасителя в Москве). Более половины населения России, по данным опросов, считает себя православными верующими.

Но действительно ли православная вера оживает в народе? «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Послание Иакова, глава 2, стих 17).
Без христианских дел, без христианской жизни вера мертва и не приносит никакой пользы, как свидетельствует об этом в своем Послании Святой Апостол Иаков, брат Господень и как говорит в Евангелии Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос.

Но каких христианских дел ждем мы от нашего народа, если, как показывают исследования, едва ли не половина считающих себя православными не понимают основного христианского догмата о Троице, а почти 90 процентов крещёных православных соотечественников практически не посещают храмов? Не отсюда ли начавшийся именно в постсоветскую эпоху разврат, повальное пьянство, продолжающееся массовое воровство (в отношение общественного имущества с советских времен почти узаконенное в сознании нашего народа)?

И не надо рассказывать сказки про «особое благочестие» нашего народа, про его «бытовое исповедничество», будто бы восполняющее незнание основ христианской веры. 1917 год наглядно показал истинную цену таким сказкам. А те, кто по-прежнему не желает усваивать уроки истории, рискуют вновь пережить период, при котором количество храмов будет вновь приведено в соответствие с количеством действительных христиан (то есть уменьшится раз в 10). Только при том место Православия в обществе займут, естественно, уже не спаянные железной дисциплиной большевики, а многоразличные расколы, ереси и секты. А это, в свою очередь, уже станет настоящим прологом к реальному (а не вымышленному «страха ради») приходу антихриста. Тому самому приходу, не допустить дожить до которого молил величайший исповедник и Учитель Православия Святитель Василий Великий. Обо всем этом не худо бы помнить современным «ревнителям», нередко прямо-таки страстно мечтающим о скорейшем конце света, и, разумеется, надеющимся, что уж они-то кончено, устоят перед антихристом.

Не лучше ли сейчас бороться за реальное христианское просвещение нашего народа, чем успокаивать себя тем, что в последние 15 лет Церкви в среднем передавалось по три храма в день, или мечтать о новых гонениях и фантазировать на предмет своего грядущего участия в борьбе с антихристом? Не лучше ли разъяснять своим братьям по вере те самые догматы и правила христианской жизни, которые, по свидетельству святых, были понятны простым, почти необразованным портным, банщикам и каменотесам в эпоху создания христианского общества в IV-V веках, но почему-то считаются непонятными нашими современниками, имеющими как минимум среднее общее образование?

Один из современных православных священников назвал Россию страной «христиан, не читавших Евангелия». Но если вдуматься, то суть-то заключается вовсе не в этом! Дело не только в том, что Евангелие не читают, проблема в том, что по нему не живут!

Христос, как это ясно видно из Священного Писания, оставил на Земле не книгу с точной записью своего учения. Он создал на Земле свою Церковь, «собрание верных» Себе людей. Именно в Церкви, в собрании, в общине, в общении друг с другом люди учились жить по-христиански. Это на отпавшем от Православия Западе буква книги стала источником истины. В православном мире источником истины всегда была традиция, что в буквальном переводе с латыни означает «передача». Передача христианского знания, христианского образа жизни от человека к человеку. Только так и можно передать духовное. Христианству нельзя научится только из книг, ему можно научится лишь от Христа и верных ему людей. «Буква убивает, дух животворит» (Второе Послание Павла к Коринфянам, глава 3, стих 6).

Для каждого времени, места, народа Церковь использовала свои способы передачи массам христианского учения. Как свидетельствуют Деяния Святых Апостолов апостол Павел проповедовал иудеям в синагогах, а эллинам – в собраниях, на площадях и даже в Ареопаге (наименованном в честь языческого бога войны Ареса верховном суде Древних Афин). Христиане первых веков вели свою проповедь не только в церквях, но и на воинских сходках, в собраниях на форумах и в заседаниях римского сената. Святой Стефан Пермский в XV веке проповедовал христианство пермякам, собиравшимся вокруг волхвов и языческих капищ. Русские миссионеры на Аляске в XIX веке проповедовали Христа на племенных сборищах.

С XVI века Церковь использовала книгопечатание (первой выпущенной в Москве на русском языке печатной книгой стал «Апостол»). В XX веке мировое Православие активно применяло для проповеди радио (кстати, именно радиосвязь долгое время была мирским занятием выдающегося православного подвижника Паисия Святогорца). Сейчас наша Церковь наконец стала осваивать телевидение и Интернет.

Да, есть немало «ревнителей», отвергающих телевидение как возможную среду христианской проповеди. Опираясь на не всегда ясные и достоверные, а нередко еще и произвольно трактуемые пророчества, они вопят о засевших в телевизоре бесах (видимо, именно они, по мнению «ревнителей», транслируют все телепередачи, до Пасхального богослужения включительно). При этом нередко забывают, что вовсе не Гамлет, а православные святые (в частности, авва Дорофей) не раз говорили, что вещи хороши или дурны не сами по себе, а в зависимости от их употребления. Телевидение как средство демонстрации порнофильмов – дурно, телевидение как средство христианской проповеди – «хорошо весьма» (Бытие, глава 1, стих 31).

Именно использование телевидения сейчас может дать Церкви возможность охватить те самые почти 90% почти не посещающих храм «почти» православных верующих. Именно оно может стать эффективным средством проповеди трех вещей. Во-первых понимания, что люди должны не только жить на земле, но и готовиться к жизни будущего века, причем вместе со своими собратьями, а не сами по себе (вспомним святого апостола Павла и его готовность самому погибнуть ради спасения своего народа, вспомним святых, моливших Бога о спасении собратьев, или о погибели вместе с ними). Во-вторых, познания того, что для будущей жизни люди приготовляются именно совместной, соборной верой, надеждой, любовью, молитвой и трудом. И в третьих, постижения того, что вся это совместная, соборная деятельность возможна только в Церкви, в единении не только с братьями и сестрами по вере, но и с Самим Христом. И тогда многие, если не большинство из упомянутых 90% станут деятельными, а не формальными христианами, с живой, а не мертвой православной христианской верой.

Полем такой проповеди должны стать не только и не столько специальные православные христианские программы, и даже не специализированные православные телеканалы. Нет, такое поле – это прежде всего телевизионные аналоги форума, сената, ареопага, воинской сходки. Это светские телевизионные передачи общественно-политического, социально, профессионального характера в каждой из которых должен звучать глас Церкви, это место и эфирное время современных «чернушных» фильмов, которое должны занять фильмы нормальные.

«Но кто же даст нам это место?», воскликнут многие в недоумении. Только та сила, которая имеет на это власть, только та сила, которая в конце концов некогда предоставила христианам лагеря легионов, форумы городов и здания сената. Сила, которая может дать православным христианам не только формальную свободу проповеди, но и реальную возможность оной – эта сила государства.

Не для кого не секрет, что на практике государство полностью контролирует центральные телевизионные каналы. И нужно объяснять государству, что, к примеру, популяризируя на ТВ певицу Руслану и оболванивая народ фильмами типа «Роксолана - пленница султана» или «Моление о гетмане Мазепе», украинское государство, по сути, готовило почву для «оранжевой революции», которая смела всю ранее властвовавшую на Украине элиту. Власть вполне можно убедить, что в противовес явной или скрытой «коричневой», «оранжевой», «голубой», «розовой» и любой другой духовной чуме в каждой общественно значимой телевизионной программе должен звучать голос Церкви с Её идеально выверенным должным отношением и к власти, и к обществу, и к происходящим в них процессам. Правительству можно доказать, что засилье западных фильмов на ТВ в недалекой перспективе чревато засильем полностью прозападно настроенных людей уже не на Майдане, а кое-где поближе…

Только для того, чтобы убедить власть дать слово Церкви, а общество – прислушаться к этому слову, недостаточно одного митрополита Кирилла, протоирея Всеволода Чаплина, диакона Андрея Кураева или мирянина Владимира Легойды. Нужда команда из, по меньшей мере, нескольких сотен православных священнослужителей и мирян, специализирующихся в самых разных областях человеческой деятельности и способных доносить до телезрителей позицию Церкви. Нужны бесперебойно работающие механизмы оперативного формулирования официальной позиции Церкви по возникающим общественным проблемам (к числу таких механизмов можно отнести утвержденные Архиерейским Собором Основы социальной концепции РПЦ и отдельные решения Священного Синода по актуальным для чад Церкви вопросам). Наконец, нужно использовать церковную власть, добиваясь, чтобы официальная позиция Церкви доводилась священнослужителями до православного народа, а не игнорировалась ими.


Текст подготовлен на основе выступления автора на IX Всемирном Русском Народном Соборе 10 марта 2005 года.


Источник:
Свет Православия

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz