Дмитрий Игнатов
РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ
И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

В ГЛАВНОМединство
В СПОРНОМсвобода
ВО ВСЁМлюбовь

Проект МIРЯНИНЪ - 
православно-христианский сайт
Дмитрия Игнатова

Вадим Балытников
ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА ОТДЕЛИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Актуальные вопросы современной христианской жизни требуют адекватного ответа

Вадим Владимирович Балытников, кандидат юридических наук

В последнее время наметился ряд крайне тревожных тенденций в области практического восприятия российским народом православного христианства.

В 90-х годах прошлого века произошел резкий всплеск интереса к Православию, массовое крещение и воцерковление большей части представителей русского и ряда других народов России. Результатом этого стало осознание большинством россиян своей принадлежности христианству в целом, и к Русской Православной Церкви в частности. Однако уже к началу нынешнего тысячелетия стало ясно, что "церковное возрождение" постсоветского периода во многом ограничилось лишь внешней, формальной стороной дела. Да, было восстановлено и возвращено Церкви подавляющее большинство сохранившихся храмов и монастырей (на территории бывшего СССР их число достигло почти 30 тысяч). В настоящее время воссозданы практически все существовавшие в дореволюционной России епархии, и образован целый ряд новых архиерейских кафедр. Многократно возросло число священнослужителей (только количество священников РПЦ увеличилось за 15 лет почти в 4 раза, достигнув к 2005 году цифры в 27 тысяч человек).

Все эти, без сомнения, позитивные события, к сожалению, далеко не всегда сопровождались ростом подлинной православной веры среди массы рядовых членов Церкви - мирян (количество которых, даже согласно исследованиям баптистов составляет применительно к РПЦ около 80 млн. человек, а по данным некоторых представителей самой РПЦ - около 120 млн.). Крайне низкий образовательный уровень подавляющего большинства духовенства[1], чрезмерная увлеченность многих настоятелей вновь открываемых храмов материальными вопросами, маргинализация значительной части низших церковных служителей (из которых, в период массовых рукоположений начала 1990-х годов в основном и рекрутировались священнические кадры) - все это привело к тому, что по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Церкви резко возросло количество "кадиломахателей" не способных научить народ главному - основам христианской веры и самое главное - христианской жизни, без которой вера, согласно Посланию Святого Апостола Иакова, "мертва есть".

Естественно, в непростых условия предшествующего десятилетия место христианской истины в умах людей стали занимать многочисленные заблуждения. Причем в отличия от дореволюционных и даже советских времен среди этих заблуждений преобладали уже не так называемые "бытовые суеверия", а взгляды, весьма опасные для общества и государства. Среди активных воцерковленных православных христиан (которые составляют до 10% от общей численности православных в России) а также среди части так называемых "захожан" при активной поддержке многих малообразованных священников возник комплекс превдоправослвных взглядов, предполагающих:

1. Отрицательное отношение к современному Российскому государству, уклонение от участия в выборах, отказ от получения новых государственных документов, негативное отношение к любому участию в государственной и общественной деятельности в целом.

2. Негативный настрой по отношению к экономической жизни, в том числе к современной технике и технологии, активная пропаганда воззренений о ненужности для православного человека образования и науки.

3. Резкое неприятие всей современной (особенно театральной и кинематографической) культуры, а зачастую, и отрицание всей светской культуры в целом.

4. Разнузданная ксенофобия, почитание крайне одиозных лиц и организаций, действовавших в истории России (Иоанна Грозного, Григория Распутина, опричнины, черной сотни и т.д.).

5. Стремление к созданию некоего "православного гетто", реставрации давно отживших образов допетровской (!) монархической государственности, при которой, по их мнению, Россия переживет даже царствование антихриста.

Указанные взгляды являются откровенно еретическими. Они давно и бескомпромиссно осуждены Православной Церковью.

1. Повиновение государственной власти (в частности, обязанности принятия государственных документов[2]) заповедано еще в Посланиях Апостола Павла (например, в Послании к Римлянам, глава 13, стихи 1-3). Участие в выборах было объявлено для христиан не только правом, но и долгом многими величайшими святыми различных эпох и народов (в частности, Иоанном Златоустом в IV-V веках[3], Феофаном Затворником в XIX веке[4], Нектарием Эгинским в XX веке[5]). Государственной и общественной деятельностью занимались тысячи православных святых (царей, князей, военачальников, гражданских чиновников, в том числе областных и городских начальников в Римской империи, в Византийской империи, на Руси и в других православных странах).

2. Значение экономики для христианства закреплено в Священном Писании и нередко подчеркивалось Святыми Отцами и Учителями Церкви (к примеру, святым Василием Великим (IV век)[6], отличавшимся при этом строгим личным аскетизмом). Необходимость использования современной техники и технологии на благо православия единодушно подчеркивалась афонскими и русскими старцами XIX-XX веков (в том числе святыми Феофаном Затворником[7] и Нектарием Оптинским[8], а также Порфирием[9] и Паисием[10] Афонскими). Отрицание необходимости науки и образования есть ересь гносиомахии, против которой специально выступали многие выдающиеся христианские святые, в частности, Григорий Богослов (IV век)[11] и Иоанн Дамаскин (VIII век). Последний специально рассмотрел её в своей книге "О ста ересях вкратце")[12].

3. Неприятели современной культуры не знают, что античный театр отвергался Церковью не сам по себе, а из за своего религиозно-языческого характера. Организаторами же христианских театральных постановок были многие святые (в частности, во времена Петра I - святой Димитрий Ростовский[13], а в начале XX века - некоторые из новомучеников и исповедников Российских[14]). Использование электронных СМИ, а также кино и телевидения на благо Православия одобрено современными афонскими и русскими старцами (в частности, Порфирием Афонским[15] и Илием Оптинским[16]). О пользе нехристианской культуры для христиан многими святыми (в частности, упоминавшимся Василием Великим) были написаны специальные трактаты, призывавшие христиан усваивать любые позитивные культурные ценности и преобразовывать их в духе христианской веры[17].

4. Ксенофобия неоднократно осуждена самим Богом в Священном Писании Вспомним слова Писания о том, что для христиан нет ни эллина ни иудея, ни варвара ни скифа "но все и во всем Христос" (Послание к Колоссянам, гл. 3 ст. 11).

Почитание Иоанна Грозного, Григория Распутина, опричнины и черной сотни просто недопустимо, поскольку как органы церковной власти, так и множество святых (в том числе и новомучеников и исповедников Российских) давали отрицательную церковную оценку указанным лицам и организациям[18].

5. Объявление приемлемой для православного человека исключительно монархической формы правления представляет собой фактическую попытку деканонизации утверждавших обратное святых патриархов Фотия Константинопольского (IX век) [19] и Всероссийского Патриарха Тихона (XX век)[20], а также создателя первой в новой истории Греции[21] республики святого адмирала Феодора Ушакова[22], православного республиканского парламентария священномученика Иоанна (Поммера)[23] и некоторых других новомучеников и исповедников Российских[24]. А уж утверждение о необходимости восстановления монархии для того, чтобы пережить царство антихриста есть надругательство над Библией и разновидность ереси хилиазма. Всякий, исповедующий эту ересь подпадает под анафему Второго Вселенского собора 381 г.[25] и нуждается в срочном покаянии.

Представители руководства Русской Православной Церкви периодически выступают с опровержением рассмотренных выше еретических заблуждений. Однако для системного сокрушительного обличения упомянутых заблуждений представляется целесообразным творческое использование опыта Элладской (Греческой) Православной Церкви. Её высший орган управления (Синод) по мере необходимости выпускает специальные (зачастую некрупные по объему) Послания, посвященные разъяснению тех или иных актуальных вопросов современной жизни православных христиан. Нередко подготовка таких посланий проводилась в тесном взаимодействии с правительством, а иногда - и по его инициативе.

Мысль о необходимости издания подобного рода Послания Священного Синода Русской Православной Церкви "О некоторых актуальных вопросах современной христианской жизни" неоднократно высказывалась в церковных кругах (в частности, на заседаниях Всемирного Русского Народного Собора). Такое послание могло бы определенным образом дополнить и Основы Социальной Концепции РПЦ - документ, изобилующий описанием критериев православного идеала, но не всегда достаточно четко прописывающий конкретные пути конкретных действий по его достижению. Думается, что и в наших условиях соработниками Церкви в подготовке подобного Послания могли бы стать Президент и Правительство России, заинтересованные в сохранении Православной Церкви как важнейшей духовной скрепы российского общества.

Для претворения упомянутого Послания в жизнь можно было бы использовать опыт существовавшей в 1990-х годах Синодальной Группы по возрождению деятельности РПЦ на её канонической территории. Такая, объединяющая представителей важнейших православных структур, Синодальная Группа по реализации указанного Послания могла бы быть создана и в настоящее время. Для обеспечения её работы эффективной работы специальным определением Священного Синода необходимо принять, в частности, следующие решения:

1. Произвести в течение года неоднократное (в идеале - во все великие и двунадесятые праздники) оглашение Послания "О некоторых актуальных вопросах современной христианской жизни" во всех храмах РПЦ.

2. Обязать все общецерковные, епархиальные, монастырские, приходские и принадлежащие иным, входящим с состав РПЦ, структурам средствам массовой информации публиковать как само Послание, так и материалы Синодальной группы, направленные на разъяснения указанного Послания.

3. Обязать настоятелей храмов и иных имеющих право проповеди священников в обязательном порядке включать указанные материалы в свои ежевоскресные проповеди.

4. Установить, что после истечения кратковременного (не более одного года) переходного периода никакая церковная литература, и никакие церковные средства массовой информации, не имеющие архиерейского благословения (с конкретным номером резолюции об этом) не могут распространяться в помещениях религиозных организаций, входящих в состав РПЦ. Одновременно необходимо составить постоянно обновляемый общецерковный список печатных изданий, запрещенных к распространению в РПЦ. В такой список должны в первую очередь войти книги и брошюры, призывающие к канонизации Иоанна Грозного за "утопление баграми жидов в Двине"[26], Григория Распутина - за "паломничество на крейсере "Варяг" в Верхотурье"[27] (город, расположенный в Уральских горах), а равно и издания, призывающие "всех православных убивать колдунов"[28] либо объявляющие, что "правление антихриста уже началось, а все христиане должны немедленно бежать в леса и пустыни, взяв с собой запас лекарств на три с половиной года"[29] (к сожалению, подобную "литературу" нередко можно обнаружить в храмах).

5. В случае обнаружения нарушения положений Послания или указанных решений Синода допустившие такие нарушения священнослужители должны при необходимости подвергаться дисциплинарным санкциям не требующим усложнененного производства - денежным штрафам, лишению права исповедовать или пропроведывать, освобождению от должностных обязанностей, а при необходимости - запрещению в священнослужении.

Проведение в 2007 году описанной выше работы (или хотя бы начало оной) могло бы способствовать очищению Церкви от чуждых Христову Евангелию еретических взглядов. Русское Православие явило бы российскому обществу истинно христианское учение, предполагающее активную общественную и государственную позицию, стремление к всемерному участию Православия в развитии российской экономики, науки, культуры и образования, отсутствие ксенофобии, открытость Православия всем подлинно здравым тенденциям современного общества. Миру был бы явлен подлинно православный принцип блаженного Августина "В главном - единство, в прочем - свобода, во всем - любовь"[30].

__________
Примечания:

[1] Диакон Андрей Кураев, к примеру, отмечает, что лишь чуть более 10 процентов священников имеют нормальное семинарское образование.

[2] Отдельно об этом см.: Искушения наших дней. В защиту церковного единства. М.: Даниловский благовестник. 2003. Церковь о нашем времени. М.: 2004, а также книгу диакона Андрея Кураева "Сегодня ли дают печать антихриста". В указанных изданиях отражена как официальная позиция Церкви по данному вопросу, так и соответствующая ей позиция современных старцев (в частности, отцов Иоанна Крестьянкина, Николая Гурьянова и Илия Оптинского). Подробное рассмотрение данной темы не входит в задачи статьи, тем более, что все соответствующие документы и материалы опубликованы, в том числе и в сети "Интернет" (см., в частности сборник "Церковь и ИНН", romanov-murman.narod.ru/inn/books.htm).

[3] О долге христианина как избирателя Святитель Иоанн Златоуст писал в своих "Словах о священстве", в частности, в слове IV.

[4] Святитель Феофан Затворник в своих "Словах к владимирской пастве" неоднократно обращался к вопросу о православных подходах к выборам в земские органы.

[5] Слова Святителя Нектария Эгинского по поводу выборов в государственные органы см. в книге "Святитель Нектарий Эгинский. Библиографический очерк". (Богородице-Сергиева Пустынь, 2003), с.70-71.

[6] К примеру, в Четвертой беседе на Шестоднев Святитель, восхваляя Божье творение - море, усматривает его полезность, между прочим, и в том, что оно "обогащает купцов".

[7] У Святителя Феофана в затворе был телескоп, микроскоп, фотоаппарат, медицинский атлас, книги по истории и западноевропейской философии. Напомню, что он был монахом-затворником.

[8] "Я к научности приникаю", - говорил святой Нектарий. В своих беседах и наставлениях он любил приводить примеры из разных областей знаний. Например, он часто повторял, что "Бог - центр круга, а люди - радиусы. При приближении к центру они сближаются между собой". Об истории отец Нектарий говорил, что она "показывает нам, как Бог руководит народами и дает как бы нравственные уроки вселенной". Отец Нектарий интересовался даже авиацией, говорил, что она - завоевание гения человеческого. Этим он очень удивлял Сергея Нилуса, который был убежден, что идея полетов по воздуху внушена человеку бесами. Однажды между ними даже вышел спор по этому поводу. "А Симон-волхв не летал?" - спросил писатель. "Летал", - согласился отец Нектарий. "Чьей силой?" - "Бесовской". - "Понимаете?" - "Что ж тут общего, - удивился старец, - там - чародейство, здесь - наука, ум человека". - "А источник силы все тот же", - парировал Нилус. "Mais, vous savez, c'est par trop fort ce que vous dites, - вознегодовал отец Нектарий, - это вы уже слишком перехватили через край. Неужели вы дошли до такой степени отрицания науки? Ведь это же проповедь возвращения к первобытному состоянию" (vos.1september.ru/article.php?ID=200103804).

[9] Слова старца Порфирия об этом см. в брошюре "Невероятные дары. М.: Фавор- XXI. 2004. c. 31-32.

[10] Слова старца Паисия об этом см. в книге "Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.1" М.: Издательский Дом "Святая Гора" с. 211-331, 305-323.

[11] "Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющую от Бога… Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве." (Святитель Григорий Богослов, слово 43).

[12] Преподобный Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце. Ересь 88.

[13] Об этом см. его жизнеописание в сборнике "Жизнеописания достопамятных людей земли Русской" (М.: 1992) с. 226.

[14] В частности, священномученик Николай Цветков, дневник которого издан в Москве в 2001 году издательством "Стогна".

[15] Слова старца Порфирия об этом см. в брошюре "Невероятные дары. М.: Фавор- XXI. 2004. c. 31-32.

[16] Схиигумен Илий, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни: Телевидение может быть полезным. (www.tserkov.info/numbers/opit/?ID=1181).

[17] Наилучшим примером, на мой взгляд, может служить именно трактат Святителя Василия Великого "О том, как молодые люди могут получать пользу от языческих книг".

[18] Подробнее об этом см., в частности, документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего в 2004 году, а именно: приложение №4 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. К вопросу о канонизации Царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина. (www.sedmitza.ru/index.html?did=17696) и приложение №5 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Царская семья и Г. Е. Распутин (www.sedmitza.ru/index.html?did=17697). Подробнее см: Смыслов И.В. Г.Е Распутин: знамение погибшего царства. М.: 2002. Царь Иван Васильевич - грозный или святой? Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2003. Применительно к "Черной Сотне" необходимо вспомнить и глубоко символичный разрыв с этой организацией Тихона (Белавина), будущего Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, а также и выход из её состава некоторых других будущих новомучеников и исповедников Российских.

[19] Святитель Фотий в своем сочинении "Амфилохий" писал, что "тип государственного устройства не предопределен Богом, а устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом".

[20] В Послании Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября 1919 года четко указано, что "установление той или иной формы правления есть не дело Церкви, но самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение".

[21] Если не считать таковой Святую Гору Афон, которую вполне обоснованно именуют "монашеской республикой".

[22] Об этом см.: Святый праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Издательство имени Святителя Льва, Папы Римского, Киев, 2001 год с.25.

[23] Об этом см.: Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. с.51-151.

[24] Например, священомученика Константина Сухова, которому в качестве предлога для расправы в вину было вменено организация крестного хода и молебна "по поводу разгона Учредительного Собрания" (напомним, органа сугубо республиканского).

[25] Об этом см.: Священник Николай Ким. Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., Алатейя, 2003. с. 307.

[26] Это событие, по сведениям летописцев, имевшее место при взятии Полоцка, некоторые "горе-патриоты" почему-то считают основанием для прославления Иоанна IV как святого.

[27] Татьяна Гроян. "Мученик за Христа и за Царя Человек Божий Григорий, Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока" (Москва, 2000).

[28] "Воспоминания о Пелагии Рязанской", опубликованные, в частности, в псевдоцерковной газете "Жизнь вечная".

[29] Книга "Духовные беседы и наставления старца Антония", изданная массовым тиражом (без указания издателя, места и года издания, то есть совершенно анонимно). К сожалению, ссылки на эту книгу появляются даже в официальных изданиях некоторых епархий.

[30] Впрочем, еще за два с лишним века до Августина слова "Единство в главном, свобода в прочем, любовь - во всем" были заповедны нам одним из первых христианских святых - священномучеником Иринеем Лионским во II веке.

Взято с pravmissioner.ru
Размещено 18.04.2007

в ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ || на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz